Там, где другие не проедут…


Легковой полноприводный автомобиль

Готовим автомобиль к охоте и рыбалке

Афоризм «Внедорожник — это машина, которая застрянет там, куда другие просто не доберутся» уже практически стал народной пословицей. И кто в этом убеждается чаще, чем охотники и рыболовы, готовые ради трофейной добычи забираться в такие дебри, о которых иные и не слышали никогда? Но в том то и дело, что завязнуть там, куда другие не доберутся, чревато… А значит, каким бы ни был удобным, надежным и проходимым оригинальный легковой полноприводный автомобиль, придется позаботиться о том, чтобы все эти критерии довести до абсолютного максимума. Собственно, об этом и поговорим.

Выбор — штука непростая

Сегодня проще простого заблудиться в огромном количестве разнообразных транспортных средств, которые позиционируются как внедорожные. Часть из них действительно таковыми являются. А некоторые модели только номинально могут считаться техникой с высоким уровнем проходимости.

В современном мире редко какая автомобилестроительная компания не имеет в линейке своей продукции одну, а то и сразу несколько позиций кроссоверов и внедорожников. Кто-то предпочитает Hummer, кто-то — Chrysler, Land Cruiser, Dodge или Jeep…

Но большинство, на мой взгляд, все же выбирает отечественные легковые полноприводные автомобили. При этом покупатели упирают на то, что техника создавалась с учетом реалий российских трасс и бездорожья. Кроме того, она несколько доступнее по цене, чем иномарки, дешевле в обслуживании и удобнее с точки зрения ремонтопригодности.

Самыми популярными машины, с этой точки зрения, можно считать представителей семейства ВАЗ и УАЗ. Именно из этих критериев исходил и свояк автора данной статьи, решив поменять седан на что-то более приспособленное к его увлечению — охоте. Выбор остановил на автомобиле «Шевроле Нива», что отнюдь не является рекламой указанной модели. А в межсезонье отправился опробовать приобретение в боевой обстановке — на полях.

Как мы «сели в лужу»

Этой весной решили я, свояк и тесть — все любители пострелять — попытать счастья по перелетному гусю. Вооружились, закупились, заправились, проверили наличие необходимых документов (ну а куда без них?) и в путь! Отправились не особо далеко — за полторы сотни верст от города на убранные с осени кукурузные поля.

Место — лучше не придумаешь! Еды для птицы — в достатке, несколько довольно крупных водоемов поблизости и почти полное отсутствие городов и деревень в радиусе десятка километров. Ближайшее «жилое место» — некое село Чуча.

Правильность выбранного направления подтверждали и весьма крупные стаи гуся, правда идущие высоковато и несколько в стороне. Мы решили подтянуться ближе к основному маршруту перелетных и выставить профиля. Все бы хорошо, но за пару сотен метров до переезда… плотно «сели на брюшко». Наш автомобиль провалился в жидкое месиво, под которым за тонкой прослойкой промерзшей земли скрывалась еще более жуткая каша!

Снаряжение в наличии

И вот тут то самое время рассказать о том, что у нас с собой было из предметов самостоятельного спасения, а чего не оказалось, о чем мы очень жалели. Домкрат имелся. Лопат, допустим, было даже две. Так что вопросов с процессом откапывания не возникло. За исключением того, что, чем глубже рыли, тем веселее кренилась машина. А до плотного грунта достать не получалось никак.

Был еще топорик. Тоже на первый взгляд не бесполезный предмет. Несколько вырубленных бревнышек успешно легли под колеса. Но, вместо того чтобы повысить качество сцепления, весело ушли на глубину. Следующий слой дерева постигла та же участь, когда в дело вступил подставленный домкрат. И так… несколько раз подряд.

Замечу, что вся история происходила не в болоте, а на кромке поля. Путешествие на не слишком далекую дорогу с целью поймать добровольного спасателя не увенчалось успехом. Нечастые автомобилисты отказывались ввязываться в это безнадежное дело, когда видели дистанцию до машины, а главное — печальное состояние, в котором оказался транспорт с колесной формулой 4Х4.

Вот если бы был трос метров на 150-200!.. К сожалению, лебедки у нас с собой тоже не оказалось.

Друзья спешат на помощь

В общем, после шести (!) часов безуспешных усилий вытолкать автомобиль самостоятельно, кучи безуспешных попыток поймать тягач и безуспешного похода за десяток километров в ближайшее селение за трактором было принято решение звонить в город и организовывать спасательную операцию оттуда.

Мы поручили прикупить ручную лебедку «пятитонник» и сотню метров стального троса. Спустя еще полтора часа действия по вызволению машины достигли завершающей фазы.

Трос был протянут к ближайшим деревьям. Лебедка рычажного типа закреплена. Толкали трое — тесть и двое приехавших на выручку. Владелец автомобиля по мере сил пытался использовать возможности самой «Шевроле Нивы». А автор этих строк усиленно орудовал рычагом лебедки.

Наконец, свобода! Сколько времени ушло на очистку тормозных колодок от грязи — это уже совсем другая история. Но на охоту в тот день ни сил, ни возможностей не осталось…

Второй шанс для внедорожника

Прошло лето, стартовал осенний сезон. Существенно доработанная «Шевроле Нива» вновь отправилась в путь, неся с собой все ту же компанию. Направление выбрали несколько иное… Но после прошедших дождей впечатления и на этом маршруте должны были оказаться незабываемыми.

Разбитая в хлам грунтовка. Почва — глинозем… со всеми вытекающими в прямом и переносном смыслах последствиями. Порыкивая да пофыркивая, автомобиль преодолевал многочисленные препятствия.

Мы решили поохотиться на тихом лесном озерке. Чтобы не пугать утку раньше времени, оставили машину примерно в полукилометре от водоема. Но не успели сделать и нескольких шагов, как услышали забористый «многоэтажный» тюкающий звук, похожий на работу дровосека.

Понимая, что скрывать свое присутствие от птицы уже ни к чему, пошли взглянуть: что за лесозаготовка кипит за поворотом. И вот какая картина оказалась перед нашими глазами. Лужа метров 15 в диаметре, крутой подъем на ее противоположный берег, очерченный двумя глубокими колеями все той же разбитой грунтовки, и висящий защитой на этом холме Great Wall Hover H5.

Вызволение застрявшей иномарки

Двое мужиков пытались стащить эту махину. Из-под автомобиля валил пар, электроника, по словам владельца машины, сошла с ума. Системы показывали сбой всего, что только возможно, а внедорожник сидел и никуда не собирался.

Ну не бросать же людей в лесу! «Шевроле Нива», отлифтованная сантиметров на 10 от стандарта, бодро полезла в лужу (грунт — все тот же глинозем) практически на высоту гряземесов — 235/75/15. Зацепили трос и, подталкивая «китайца» в капот, сняли его с насиженного места.

Вытащенный на ровный грунт импортный джип большого стремления к продолжению путешествия не выказывал. Электроника все так же выдавала сбой, а забитый протектор шлифовал даже на плотном дерне. В общем, доработанная «Шевроле Нива» показала себя вполне достойно.

Оценка потенциала машины

В подходе к усовершенствованию собственного автомобиля Роман (свояк автора этих строк и частый компаньон в выездах на рыбалку и охоту) придерживается принципа «Лучшее — враг хорошего». А потому сначала тщательно изучает вопрос, все сильные и особенно слабые стороны, возможные последствия, способные привести к не самым лучшим результатам. И лишь после этого сам берется за инструменты или ищет специалистов, которые готовы качественно выполнить работу.

Как удалось узнать, «Шевроле Нива» — модель достаточно капризная и к глобальной модернизации относится резко отрицательно. В частности, Роман выяснил, что непрофессиональное вмешательство способно привести к ряду негативных последствий:

  • изменению угла излома приводов, а значит, быстрому их износу;
  • смещению центра тяжести, а следовательно, ухудшению управляемости;
  • снижению ресурса подвески, трансмиссии, ходовой в целом…

Что было сделано

В результате Роман решил, что воспользоваться услугами профессионалов будет и дешевле, и спокойнее. Тем более что предполагался лифтинг, подразумевающий масштабную переделку всего автомобиля. В ходе этой работы планировались активные изменения в большинстве систем машины.

Пройдемся по всему пути усовершенствования внедорожника.

1. Лифтинг кузова. Сейчас в сравнении с начальным периодом формирования этого направления тюнинга все значительно упростилось. Не составляет большого труда найти и приобрести специальные комплекты проставок, монтируемых между рамой авто и кузовом. Мастера посоветовали, что именно и где купить, чтобы все идеально подошло машине.

2. Установка колес большего диаметра. Собственно, лифтинг как процесс высоту клиренса увеличить не способен. Единственное, что он позволяет, — дает возможность установить большие диски и сменить резину. В данном случае решено было несколько подрезать арки и крылья.

Стоит особое внимание обратить на то, что в правой задней части автомобиля расположены система вентиляции и топливный бак. В общем, одно неосторожное движение, и из разряда автовладельцев можно перейти в категорию пешеходов. Для большего комфорта при езде, а именно: чтобы стекла не залепляло грязью из-под колес, лучше сразу поставить боковые брызговики.

Адаптируются все магистрали, рулевые механизмы, тросы. Вставки и больший диаметр колеса в комплексе дают увеличение клиренса примерно на 80 — 100 миллиметров.

3. Лифтинг подвески — вопрос, требующий особого внимания. С одной стороны, чем этот показатель больше, тем выше проходимость. Но вместе с тем значительный отрыв от поверхности смещает центр тяжести, что снижает эффективность управления.

Кроме того, естественными ограничителями полета фантазии являются карданные валы. Чем больше угол их наклона, тем быстрее они изнашиваются, так как работать в нормальном режиме уже просто не могут. Компенсировать эту проблему удалось с помощью установки удлиненного варианта валов, с проставкой между фланцами карданов и мостов.

Что же касается самого лифтинга подвески, то добиться необходимого результата позволило применение удлиненных серег рессор. Единственный минус этого варианта — несколько возросло раскачивание автомобиля при езде по пересеченной местности.

4. Лифтинг подвески, а также увеличение высоты автомобиля в целом придется как-то компенсировать. Иначе машина теряет остойчивость. Естественным решением станет увеличение колеи. Добиться этого можно при помощи следующего комплекса решений — замены мостов на более широкие или установки колесных проставок.

Есть и дополнительный вариант. Можно просто поставить диски отрицательного вылета и широкие шины. Роман выбрал это последнее предложение. Тормоза пришлось заменить на дисковые.

5. Установка дополнительного бака (в багажнике) и дополнительной защиты механизмов и картера.

Плюсы от доработки внедорожника

Перечисленные выше усовершенствования позволили повысить проходимость автомобиля без серьезных потерь в комфорте и управляемости. Однако главное, чего удалось добиться, — появилась уверенность в том, что мест, где машина может не справиться с бездорожьем, стало значительно меньше.

А это значит, что ранее недоступным для нас районам на карте региона теперь придется приоткрывать перед нами завесу тайны своих обитателей. И шансы добыть действительно зачетный трофей заметно повысились.

Ну а сам я задумался о необходимости приобретения собственного внедорожника с последующей доработкой под себя. Основные претенденты: «Нива»-трехдверка, «УАЗ-Хантер» или банальная «буханка». В Интернете есть довольно много описаний вариантов того, что можно сделать с этими машинами.

Например, из «буханки» получается настоящий охотничий домик на колесах. «УАЗ-Хантер» также поддается кардинальной переработке. Но я, возможно, все же остановлю свой выбор на классической «Ниве», хотя и не призываю никого последовать моему примеру.

Без чего не стоит выезжать

Прежде всего — нельзя отправляться в путь, если нет уверенности в том, что автомобиль не подведет. А для этого стоит проверить качество и уровень всех жидкостей, необходимых для эффективной работы систем и механизмов. Первым делом речь идет о масле, топливе, омывателях. Также нужно убедиться в надежности коробки передач, систем охлаждения и торможения.

Отдельное внимание надо уделить проверке механизма лебедки, особенно если установлена электрическая. Хотя она не всегда востребована. Например, в багажнике автомобиля Романа по-прежнему лежат 100-метровый стальной трос и все та же купленная еще весной ручная лебедка рычажного типа усилием до пяти тонн. И в принципе этого вполне достаточно.

Но если есть возможность взять электрическую лебедку (а лучше — две), то отказываться не стоит. Одну можно установить спереди, усилив бампер, а вторую — сзади. Главное помнить, что электрическая лебедка — штука мощная, но капризная. Сильно перегружать ее нельзя. Нужно время от времени давать ей отдохнуть, иначе можно спалить.

В идеале доверить установку и подключение этого оборудования лучше все же профессионалам. Они смогут сделать все правильно и надежно. Ведь потребуется целый комплекс работ, связанных с оборудованием усиленных бамперов, подключением лебедок к энергосистеме автомобиля и выводом управления в салон.

Про проверку систем запуска и двигателя даже не буду говорить. Это все водители делают и без напоминаний. А вот о состоянии запасного колеса и наличии компрессора или ручного насоса для накачивания шин принято задумываться только в случае крайней нужды.

Равно как и о ремкомплекте. Между тем наличие заплат, клея, нужных инструментов, запасного набора ремней и так далее — это практически вопрос выживания. Особенно если до населенных пунктов далеко, а погода не слишком благосклонна к путешественнику.

Что же касается насоса, то, думается, всем известно, что при езде по мягкому, а тем более рыхлому или вязкому грунту, можно легко повысить проходимость, просто уменьшив давление в шинах. Тем самым увеличится пятно контакта. А вот на асфальте спущенные шины — верный путь к дорожно-транспортному происшествию. На мягкой резине автомобиль может начать «таскать». Соответственно, без подкачки тут не обойтись.

Ну раз уж мы заговорили о резине, то для езды по бездорожью нет других вариантов, кроме как «землеройки». Так называются шины с выраженным рисунком протектора, глубокими канавками, способностью к самоочищению и высокой ламелизацией.

А уж к какому бренду будет относиться резина — тут на самом деле все зависит только от личных предпочтений и толщины кошелька. Главное — качество и способность держать контакт с дорогой в любой ситуации. Ну и цепи на все четыре колеса не помешают, особенно в конце осени.

Не поленитесь забраться под автомобиль и еще раз подтянуть все узлы. Обидно будет, если по дороге отвалится гайка и машина встанет посреди распутицы без шанса выбраться самостоятельно.

Еще накануне стоит озаботиться «зарядкой» телефона — как энергией, так и деньгами. Связь — великая штука! Ну и зарядник от прикуривателя не помешает.

GPS. Сейчас, можно сказать, это не слишком дорого. Есть специальные программы для телефона и планшета. Зато всегда верно (ну или почти точно) знаешь, где находишься.

Наконец, нельзя не упомянуть о лопате. Лучше взять даже пару штук, поскольку в процессе откапывания застрявшего автомобиля шанцевый инструмент имеет дурную привычку ломаться. Не помешает прихватить фонарь и топорик, не говоря уже об аптечке, которая должна быть в любой машине. В сложной ситуации все это может пригодиться.

Не исключено, что актуальным станет и наружный багажник. Крыша автомобиля — относительно неплохое место для хранения запаса топлива. Тут же можно поместить и все то, что не влезло в обычный багажник.

Опять же куда-то ведь надо пристраивать добычу, а таскаться по лесу да бездорожью с прицепом — не самая лучшая идея. Могут понадобиться и опциональные осветительные приборы. Конечно, охотиться с включенными фарами нельзя, и любой добросовестный охотник это прекрасно знает. Но при езде по лесу в сумерках или темноте установленная на внедорожник дополнительная «иллюминация», в том числе и освещающая путь при движении задним ходом, лишней не будет…

P.S. Процесс доработки «Шевроле Нивы» еще не завершен. Ну а что касается будущего автомобиля автора этих строк, то описание усовершенствования машины обязательно появится. Как только будет приобретен сам внедорожник.

Арсений Маврин, г. Казань

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий