Плотва, окуни и… один лишь ерш

Прошлая зима в Центральном Черноземье выдалась, как говаривали в старину, сиротская. Первый лед случился в середке ноября, тогда и успели обрыбиться на малых прудах. А затем оттепели не дали замерзнуть и нашенскому, Воронежскому, «морю». Потому и решили на излете зимы посетить мы с сыном Михаилом Старооскольское водохранилище. Благо там лед, пусть и не совсем крепкий, но все же выдерживал вес человека…

Первый день ловли приносит результаты

Ехать в такую даль, хотя и расстояние всего лишь за полторы сотни километров до Старого Оскола, на один день не хотелось. Поэтому заранее сняли квартиру, связавшись с хозяйкой по Интернету. Двухкомнатная, с парой телевизоров, холодильником и другими бытовыми приспособами — на двоих всего за тысячу рублей за сутки проживания.

Оставив продукты и «цивильную» одежду на новом ночлеге и облачившись в рыбацкую амуницию, отправились в путь к вожделенному водоему. А до него всего-то полтора десятка километров! Приезд наш пришелся к массовому уходу ловивших с ледовой акватории, время-то приближалось к трем часам после полудня…

После длительных оттепелей нагрянул легкий морозец — минус семь градусов по Цельсию. А ветрила такой, что чуть ли ни с ног сшибает! Но… охота пуще неволи, и идем мы по скользкому льду, кое-где покрытому снежными барханчиками. Направляемся к тому месту, где видели по приезду многочисленные палаточные стоянки рыбаков.

Буримся по ветру у окраины снежного заноса, чтобы леска в его изломах не путалась. Закармливаем лунки сухой манкой и… отправляем мормышки, заправленные мотылем, на четырехметровые глубины в полукилометре от берега.

Десять минут проходит, двадцать… а ни один сторожок так и не подал долгожданный сигнал. И вдруг у меня на слабой проводке у дна последовала поклевка! Подсечка, и… упористое сопротивление ощутилось на конце тончайшей лески. Тянуть «дуром» не получится: оборвет рыбина снасть.

Несколько минут потребовалось, чтобы вывести, казалось, крупную поимицу на поверхность. Но не такой и большой она была на самом деле. Красноглазая красавица-плотва потянула всего лишь на двести с довеском граммов.

И пошло дело! Плотва стала активно клевать. Видимо, манная крупа, разбухнув в придонном слое, тому способствовала. Минута-другая как у меня, так и у сына была промежутком от поклевки до вываживания. Так и ловили мы, забывшись в рыбацком азарте до полных сумерек. И только когда в темноте не стало видно крючка на мормышке для подсадки мотыля, прекратили то увлекшее нас занятие.

Правда, последним поимцем в темноте на голую мормышку был жирнющий ерш. Он оказался единственным добытым нами представителем своего вида за всю нашу рыбалку. Но поимка ерша, обитающего лишь в не загрязненной стоками воде, прибавила оптимизма. Знать, вся пойманная рыбеха после кулинарной обработки не принесет вреда едокам.

Плотва, окуни и… один лишь ерш

Наступило следующее утро

До рассвета, рассчитавшись с хозяйкой арендованной квартиры, вновь отправились на водохранилище.

Но каким утро то было! Накрапывал мелкий дождик, а температура от минусовой поднялась до пяти градусов тепла. И это всего за одну ночь, но вот ветер переменился: с северо-восточного перескочил аж на северо-западный. Да и давление атмосферное резко упало.

Едем на прежнее место рыбалки, одарившее вчера отборной плотвой, а в мыслях сомнения: каким будет улов при столь изменившейся погоде.

По приезду к водоему просто удивились. Вся акватория в ближней ее видимости была покрыта рыбацкими разноцветными палатками! А ветерок поднялся опять чуть ли не шквальный. Им там, в палатках, комфортно, но вот в поисках улова они проигрывают пешим товарищам по увлечению.

Пришли мы на свое вчерашнее место, лунки от наледи расчистили, опять подсыпали манки, а… плотва не клюет. Час проходит, другой, и… тишина. Редкие слабые поклевки, не реализуемые из-за рыбьей мелюзги, не улучшают настроение.

Мы на свободном просторе, а из двух соседних палаток слышится разговор:

— Сколько ты поймал? — задает вопрос один.

— Пяток мелких плотвичек! — отвечает другой.

— А у меня в два раза больше! — хвастается первый.

Ну какое тут настроение будет у нас с сыном, услышавших тот диалог? Начали активно искать рыбу, пробуриваясь вдалече от прочих удильщиков. И… нашли ее! Окунь, да еще и крупный, вначале заявил о своем присутствии, попавшись нам на мормышки. А затем… поклевки полосатиков прекратились.

Но то было недолго. Пока Михаил бурил новые лунки, а я сиднем сидел у бывших уловистых, там вновь возник выход хищной рыбехи. Только и успевал выводить на поверхность упористых крупных окуней.

Пришла удача и к сыну, нашел он все же уловистое место и на одного поимца у меня в то же время умудрялся вылавливать двух толстобрюхих, набитых икрой и молокой, полосатых разбойников, а то и трех. А вот плотва избегала в то утро наши снасти. Редко когда на десяток полосатых одна оказывалась. Вот тебе и перелом погоды и связанные с ним результаты.

Курьезное происшествие

Ловил я двумя удильниками. Один был пассивный, стоячий, в надежде на бель, а вторым активно мормышничал. И вот подсек очередного крупного окуня и начал его вываживать. Тут вижу, что стоячий удильник дал сигнал о поклевке. Что делать? Решил все ж закончить вываживание, а там и с другой удочкой разобраться. А та вдруг в лунку завалилась!

«Ну, — думаю,— там рыбина и поболее засеклась!». Бросаю свой удильник и хватаю другой. И что оказалось в итоге? Крупный окунь при поимке обмотал лесу на другой снасти и затащил ее в лунку. Выловив полосатого разбойника и увидев все это переплетение, я расстроился. Ведь пока распутаешь, то и рыбалка закончится…

Выручил сын и из двух снастей за несколько минут соорудил мне новую, правда, с несколько более толстой леской — 0,1 мм. А прежняя, толщиной 0,08 миллиметра, была столь запутана, что пришлось ее просто всю оборвать. Но и на новую леску с очень уловистой мормышкой успел я неплохо обрыбиться пред нашим отъездом.

Приехали мы поутру на замерзший блескучий на рассвете лед. А когда уходили с него после резкого потепления, обутые в сапоги ноги были по щиколотку в воде.

В общем, поездка нам понравилась. Наловили на Старооскольском водохранилище плотвы, что пошла потом на вяленье, из окуней и единственного ерша сварили по приезду наваристую уху, а оставшихся красноперых хищников еще для жаренки, и не одной, с избытком хватило.

Так что рыбалка «за тридевять земель» удалась!