Советы любителям путешествий по бездорожью

путешествие по бездорожью

Все началось в середине 80-х годов прошлого века. По распределению профсоюза мне выделили мотоцикл с коляской — «Иж-Планета-4». Да, такое тогда было время. Предметы роскоши, начиная с ковров и заканчивая автомобилем, распределялись профсоюзом. С первых же выездов в тайгу на ягодные места стало понятно, что на штатных шинах проезжать «лывы» (заполненные водой ямы любого происхождения) проблематично…

Пришлось принимать меры, чтобы повысить проходимость транспорта. Приобретение шин для кроссовых мотоциклов частично сняло эти проблемы. Однако полностью их не устранило. Чрезмерную уверенность в возможностях этих шин охладили более серьезные препятствия — заболоченные участки дорог. И появилось первое понимание, что без буксировочного каната и «бродней» не обойтись…

Надейся только на себя

С тех пор прошло много лет. Мир стал другим, поменялись люди и их взаимоотношения. Количество автомобилей на улицах российских городов резко увеличилось. Теперь машин стало уже намного больше, чем мотоциклов.

Расширились и возможности любителей путешествий по бездорожью. Стал богаче и разнообразнее набор шанцевого инструмента, ЗиПа (запасные части и принадлежности), всяческих приспособлений — помощников при внештатных ситуациях. Что-то автомобилисты покупают в магазинах, а что-то изготавливают сами.

Любитель отдыха на природе, будь то рыбалка, охота, сбор дикоросов или просто посещение каких-то отдаленных заповедных мест, должен быть морально и технически готов к внештатным ситуациям. И надеяться следует только на себя, а уж потом на помощь друга и попутчиков.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на два очень важных момента, которые нужно учитывать в процессе осмотра и настройки техники перед путешествием по бездорожью. Во-первых, это ремонт электрической части транспорта; во-вторых, подготовка шин.

Устранение окисления наконечников проводов в поисках отсутствия «минуса» или «плюса». Это первое, что надо проверить и исправить, если начались проблемы при запуске двигателя или электрической лебедки. А значит, понадобится автомобильная лампочка с припаянными двумя проводами по полметра каждый. Еще нужны куски наждачной бумаги или плоский и круглый надфили.

Ремонт шин и камер вас ожидает, если намеченная для путешествия дорога изобилует камнями, да еще с острыми краями. Следовательно, необходимо заранее подготовиться к предстоящим работам. Вам потребуются домкрат, инструмент для демонтажа колес, ремонтный комплект для шин и камер.

Что взять с собой

Необходимый «набор джентльмена удачи» пополняется с годами. И, чем чаще вы устраиваете вояжи, тем с большим количеством знаний и накопленного опыта подходите к процессу оптимизации комплекта инструмента и ЗиПа.

Это же относится и к укладке снаряжения в ходе подготовки автомобиля для дальних и экстремальных поездок. Весь «бутор» (скарб, пожитки, вещи. — Прим. редакции) должен быть расфасован по ящикам и привязан, чтобы ничего не каталось и не «летало» по салону машины.

Часто в таежных далях происходят встречи с путешественниками на иномарках. Порой у этих незнакомцев возникают проблемы. Люди просят выручить их и всегда удивляются наличию разнообразного инструмента и запчастей у владельцев УАЗов и ВАЗов. Получив помощь в ремонте, владельцы машин иностранного производства говорят:

— На «фирму» надейся, а сам не плошай!

Все эти моменты давно известны — и про инструмент, и про запчасти. Я же хочу поделиться с товарищами по увлечению (автотуризм, охота, рыбалка) опытом использования приспособления, которое, по моему мнению, тоже должно быть в транспорте наряду с лопатой, топором, двуручной пилой (либо бензопилой).

Для разведки и анализа грязевого или заболоченного участка дороги, который потом нужно будет проехать без остановок, желательно иметь заранее приготовленный шест длиной не более полутора метров, чтобы удобнее было его возить в машине. Конечно, подобный инструмент обычно подбирают на месте, когда возникает необходимость.

Но у нас бывали случаи, когда в нужный момент не оказывалось рядом подходящего рядом дерева. Кругом стояли вековые хвойные великаны… и ни какого подлеска!

Еще лучше, если этот шест оборудован металлическим наконечником (типа тяпочного) с приваренной гайкой на М12. В нее можно ввернуть штырь. Причем обязательно с контргайкой. Это дает возможность убедиться в наличии твердого дна у «лывы».

Инструмент со сменными насадками

Оговоренный шест можно соорудить на основе небольшой косы — № 5 или № 6. Однажды при проезде через некрупное болотце о таком инструменте подумалось. Нам тогда пришлось рвать траву и рубить мелкий кустарник, чтобы уложить в колею под колеса.

Ехали мы на очень «подготовленной» «Ниве». В наличии были внешний заборник воздуха, лифт 50 мм, подрамник под раздатку (кстати, очень хорошая штука), шины 185/80, ручная рычажная лебедка — 4 т, «кенгурин» (в моем понимании вещь, абсолютно не нужная, достаточно небольшой дуги на бампер под номером, чтобы ветки кустарника его не гнули). А вот маленькой косы в нашем «наборе путешественника» не оказалось.

Пришлось озаботиться и приобрести этот инструмент. Когда в машине появилась коса, она пригодилась при следующих обстоятельствах. Мы отправились на рыбалку на одну из многочисленных рек, впадающих в Братское водохранилище. По прибытии на место, подсказанное одним старым знакомым, были удивлены наличию высоченного травостоя.

Растительность вытянулась вверх более чем на метр. Это стало неожиданном препятствием для обустройства лагеря и подготовки мест для ужения рыбы. При помощи даже небольшой косы, имеющейся в наборе шанцевого инструмента, мы быстро справились с проблемой. Обустройство необходимых площадок заняло не более часа.

Дополнительным «плюсом» от проделанной работы стал приятный аромат свежескошенной травы, которым мы наслаждались у вечернего костра. Этот запах придавал особый шарм удовольствию, получаемому и от рыбной ловли, и от ухи, и от звездного неба, и от тишины до звона в ушах, и от легкого дуновения теплого ветра с залива.

После установки донных снастей с живцом на «ночных охотников» с шеста была снята коса и установлен багорик. Этот инструмент очень помогает, когда нужно справиться с большим трофеем. Иногда попадаются налим или щука довольно крупного размера. Вываживать их и вытягивать из воды без сачка или багра проблематично… В общем, думаю, все уже поняли, что шест со сменными насадками в наборе инструментов — чрезвычайно удобная штука.

Работать головой или руками

Но вернемся к «продвинутым» шинам и прочим «изыскам», устанавливаемым на автомобиль. Преодоление бездорожья в тайге, подъезды к рекам по заболоченным низинам — это вызовы, которые все расставят по своим местам. Часто бывает так, что «обвешенная» машина испытывает кучу проблем, столкнувшись с новыми препятствиями. А автомобиль в штатном исполнении легко и просто их преодолевает.

Причина, как всегда, в «головах». Прежде чем лезть в грязь, подумай хорошенько, стоит ли ломиться напрямик. Определись для себя: кто ты — «холоп» или «князь»? Первый из них, согласно старинному понятию, работник, полностью зависящий от хозяина. Честный, трудолюбивый человек. А хозяин в данном случае — грязь.

Так вот, если хочешь помахать лопатой, потаскать трос лебедки, побегать по сырому месиву, то… пожалуйста! Милости просим! Успехов в этом нелегком деле (хотя и в нем есть свой азарт и «драйв»)! Однако нужно учитывать, что в процессе преодоления препятствия можно, например, оторвать глушитель или погнуть пороги.

А если ты считаешь себя «князем», то сперва поработай головой, а не руками. Присмотрись, изучи местность, подумай. Лишний раз пройди вдоль «лывы», топи, колеи. И выбери самый правильный вариант прохождения препятствия, чтобы столкнуться с наименьшим сопротивлением.

Например, где-то есть возможность предварительно положить спиленное бревно и срубленный кустарник. Либо целесообразнее будет не лезть в грязь, а проложить объездной путь, воспользоваться пилой или топором для этого. Как правило, по дороге, которая огибает препятствие, смогут пройти и другие машины. И эти автомобилисты будут вам признательны за ваш благородный труд!

Творите Добро! И оно к вам вернется! Желаю всем удачных поездок и путешествий!

Евсей Левин, Иркутская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий