Незабываемая поездка на рыбалку

Большой таймень

Мне позвонил мой хороший знакомый, работник местного авиапредприятия Евгений, с просьбой помочь организовать поездку его знакомых на реку Котуй, чтобы порыбачить. Этот суровый район мне был знаком. Я неоднократно проходил по далекой красивой, а местами сказочно мрачной реке.

На том и порешили: собираемся! Добрал команду, в нее вошли еще двое — Володя и его сын Сергей. Разработали маршрут, подумали, что брать из оборудования и продуктов. Взяли лицензии и всевозможные разрешения. В общем, все как всегда перед далекой и серьезной поездкой.

И вот мы уже мчимся в вертолете над необъятной бескрайней северной тайгой. Человеку из другой части страны просто трудно вообразить такие просторы! Пролетая не одну сотню километров, мы не видим даже признаков цивилизации, не говоря уже о городах и селах.

Это совсем неудивительно, ведь площадь Эвенкии — 767,6 тысячи кв. км, а плотность населения — 0,03 на один квадратный километр. Такое даже вообразить можно с трудом!

Под нами проплывала низина реки Воеволихан, усыпанная зеркалами озер. Рыбы в них было столько, что и не приснится! Ближе к Котую заглядывали к нам в иллюминаторы величественные, «лысые» от древности гольцы предгорья плато Путорана. Мы испытывали ощущение свободы духовной, физической и душевный трепет!

В поисках крупного сига

Высадились на реке Котуй, на косе чуть ниже устья Воеволи-Хана. Река в том месте узкая, при желании камень можно было перекинуть на другой берег. Но для рыбалки это не помеха.

Пока река не замерзла, мы подготовили лодки, подвесили моторы и отправились в путь. Я с нашими гостями Ромой и Женей поднялся на водометном двигателе по Воеволи-Хану километров на 15, до первого стоящего притока. Но, увы, кроме хариуса, ничего не поймали. Вода была мутная, в верховьях шли дожди.

Вечером возле лагеря добыли таймешонка на три килограмма, которого сразу без фотосессии вернули в реку. Тут водился крупный сиг, которого я очень люблю ловить. Для этого и привез с собой дождевых червей.

Собрал на базе спиннинга нехитрую снасть, привязал к плетенке грузило и поводок. Потом наживил червя и сделал заброс возле готовых к завтрашнему отплытию лодок.

До сна поклевок так и не было. После плотного ужина разбрелись по палаткам и практически сразу все затихли, потому что очень устали.

Приятный сюрприз

Утро выдалось прекрасное: ясное, прохладное, осеннее! Протерев глаза, я обратил внимание на провисший шнур на спиннинге. Думал, что, скорее всего, ночью моего червячка «навернул» налим. Вот разбойник! Тут, кстати, попадались довольно хорошие экземпляры этой рыбы.

Взял спиннинг, стал вываживать. Судя по весу, на крючок зацепилось что-то приличное, но сопротивлялось вяло. Я готов был дать практически стопроцентную гарантию, что это хороший налим.

Но каким же оказалось мое удивление, когда показавшийся на поверхности трофей засверкал на солнце серебром. Рыба походила на сига, но была в несколько раз больше. Она лениво переваливалась на мелководье.

Как всегда в таких случаях, весь народ собрался возле меня. Все пребывали в полном недоумении. Вытащив общими усилиями рыбину на берег, начали ее рассматривать. Тут стало ясно, что моим первым серьезным трофеем в этой поездке оказался чир, который потянул на девять килограммов.

Путь до порога

На следующее утро мы двинулись вниз по Котую. Мутноватая вода мешала нам рыбачить. Ловились только небольшие щучки, окуньки да хариусы.

Я, Женя и Рома сидели в лодке длиной в 5,5 метра. Мы плыли впереди, а за нами следовал «обоз». Такое прозвище получили две спаренные 4,5-метровые лодки, которыми управляли Сергей и его отец. У них был основной груз: продукты, палатки и тому подобное.

С рыбалкой мы дошли до порога, который называем Саматом. Это серьезное препятствие… четыре гряды. Сколько раз я его ни проходил, он преподносил мне новые сюрпризы. То казался тихим и ворчащим, то злым и крикливым. Все зависело от уровня воды.

В этот раз он выглядел достаточно спокойно. Пологие волны накатывали с глухим бормотанием. Мы решили дождаться «обоз» и уже командой пойти вниз.

Экстремальный сплав

Рулевым на спаренных лодках с грузом был Володя, который получил необходимый инструктаж. Я настоял, чтобы все надели и подогнали спасательные жилеты.

Сильное беспокойство по поводу прохождения этого водного препятствия выражал Сергей. Он высказывался в том плане, что, мол, молодой еще, не пожил совсем, и порывался пойти пешком по скалам. Но после моих обещаний и уговоров успокоился и даже как-то повзрослел.

Пройдя первую гряду, я понял, что порог играет более чем хорошо. На втором каскаде усилился прибой к правому берегу, где стеной нависала скала. «Обоз» подхватило и понесло на нее, но опытный Володя аккуратно без резких маневров вывел лодку из бурной струи, чем устранил угрозу столкновения.

Роковая ошибка волка

Дальше все прошло как по маслу. При выходе с порога на правой стороне у камней рыскал молодой волк. Мишень была не из легких. Вода после порога еще не успокоилась, поэтому хорошо прицелиться не получалось. Пули ложились рядом со зверем, но никак не в него.

Я перестал тратить патроны зря. Просто плыл и держал хищника на мушке, а волна потихоньку уменьшалась. Волк, к нашему удивлению, не убегал. Видимо, из-за шума порога так и не понял что произошло. В лодке же царила тишина.

Река приблизила нас к животному на расстояние около 70 метров. Тогда зверь медленно потрусил к лесу. Пуля догнала его в тальниках, когда надежды уже не было. Волк оказался молодой, неопытный, вот и поплатился… Тайга ошибок не прощает!

Налим на крючке

Стало заметно подмораживать. По утрам лужи затягивало нежным, «пугливым» ледком. Уровень воды продолжал снижаться. В связи с этим улучшилась рыбалка. Стали ловиться более-менее крупные щуки и окуни. В чистых ручейках мы могли поймать достойные экземпляры хариуса. Но солидного тайменя так и не было.

На притоке Котуя Майеро хорошо половили сижков на Mepps № 0. Там же разбили лагерь. Вечером, когда уже стемнело, я пошел к лодке за спальником. На голове у меня светил фонарь.

Боковым зрением заметил две сверкнувшие бусинки в воде у места, где чистил рыбу на ужин. Подойдя поближе, заметил отходящего налима примерно на пять килограммов. Вероятно, я помешал ему ужинать.

Потихоньку залез в лодку, предварительно достав из воды остатки трапезы ночного хищника. Насадил их просто на стоящую на спиннинге блесну, поднял скобу и опустил снасть в воду. Подергивая и постукивая по дну, стал играть приманкой.

Недолго мне пришлось ждать поклевки. При подъеме что-то повисло мертвым грузом на том конце снасти. Сделав подсечку, я выволок на берег извивающуюся рыбину. Таким образом поймал еще одного, и все! Потом на притоке Сикосян мы добыли щуку на 12 килограммов.

Наслаждение красотой и рыбалкой

После этого вошли в каньон — одно из прекраснейших мест на Котуе. Красивые скалы переливались на солнце разными цветами радуги. Сколько раз уже прохожу это место и всегда нахожу для себя что-то новое и прекрасное! Есть в каньоне река, которая спрятана природой в узком ущелье. Какая сила раздвинула скалы для свободолюбивого потока?!

В устье этого притока под скалой находится небольшая ямка. Я ее обнаружил по малой воде и сейчас, зная точное место, использовал спиннинг как маховое удилище. Мне удалось добыть двух небольших таймешков на 5 и 7 килограммов.

Ловил на белый с красной головкой воблер длиной в 11 см. Приманку использовал плавающую, что на мелких речках очень важно. Заглубление было не более полуметра.

На реке Тукалан тайменя крупного тоже не взяли. Но зато «оторвались» по хариусу! Ловили на лайтовые снасти. Какое же было удовольствие, когда на крючок садился и таймешонок на 2–3 кг!

По реке Тукалан есть приток Джаргалах. Мы лет десять назад поймали там большого тайменя в 152 сантиметра длиной. Он был почти с меня, а мой рост — 167 см. По моему, этот рекорд так еще и не побит!

Ухудшение погоды

Вечером пошел мокрый снег, резко похолодало. Залезли в палатку с печкой, все в одну: в тесноте, да не в обиде. Утром решили пройти 60 километров, добраться до притока Аганыли и там уже ждать вылета.

Температура воздуха ощутимо понижалась, и была вероятность где-нибудь «примерзнуть». И при этом поблизости могло не найтись места для посадки вертолета. Весь мой опыт подсказывал, что именно так все бы и произошло, как на зло!

Сказано — сделано. Мы дошли до косы ниже Аганыли. Место было знакомое. Оно выручало даже в большую воду, когда все другие косы заливало.

Разбили лагерь и утром на водомете решили втроем подняться по Аганыли на восемь километров до притока Мыска. Это было тайменевое место, которое неоднократно нас радовало!

Но, увы, сейчас до него добраться не удалось. Уровень воды в реке оказался слишком мал для нашего плавсредства, да и перекаты были сухие. Намучившись с перетаскиванием лодки, мы вернулись в лагерь.

Добытый на холоде трофей

Между тем мороз крепчал. Местами по льду уже можно было ходить. Начались проблемы со спиннингом, все обмерзало. Не помогал и спрей, специально предназначенный против обледенения. Плетенка на катушке напоминала бабушкин моток ниток, такой же большой, пушистый и мягкий.

Еще один маленький сюрприз ждал нас впереди. Начал катиться таймень! Мы рыбачили в сложных условиях. Приходилось стоять на кромке льда, спиннинг был весь в сосульках, нос — тоже.

При этом каждый пытался всеми правдами и неправдами хоть немножко подальше, чем товарищ, забросить блесну. А она иногда примерзала и крутилась у тебя над головой.

Но все мучения стоили того, ведь большой таймень клевал. Хоть и сходил частенько, цепляясь за кромку льда. Мой самый крупный трофей за эту поездку потянул на 16 килограммов.

Нашествие оленей

Погода испортилась совсем… Повалил снег, поднялся ветер. Я позвонил в Туру, там тоже было все плохо. Приходилось сидеть и просто ждать… На работу я опоздал, поставили прогул!

Вечером из лесу стали доноситься странные звуки, похожие на хорканье оленя. В бинокль разглядели ниже по течению переправу этих животных. Весь берег до поворота был усыпан дикими северными оленями. У них началась миграция, они двигались с Хатанги.

Животные старались не подходить близко к нам. Предпочитали сделать крюк по лесу, чтобы миновать наш лагерь, а потом переплывали реку. До них было метров 500, так что мы и не пробовали стрелять.

В окружении животных

Я и Володя решили попытать свое охотничье счастье и заняли позицию в стороне от лагеря. Просидели до темноты, карауля копытных, но олени на дистанцию прицельного выстрела так и не подошли.

Правда, все-таки постарался попасть в волка на той стороне реки. Но промахнулся: далековато оказалось для моего карабина с открытым прицелом. Расстояние составляло около 400 метров.

Утром я проснулся, ощутив, что кто-то дергает меня за ногу. Это был Серега, который знаками давал мне понять, что пора вставать и выходить. Я потихоньку вылез из палатки и посмотрел в сторону, куда он показывал.

На пригорке напротив нашего лагеря шел табун диких оленей. Животные, посматривая на нас, неторопливо удалялись в сторону леса. Без резких движений я взял карабин, выбрал самца, который мог стать достойным трофеем, и «ухлопал» его.

Больше стрелять не стал. В итоге олени просто окружили нас, следуя своим маршрутом. Они были везде! Это мы тут были в гостях, а животные — у себя дома!..