Охота по новым Правилам. Взгляд из-за «Камня»

Для меня «Камень» (Урал), как и охота в Азиатской части России, знаком больше по книгам и специализированным СМИ. Добывать дичь довелось лишь в Приморском крае, где в течение восьми лет проходила моя офицерская юность. Но все же решил посмотреть на новые Правила охоты (Приказ Министерства природных ресурсов России от 24.07.2020 № 477) с этой стороны.

Охота по новым Правилам. Взгляд из-за «Камня»
Фото Павла Голубева.

31 августа 2020 года документ был зарегистрирован Минюстом РФ. А действовать новые Правила охоты (далее — Правила) начинают с 1 января 2021-го. Попробуем разобраться, что же меняется. Документ, как новый нормативно-правовой акт в сфере охоты, довольно сложен, на мой взгляд, неоднозначен и труден даже для юристов, которые работают в этой области. Правила состоят из 10 разделов (162 пункта и подпункта) и 3 Приложений.

Основные новшества

  • Изменяются разрешенные сроки охоты на отдельных животных. Так, медведей по новым Правилам можно добывать с 1 августа до 31 декабря (ранее сезон заканчивался 30 ноября), косулю, лань, пятнистого и благородного оленей — с 1 октября до 10 января (ранее – до 31 декабря), лося – с 15 сентября по 10 января, селезней при использовании подсадных уток – в течение как минимум 30 дней в период с 1 марта по 16 июня (ранее на это отводилось не более 10 суток).
  • У руководителей регионов расширяются полномочия в вопросах, касающихся сроков охоты, возможных запретов и ограничений (например, на петельный лов, на использование приборов ночного видения и прочее).
  • Вводится требование обязательного ношения специальной одежды повышенной видимости (красного, желтого и оранжевого цветов) в некоторых случаях.
  • Запрещается открывать огонь по пернатой дичи из длинноствольного нарезного оружия (включая, комбинированные модели). Вместе с тем разрешается добывать тетеревов, рябчиков и глухарей в летне-осенне-зимний сезон из образцов калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения (бокового огня).
  • Допускается при определенных условиях применять световые устройства, тепловизоры, приборы ночного видения при охоте в темноте на копытных животных, бобров, медведей, енотовидную собаку, волка, лисицу, барсука и шакала.
  • Запрещается использовать оружие с длинными нарезными стволами калибром более 5,7 мм для добычи пушных зверей (хорей, зайцев, белок, харзы, енота-полоскуна, солонгоя, куниц, корсака, колонка, норок, летяги, горностая, диких кошек и кроликов); свыше 8 мм — для стрельбы по рысям, росомахам, барсукам, бобрам и суркам.
  • Ужесточается контроль над петельным ловом. При этом руководители регионов будут самостоятельно регулировать такой способ охоты, получат полномочия полностью его запрещать на подвластных территориях. Соответствующие ограничения могут быть введены во всем субъекте Федерации или же в отдельных угодьях.
  • Разрешено использовать в угодьях метательное стрелковое оружие, уточнены моменты, когда можно пускать в ход пневматические винтовки.

На региональном уровне

Как уже упоминалось, в новых Правилах значительно расширены полномочия руководителей республик, краев, областей и округов в вопросах организации охоты. Эти аспекты затрагиваются на нескольких страницах документа.

Возьмем, к примеру, 16-й пункт. В соответствии с ним главы регионов вправе определять виды и параметры охоты в угодьях, но не могут увеличивать продолжительность сезона. Единственное исключение — возможность разрешить лучникам на две недели раньше их товарищей по увлечению с ружьями и карабинами отправиться за медведями, копытными и пушными животными (п. 18). Эта «поблажка» не распространяется на арбалетчиков — охотников с метательным стрелковым оружием, у которого упругие элементы фиксируются в напряженном состоянии с помощью особого механизма.

Весенний сезон упоминается в 46-м пункте. Согласно ему, руководитель субъекта Федерации может разделить территорию региона на зоны (с указанием муниципальных районов) и в каждой установить сроки, когда разрешено добывать боровую дичь — вальдшнепа, глухаря и тетерева. Продолжительность охоты на этих пернатых должна составлять не менее 10 дней. Пункт 48 дает главам регионов право определять на «своих» территориях конкретные даты, когда можно будет весной отстреливать селезней с использованием живых подсадных (манных) уток.

На основании части 5 статьи 23 Федерального закона об охоте, руководители областей, республик, округов и краев вправе сокращать сроки, в которые разрешается добыча медведей (п. 26), ограничивать применение приборов ночного видения, тепловизоров и любых световых устройств (п. 62.9), а также использование наземного транспорта с мотором и летательных аппаратов в ходе мероприятий по снижению численности лисиц, кабанов, шакалов, диких северных оленей и волков (п. 68).

Региональные власти имеют полномочия устанавливать даты открытия и завершения сезона, корректировать их. Главы субъектов Федерации могут запрещать или ограничивать ряд инструментов и способов, которыми пользуются охотники (например, тот же петельный лов или приборы ночного видения). Причем требования могут распространяться как на территорию всего региона, так и на его отдельные районы и конкретные угодья.

Петельный лов

Зоозащитники активно выступали за запрет приемов и методов добычи, которые можно трактовать как негуманное обращение с дикими животными. Несмотря на это противостояние, разработчики новых Правил охоты оставили в документе в качестве разрешенного способа петельный лов. Он упоминается в пунктах 16, 39–41, 62.24 и 62.25.

С помощью петель можно добывать глухарей, рябчиков, белых и тундряных куропаток, зайцев-беляков, шакалов и волков в ряде регионов России. Начиная с 2021 года этот способ охоты будет находиться под жестким контролем государственных властей и Всемирного фонда дикой природы РФ. В данной связи получили новые полномочия и власти регионов. Они вправе самостоятельно регулировать петельный лов или полностью запрещать его на подведомственных им территориях (пункты 16, 39, 62.24). При этом такие ограничения могут вводиться как во всем регионе, так и в отдельных охотничьих угодьях.

Подпункт 62.24 полностью запрещает применение петель на территориях, где встречаются каракал, переднеазиатский и дальневосточный леопарды, лесная кошка, ирбис, дальневосточный лесной и камышовый коты, амурский тигр и манул. В этом перечне упомянуты регионы к востоку от Урала: весь Приморский край, Еврейская автономная область целиком, Хабаровский край (9 районов), Амурская область (17 районов и округов), Республика Алтай (7 аймаков), Республика Тыва (16 кожуунов), Республика Бурятия (11 районов), Республика Хакасия (1 район), Красноярский край (3 района), Забайкальский край (27 районов и 1 округ) и Иркутская область (1 район).

В Европейской части России ставить петли нельзя на части территории Краснодарского края (10 районов), Северной Осетии — Алании (8 районов), Дагестана (33 района), Адыгеи (1 район), Карачаево-Черкесии (5 районов), Кабардино-Балкарии (9 районов), Ставрополья (3 района), Калмыкии (2 района), Астраханской области (7 районов), Ингушетии (4 района).

Необходимые уточнения

С 2021 года усиливаются меры безопасности в угодьях. Теперь в соответствии с пунктом 12 Правил все участники коллективной загонной охоты независимо от времени суток обязаны носить специальную сигнальную одежду. Она должна быть повышенной видимости: красного, желтого или оранжевого цвета с полосами световозвращающего материала. Отметим, что коллективной считается охота, в которой участвуют как минимум два человека (п. 7). Они совместно ищут, выслеживают, преследуют и добывают животных.

Такие же требования к одежде введены и при охоте в темное время суток на медведей, лисиц, шакалов, волков и копытных (кроме сибирского горного козла, серны, снежного барана и тура). Об этом говорится в 13-м пункте Правил.

Под темным временем понимается не только ночь, но и периоды по 60 минут до заката и после рассвета. Упомянутая в тексте специальная сигнальная одежда должна соответствовать ГОСТу 12.4.281–2014, введенному приказом Росстандарта № 1813-ст. от 26 ноября 2014 года. В этом документе детально прописаны требования к курткам, жилетам и накидкам, коэффициенту яркости материалов, ширине и расположению световозвращающих полос.

Правила конкретизировали ряд терминов, ранее существовавших, но не совсем точных. В тексте приводится обновленная версия определения «первичной переработкой продукции охоты». К ней относится комплекс действий, связанных ощипыванием перьев, потрошением, снятием шкуры, разделкой туши на части, отделением тканей и органов (п. 5.7, первая часть предложения).

В документе также указывается, что считается «транспортировкой добытой дичи». Под это определение подпадают любые перемещения трофеев — животных или их частей (первая часть предложения в пункте 5.7).

Борьба с браконьерством

Для противодействия незаконной охоте введено несколько новшеств:

1) Запрет на перевозку или перемещение добычи без сопроводительных документов, надлежащим образом оформленных (п. 6). Это позволит усилить борьбу с браконьерами. Ведь прежде бывали случаи, когда одна команда злоумышленников занималась лишь добычей животного, а вторая — его ошкуриванием, разделкой и перевозкой. И часто транспортировщики при встрече с инспектором заявляли, что, мол, случайно нашли тушу зверя. А кто его добыл — неизвестно. Они же, дескать, только сняли шкуру, порезали на куски и везут по домам, чтобы мясо не пропало.

2) Расширен перечень полномочий инспекторов охотничьего надзора. Ранее эти должностные лица, встретив в угодьях человека, могли лишь заглянуть в его бумаги. Инспекторы были вправе проверить охотбилет, наличие путевки или разрешения на добычу зверя либо пернатой дичи, а также документы на оружие.

С Нового же года, как указано в пункте 5.3 Правил, должностные лица получают возможность не только изучать упомянутые выше бумаги. Человек, остановленный в угодьях для проверки, обязан по требованию разрядить оружие, предъявить для осмотра свое снаряжение, вещи, трофеи и транспорт.

3) Пересмотрены и полномочия производственных охотничьих инспекторов (п. 5.4). С Нового года они могут в ходе контроля предъявлять такие же требования, как и должностные лица, которые занимаются надзором в угодьях. Производственные инспекторы получили право проверять документы, указанные в пунктах 5.2.1, 5.2.2, 5.2.4 и 5.2.6 Правил, останавливать и осматривать транспорт, оружие, орудия и продукцию охоты, заглядывать в вещи.

Впрочем, эти положения в большей части уже были в других нормативных документах. Например, такие моменты есть в статьях 40 и 41 Федерального закона об охоте. Возможно, что в дальнейшем Правила будут дополняться. В последующих выпусках газеты ожидается продолжение рассказа о нововведениях, ожидающих тех, кто отправляется в угодья.

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий