Увлекательный маршрут

покорять бездорожье

Кто такой турист? Как только услышишь это слово, на ум приходит почему-то человек, сгорбившийся под тяжестью огромного рюкзака на спине, с гитарой в руке, обязательно в полосатой шапке с помпоном, невзирая на сезон, в растянутом свитере, с бородой и неизменной улыбкой на лице, вечно обгорелом от яркого солнца и языков пламени костра. Но сейчас такое представление о туристе будет ошибочным. Нынче любители увлекательных маршрутов нередко стремятся облегчить себе жизнь и проделать часть пути на автомобиле, а также взять самое современное снаряжение — облегченные рюкзаки, непромокаемую, тонкую и довольно теплую одежду, а также удобную обувь, идеально подходящую и для езды на машине, и для пеших прогулок.

Сейчас мало кто просто бродит по «горам и долам», праздно растрачивая ставшее просто бесценным время. В последние годы многие стараются совмещать тягу к посещению новых мест с увлекательной рыбалкой.

Нам с друзьями тоже по душе такой подход. Мы берем все необходимое, забивая до отказа автомобиль, и отправляемся покорять бездорожье. Стремимся ехать до тех пор, пока машина физически не сможет уже двигаться дальше, но не потому, что «умирает», а оттого, что натыкается на непреодолимую преграду — например, топкое болото, лес или горы, еще не затронутые цивилизацией.

Выдвигаемся обычно в пятницу вечерком, чтобы хорошенько отдохнуть в субботу, потратить часть воскресенья на обратный путь и, наконец, от души выспаться… на работе. Шучу, конечно. Ведь далеко не у каждого есть возможность подремать на своем месте…

Мы всегда стараемся выбрать маршрут поинтереснее, где раньше хотя бы кто-то из нас никогда в жизни не был. Правда, с каждой нашей вылазкой таких неизведанных мест становится все меньше и меньше…

Намеченный путь

В этот раз у нас выдался небольшой отпуск, так что решили навестить знакомых в Иркутске. И заодно съездить посмотреть красивейшие места в окрестностях хребтов Хамар-Дабана. Собирались прогуляться, половить хариуса, полюбоваться шикарными видами. Нам посоветовали взять спиннинги, искусственные мушки ну и, конечно, не забыть о продовольствии.

Стартовали мы из Иркутска рано утром — еще только светать начало. Решили ехать не по центральной дороге, а свернуть на проселочную. Нам показалось, что так будет веселее и интереснее. Во-первых, меньше попутных и встречных машин, во-вторых, возможность полюбоваться местным пейзажем, в-третьих, есть шанс проверить свои силы и смекалку, когда станем покорять бездорожье, преодолевая разного рода препятствия.

Предварительно мы прикинули, что, если ехать по трассе, можно добраться до пункта назначения за 3-4 часа. Путь по нашему маршруту требовал, вероятно, в 1,5-2 раза больше времени, но нас это не смутило. Дорога шла в основном по поселкам и огибала местную достопримечательность — пруд, который, говорят, не промерзал даже зимой. В этом водоеме тоже водилась рыба — прежде всего карась. Однако останавливаться на берегу для лова мы не планировали.

Вначале все шло, как и намечали. Вовремя собрались и выдвинулись. С десяток километров пронеслись по трассе и вот уже съехали на бездорожье. Нам это привычнее и даже как-то спокойнее. Меньше сюрпризов в виде неприятных ям на асфальте, острые края которых иногда могут «нарезать лапшу» из покрышек.

Мы ехали по относительно ровной колее, наслаждались видом из окон автомобиля и добродушно беседовали о природе и погоде. Обсуждали, как хорош сосновый лес, не тронутый человеком, какой волшебной зеленью покрыты поля, как свободно дышится там, где проезжает всего одна машина в час, а не мчится бешеный поток легковушек и грузовиков.

Забытый домкрат

И вдруг наш водитель заметил на обочине «Ниву», возле которой стоял пожилой человек лет 60 с мрачным видом и опущенными от безысходности руками. Мы не могли проехать мимо и остановились, чтобы узнать, в чем дело, и по возможности оказать посильную помощь.

Дедушка оказался несказанно удивлен и рад нашему появлению. Он словно увидел приземлившуюся «тарелку» и вывалившихся оттуда инопланетян, демонстрирующих явно дружеские намерения. Мы не успели даже ничего спросить, как его речь полилась торопливо и почти бессвязно.

— Вот она… я… а оно… так вот… и дальше-то никак…

— Ясно… — только и смогли ответить мы.

Ну а действительно, чего тут непонятно? Поехал мужик из одного поселка в другой, чтобы навестить знакомых, а заодно взять молока. Думал быстро обернуться, да вышла незадача. Немного отвлекся и напоролся левым передним колесом на сухой острый сук, который ему шину и пробил.

А домкрата с собой дедушка не взял. Он в прошлой раз возил на машине дрова и все выложил из багажника, дабы увеличить его вместительность. Хорошо хоть запаску оставил, которая в его «Ниве» под капотом лежит.

— Ну что ж тут сложного, — заулыбались мы, — у нас-то домкрат имеется!

Открыли багажник и обомлели… Оказалось, что мы тоже забыли домкрат, поскольку утром слишком торопились. Перед поездкой решили «поумничать» и постараться продумать все наперед, да, видно, нам в принципе не стоило так делать…

Прикинули, что, если вдруг в пути случайно колесо пробьем, под кучей вещей нам будет трудно отыскать домкрат. Мы его выложили, загрузили в багажник рюкзаки, спиннинги, палатку, одежду и еду. А про домкрат так и не вспомнили! В итоге он остался лежать в гараже, накрытый сапогами, которые забыл один из нас.

Смекалка в полевых условиях

Стали думать, как поменять колесо без домкрата. Сперва нашли бревно от упавшей сухой березы толщиной около 20 см. Отпилили от него кусок длиной примерно в метр, положили прямо перед колесом. Далее достали «балонник», его-то мы не забыли, он валялся в салоне под сиденьем. Как я понял, наш водитель там этот инструмент для самозащиты держал.

Ослабили ключом болты, запустили двигатель «Нивы» и наехали на бревно. Затем отыскали сухое деревце поменьше. Отпилили ровно столько, чтобы его можно было подложить под рычаг подвески со стороны проколовшегося колеса и зафиксировать пружины, не позволяя ей разжаться.

Чтобы машина ненароком не съехала, поставили ее на «ручник». А возле задних колес положили по бревнышку, соорудив нечто вроде противооткатных упоров. Далее взяли еще кусок дерева и установили его вертикально вместо домкрата, предварительно прикинув высоту и отпилив нужное количество.

Дед за нашими манипуляциями следил, буквально открыв рот. Когда все приготовления были закончены, а машина надежно зафиксирована, мы приступили к основной части работы. Выпустили половину воздуха из правой передней шины.

Затем открутили все гайки, которые заранее не без труда ослабили. В конце выбили из-под колеса бревно, на которое въехала «Нива». Теперь нужно было поставить «запаску», что оказалось самым простым этапом операции.

Далее нам требовалось вернуть машину на место, ничего не погнув и не поломав. Для этого мы вначале накачали обратно правую переднюю шину. Вооружились лопатой и выкопали ямку, чтобы вернуть бревно под колесо, которое уже поменяли. Потом завели двигатель, убрали наши противооткатные упоры, сняли «ручник», и автомобиль аккуратно отъехал назад.

На всю работу ушло примерно с полчаса. Благодарности деда не было границ, он даже пригласил нас к себе, обещал накрыть шикарный стол. Но мы отказались, поскольку спешили продолжить поездку. Облегченно вздохнув, двинулись дальше с ощущением, словно только что «погасили» ипотечный кредит.

Застрявшие в «трясине»

Спокойно пролетели с десяток километров, но тут путь нам преградила, казалось бы, непролазная грязь. Мы не сразу смогли понять, откуда на дороге вдруг появилась мутная жижа.

Потом вспомнили, что немного левее стоял старенький бревенчатый мостик. Он был настолько шаткий и опасный, что люди старались обходить его, делая крюк в 4 километра. И вот теперь это сооружение рухнуло и преградило русло речки, создав что-то вроде плотины. Вода разлилась и превратила грунтовую дорогу в болото.

Упавшие бревна кто-то уже убрал. Однако само «крушение», видимо, произошло совсем недавно, поскольку земля еще не высохла. Объехать справа или слева возможности не имелось: там был частый березняк. По такому лесочку машина не прошла бы и пары метров.

Решили рисковать и двигаться напролом. Проехали буквально 5 метров по самой настоящей жиже, и тут правое заднее колесо наглухо село. Водитель пару раз нажал на газ, пытаясь выбраться из этой трясины. Однако эти неосторожные маневры только ухудшили дело. И вот машина уже месила грязь, как бетономешалка цемент с песком, щедро сдобренный водой.

«Что делать?» — задумались мы, почесывая затылки. Лебедки на этом автомобиле не было. Мимо никто не проезжал и вытащить нас тросом не мог. Решили по старинке привязать к покрышке доску. Нам требовалась планка толщиной 4-5 см и такой длины и ширины, чтобы умещалась в арке колеса, ни за что не цепляясь.

Вооружились инструментами и отправились в лес на поиски. Нашли подходящее сухое бревнышко, отпилили «полено» подходящей длины, разрубили его пополам. Потом отсекли лишнюю овальную часть, и у нас получилось что-то вроде доски. Теперь можно было привязывать ее к колесу.

Мы долго спорили, обсуждая, с какой стороны надо прикрепить доску. Один из нас уверял, что надежнее будет прямо перед грязью. Другой считал, что лучше с обратной стороны. Дескать, колесо прокрутится и с силой подставит доску само под себя. Эта точка зрения и одержала верх. Так мы в итоге и решили сделать.

Привязали доску к колесу, продев шпагат через отверстия в диске. Сели в машину, завели двигатель, медленно тронулись на первой передаче. И… автомобиль вышел из грязи, как будто ее и не было. Доехали до сухой земли, там отвязали спасшую нас планочку и вздохнули с облегчением, набрав полную грудь чистейшего воздуха.

Почти вездеход

Снова впереди была ровная и чистая дорога. Нас опять наполняла радость от ощущения свободы и движения. Но, увы, длилось это недолго. Мы столкнулись с очередным разливом воды.

Видимо, когда упавший мостик перекрыл речку, она пошла двумя путями. При этом уже пройденное нами препятствие было «цветочками». Впереди нас ждало настоящее месиво.

Осмотрев местность, мы подумали, что кто-то уже пытался форсировать эту преграду. Судя по следам, он доехал до середины и застрял наглухо. Забуксовавшей машины видно не было. Вероятно, ее вытащили тросом назад, после чего водитель уехал на поиски другого пути, оставив после себя лишь колею.

Мы решили не испытывать судьбу и не бросаться с ходу в это болотце, а заранее подготовиться к преодолению глубокой жижи. Снова нам пригодился густой березняк. В лесочке нашлась пара сухих бревнышек, толщиной в руку взрослого крепкого мужчины. Привязали их вдоль передних колес, по одному на каждое.

Мы также вырубили пару дощечек толщиной 5-6 см. Эти планочки подложили под концы бревен, чтобы те не «черпали» по кузову. Получился почти вездеход. Поехали мы очень медленно, буквально разбрасывая жижу. На удивление, машина шла ровно. Возможно, препятствие было и не так страшным, как казалось? И тогда мы зря проделывали все эти операции? Но, на наш взгляд, лучше уж перестраховаться, чем окончательно завязнуть в грязи.

Выбравшись на твердый участок, отвязали бревна и двинулись дальше. До места нашего привала оставалась всего пара километров. Остановку мы хотели делать в поселке поблизости от легендарного незамерзающего пруда, «забитого карасями».

И вот, наконец, показался долгожданный водоем. На берегу рыбачили всего двое удильщиков. Честно говоря, мы очень устали от богатой на приключения поездки, поэтому не стали беспокоить людей традиционными расспросами насчет клева.

Вместо этого просто развернули машину носом к лесу, заглушили мотор и забрали походное снаряжение. Закрыв автомобиль, отошли метров на 50 и расположились на шикарной полянке с изумрудной травой и редкими соснами, голыми почти по всей длине ствола с редкими ветвями на макушке. Развели безопасный костерок, поставили палатку и не заметили, как уснули.

Зарядка для аккумулятора

Проснулись мы часа через три, кто-то — раньше, кто-то — чуть позже. Перекусили, свернули наш лагерь и отправились к машине, чтобы продолжить поездку. Подойдя поближе, увидели странную картину: фары нашего авто излучали еле видный рыже-желтый свет.

«Как же это?! — поразился я. — Неужели водитель настолько устал, что забыл выключить фары?». На нашей машине не было отдельных дневных ходовых огней, автоматически гаснущих при заглушенном двигателе. А под яркими лучами солнца трудно заметить свет фар. Мы оставили их включенными и «посадили» аккумулятор.

Но надежда умирает последней, поэтому все же решили попробовать запустить мотор. Стартер провернулся и больше не ожил, старенький аккумулятор окончательно «сел». «Как его оживить?» — задумались мы.

Если бы тут была ровная заасфальтированная площадка, а еще лучше спуск с горочки, то можно было бы попытаться запустить двигатель «с толкача». На нашей лесной полянке с бездорожьем такой вариант требовал очень больших усилий. Решили снова применить смекалку и раскрутить колесо у неподвижного автомобиля.

Поставили машину на «ручник» и зафиксировали с помощью упоров. Включили третью передачу и вывернули переднее левое колесо наружу. Далее нужно было его приподнять, чтобы накрутить трос. Но как это сделать, ведь домкрат мы забыли? И наехать на бревно, как в случае с «Нивой» дедушки, теперь не получится, ведь двигатель своей машины не запустить.

Нашли простой выход. Подтащили спиленный пенек и поставили его вертикально вместо домкрата. Затем почти совсем выпустили воздух из шины. В результате под покрышкой появилось немножко свободного пространства.

Конечно, этого бы не хватило для нормальной замены колеса. Однако места для того, чтобы пропустить и намотать трос на пару оборотов, оказалось достаточно. Потом мы предложили поработать самому крепкому из нас. Он дернул трос как следует, и двигатель завелся!

Вот результат деятельности коллективного разума! Далее некоторое время машину не трогали, чтобы аккумулятор хоть немного зарядился. После чего мотор заглушили, накачали колесо, убрали пенек и упоры. Можно было ехать дальше.

Хорошо, что на пути от озера до турбазы ничего необычного с нами не случилось. Вскоре замаячили у горизонта горы, дорога стала более ровной и гладкой. Наконец, мы вынырнули на короткий отрезок асфальта, который довел нас прямиком к воротам.

Незабываемый отдых

Начинался второй этап нашего путешествия, на этот раз пеший. Вот самый настоящий «классический» туризм. Машину мы оставили на парковке и решили сразу же выдвигаться, не откладывая поход ни на минуту. Закинули рюкзаки за спины, взяли спиннинги в руки и пошли, рассчитывая засветло добраться до места, чтобы со спокойной душой лечь спать.

К слову, эта часть маршрута не изобиловала приключениями, но легкой ее назвать ни у кого язык не повернулся. Шли по тропе, которую даже днем можно было различить с большим трудом. Я с ужасом представлял, как тут люди ходят ночью.

Путь петлял, словно в страшной сказке, пересекая бурелом, выходя на кедровый стланик, а потом виляя между каменистыми рядами. Потом тропа уперлась в самую настоящую реку. Столкнувшись с новым препятствием, мы бы, возможно, повернули назад, не пытаясь форсировать водную преграду.

Но с нами шел проводник. Он со смехом сказал, что глубина здесь всего с 50 см. И наша цель совсем близко — до нее каких-то метров 500. Мы выдохнули и упрямо потопали вперед — к ожидавшему нас озеру. Возвращаться-то уже смысла не было!

Добрались до искомого места буквально за час до наступления кромешной темноты. Наш проводник взял причитавшуюся ему плату, заранее оговоренную, и сразу исчез в сумерках, словно его и не было. Так мы и не поняли, правда ли единственный маршрут оказался столь запутан, или парень просто набивал себе цену и вел нас по самым сложным участкам. Сил для того, чтобы размышлять об этом, уже не осталось.

Мы быстренько собрали палатку и завалились спать. С утра порыбачили от души, наслаждаясь каждой минутой отдыха в таком прекрасном месте. Великолепные впечатления полностью компенсировали нам все тяготы непростого путешествия. С хорошим уловом хариуса мы двинулись в обратный путь.

Теперь нас вел новый проводник, который показал маршрут вдвое короче и куда менее сложный. Загрузившись в машину, взяли курс на Иркутск, поехав теперь уже по трассе безо всяких приключений. А в памяти держали незабываемые минуты рыбалки на красивейшем озере.

Сергей Серый, Омская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий