Чучела

Утренняя тишина на нашей реке Пра прерывается, когда из-за поворота показывается кавалькада развеселых любителей активного отдыха – водных туристов. Их плавсредства разных расцветок, яркая и пестрая одежда, из лодок часто звучит громкая музыка. И эта навигация на Пре продолжается с майских праздников до поздней осени.

Чучела
Авто фото_by xpcfan@FLICKR.COM

Ошибка туристов

Мой скрадок для охоты на уток был устроен на маленьком камышовом островке посреди небольшой заводи рядом с фарватером. Возле плавали полтора десятка утиных чучел, чирков и красноголовиков, а рядом «сидела» пара крякух. Вижу: направляется в мою сторону по фарватеру лодка, в ней — двое, судя по одежде, туристов. Приближаются.

Я встал с сидушки. Не заметить шалаш и меня, возвышающегося над укрытием до пояса, просто невозможно. Ожидаю, что туристы меня увидели, догадались, что охотник, поскорее проплывут мимо, чтобы не мешать…

Не тут-то было. Лодка замедляет ход, передний из них замер, сгорбившись, а задний еле-еле шевелит веслами. Смотрю на все это и не понимаю, что происходит. Когда до незнакомцев остается около 20 метров, передний турист приподнимается, и в руках у него… ружье, направленное на чучела. Я обомлел.

— Вы что, — говорю им, — соколы, ослепли?! Это же чучела!!!

Изумление на лицах туристов не поддается описанию:

— А мы думали — утки…

Поплыли «охотники» дальше, а через минуту из их лодки донесся гомерический хохот.

Реалистичная модель

Я много лет добывал водоплавающую птицу с помощью чучел. Неоднократно к ним подкрадывались другие охотники или даже стреляли. Особенно часто такие курьезы бывали раньше, когда чучела считались дефицитом и имелись не у всех. Однажды еще в советские годы я столкнулся с неприятным сюрпризом. По пути на охоту потерялся рюкзак с резиновыми чучелами! Меня это сильно огорчило, хоть плачь.

В условиях тогдашнего дефицита мне пришлось сделать обманки самому из твердого пенопласта. Они получились очень хорошего качества по сравнению с резиновыми чучелами. Особенно удались мне чирки и кряквы. Разрисовывал свои самоделки художественными масляными красками, а образцами служили добытые утки.

Тут-то горя я и хватил! Обманки вышли настолько реалистичными, что по ним стреляли и на Балхаше, где я раньше охотился, и позже в Мещере, где сейчас проживаю. Дробинка прошивала чучело и вырывала на выходе кусок пенопласта. Приходилось подолгу возиться, чтобы восстановить первоначальный вид.

Один такой рязанский стрелок сдуплетил по ним, не поверил собственным глазам, перезарядил двустволку и еще разок врезал! Потом только до него дошло, что палил не по живым уткам. Я в это время отплыл к кустам за ветками и, услышав стрельбу у шалаша, сразу подумал: «По чучелам бьют!».

Так оно и оказалось. Разукрасились обманки белыми пятнами, а горе-добытчик, треща камышом, ретировался. Позже я случайно узнал, что так оконфузился дачник из соседней с угодьями деревни…

Все в нашем мире когда-то кончается. Завершилось и время дефицита, теперь купить любые чучела не проблема. Вот только гарантии, что по ним не пальнут, по-прежнему нет никакой!

Важен выбор места

Когда я начинал охотиться с чучелами, совершал одну и ту же ошибку. Приезжал на свободный плес, накачивал лодку, выплывал, находил понравившееся (мне, а не уткам) место. Там расставлял чучела, обустраивал засидку или укрывался в зарослях тростника… И охота начиналась.

Потом вдруг обнаруживал, что «огневую позицию» выбрал неправильно. Утки шли стороной и на мои чучела совсем не реагировали. Колебался в нерешительности: то ли место надо менять, то ли продолжать здесь, надеясь, что и на меня налетят. Впоследствии стало ясно, что в подготовке охоты торопливость совсем не нужна. Вначале надо точно определиться с местом, а потом уже заниматься всем остальным.

В качестве положительного примера можно привести очень уважаемых мною собратьев по увлечению — отца и сына Ториных. Они всегда долго выбирали место для охоты, переезжая с одного плеса на другой и наблюдая за обстановкой, пока не находили перспективный участок. Оба великолепно стреляли, знали, как свои пять пальцев, угодья и возвращались всегда с богатой добычей.

Один из моих сотоварищей Валера Баранов поступал так. Выставив в нужном месте чучела, отплывал в сторону и наблюдал. Утки, среагировав на чучела, либо круг делают, бывает, даже не один, либо где-то разворачиваются, представляя собой в этот момент прекрасную мишень.

Вот такое место он и определял для засидки, бывало, на значительном расстоянии от чучел. Скученности охотников на Балхашских «грязях» не было, никто ему не мешал, и охота у Валеры всегда получалась результативной, хотя и отличалась от общепринятых схем и наставлений.

Владимир Борецкий, Рязанская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий