За лещом

Выловленный лещ

«Жигули» весело бегут в потоке машин по шоссе Челябинск —Уфа. Нас в автомобиле двое: я и мой приятель, заядлый рыбак, Сергей Крюков. Хотя мы и выехали из города, когда солнце спустилось к горизонту, но нагретый за день асфальт дышит жаром. Поэтому в нашей машине открыта форточка, искусственно создающая сквозняк.

Дорога предстоит длинная. Мы едем на Павловское водохранилище. Это почти 500 километров от Челябинска. И цель нашей поездки одна — рыбалка на леща. И только на него!

Двигатель монотонно поет свою песенку. Шуршат колеса по асфальту. Внося посторонний шум, проносятся мимо встречные машины. Солнце уже скрылось за горами. Начинает темнеть. Вечерняя прохлада приходит к нам в машину вместе с ветерком и приятно холодит тело.

Меня начинает укачивать. И я, чтобы не заснуть, вспоминаю все, что знаю о леще. Мысленно восстанавливаю эпизоды, когда видел эту рыбу.

Любители наживы

Первая встреча состоялась в далеком 1961 году в городе Гродно, в Белоруссии, на чудесной реке Неман. Как-то раз мне пришлось зайти в местный горком комсомола. Сейчас уже и не помню, по какому поводу заглянул туда. В кабинете у первого секретаря я встретил своего знакомого младшего лейтенанта милиции. Разговор шел о рейде на реку Неман.

Дело было поздней осенью. И, как я потом узнал, лещ со всей округи в это время заходил в зимовальную яму и оставался там до весны. Причем скапливалось его очень много.

Он в это время не клевал. А ловить сетями на Немане было запрещено. Да и зимовальная яма находилась почти в центре города. Но браконьеры все равно пытались добывать леща с помощью так называемого «метода якоря». При этом примерно половина рыбы погибала.

Моя первая встреча с лещом закончилась успешной операцией стражей порядка. Они с помощью общественников окружили браконьеров, задержали их, конфисковали незаконные орудия промысла и весь улов, который сдали в магазин. Изъятая рыба потянула более чем на полтонны.

Позже я ловил леща на удочку, применяя в качестве насадки кусочки ракушки перловицы. Поймать удавалось немного, но поклевки все ж были.

Путешествие на моторках

Следующая встреча состоялась через много лет на нашей великой Волге, когда мы с приятелями путешествовали по рекам страны на моторных лодках типа «Прогресс». Летом 1981 года шли по Куйбышевскому водохранилищу. Погода стояла солнечная, тихая.

Три «Прогресса», весело ревя моторами, поднимали легкую волну. Мы шли по компасу. Берега как бы уходили в сторону, оставляя перед нами гладь воды, простирающуюся до горизонта. Справа оставались Сорочьи горы, слева — несколько островков.

И вдруг идущая первой лодка остановилась. Я решил узнать, в чем дело. Женя Дьяченко показал мне рукой и спросил:

— Что это?

Взглянув направо, я не поверил своим глазам. На воде лежали в буквальном смысле этого слова, наверное, сотни две лещей. Они были живые, шевелились, пытались уйти на глубину. Но ничего у них не получалось. У нас сложилось впечатление, что какая-то сила не позволяла им «утонуть».

Опыт с рыбой

Подсачеком я поднял из воды пару трехкилограммовых лещей. Они даже не пытались сопротивляться. Чешуя у них была крупная, с золотистым оттенком. Прямо под головой виднелся зоб, которого я раньше не видал, причем он явно выделялся.

Третья лодка тоже подошла к нам. Мы стояли и смотрели, не понимая, что же это такое. А Володя Жабко проговорил:

— Где-то читал, что белая рыба может быть заражена паразитами. Это они не дают ей находиться на глубине.

Я взял нож и вскрыл брюхо одному из лещей. Внутри действительно находилось какое-то инородное тело розовато-белого цвета. Вспоротую рыбу бросил за борт, и она тут же утонула. Второго леща опустил в воду живого. Он лег на поверхность боком, подергал плавниками, но не смог погрузиться.

Жабко сообщил, что эти паразиты не опасны для человека и можно взять несколько рыбин.

— Кто-нибудь будет их есть? — спросил я.

В воздухе повисло молчание. И мы отправились дальше без остановок. В этом месте водохранилище было еще шире, так что берега даже на горизонте не просматривались.

Убежище от шторма

К вечеру попадали под встречный ветер, который развел волну. Нас нещадно трясло. Впереди наконец-таки показался берег. Он был довольно высокий, и мы, спасаясь от самого настоящего шторма, который разыгрался к ближе к ночи, зашли в одну из небольших бухточек.

Место, видимо, специально приспособили для стоянки в плохую погоду малокаботажных судов. Мы решили прямо тут и переночевать. Бухточка была небольшая — около 200 метров в длину и ширину. Напротив нас к берегу прилепилось строение, похожее на жилой дом. Имелся и скромный пирс.

А посередине бухточки виднелась моторная «Казанка», в которой сидел человек. Он приблизился к нам и вежливо спросил:

— Разрешите причалить?

Поздоровался с нами и назвался местным бакенщиком. Сказал, что его зовут Саша. Я поинтересовался:

— Сколько до Ульяновска осталось километров?

Мужчина ответил, что по воде около 40 км и по берегу примерно столько же. Бакенщик сообщил, что ветер на реке часа через два стихнет. Но к восьми утра опять поднимется.

Мы решили переночевать прямо на воде. Саша рассказал, что на Волге стало значительно меньше рыбы. Водохранилище в разгар лета зацвело, и клев почти полностью прекратился. По мнению бакенщика, ученые объясняли это болезнью рыбы.

Я заговорил про увиденного леща. Саша подтвердил предположение, что тут не обошлось без паразитов.

— Да! Это все они, — заявил бакенщик. — В прошлом году лещ зашел в нашу гавань да так тут и остался. Я собрал его, сколько мог, очистил и засолил две бочки, а потом покоптил. И жена почти все продала на базаре. Что-то и сами поели, мы к этому делу привычные. Могу и вас угостить. Пару лещей, наверное, найду.

Мы вежливо отказались. Так закончилась моя очередная встреча с лещом.

Как лучше ловить

А вообще-то добыть этот трофей — большая радость для рыбака. Лещ, как правило, держится стайками. Если поймал одного, то, значит, есть тут и другие.

Возраста половозрелости эта рыба достигает в 3-4 года. В самке может быть от 100 до 400 тысяч икринок. Нерестится лещ при температуре воды 13-15 градусов. Бывает это, по приметам, тогда, когда цветет черемуха.

После нереста рыба 7-8 дней отдыхает, а затем начинает бурно кормиться. Любит илистое дно, где можно порыться в поисках пищи. В этот период ловить леща можно на червя, ракушку. Очень любит рыбка манную кашу, хорошо варенную перловку и другие приготовленные крупы. Также стоит попробовать соблазнить леща на мотыля, опарыша и ручейника.

Особое внимание нужно обращать на поплавок. Он должен быть чувствительным. Большая половина его погружается в воду. Приманку на крючке опускают на дно. Лещ подходит и из-за строения своего тела наклоняется, чтобы схватить предложенное угощение. При этом туловище рыбины выравнивается параллельно дну водоема.

Меж тем поплавок выныривает и ложится на поверхности. Он идет в сторону, когда обитатель водоема хватает приманку. Это время подсечки! Сам по себе лещ не очень силен. Если его быстро поднять на поверхность и дать глотнуть воздуха, то сопротивления почти не будет. В общем, это пугливая рыба, любящая тишину и покой…

Рывок к цели

Прокрутив в голове воспоминания и освежив в памяти теоретические моменты лова, я возвращаюсь к реальности. Уже почти совсем темнеет, и встречных машин становится значительно меньше.

Мы тормозим у обочины, и вскоре к нам подруливают наши попутчики. Пьем на дорогу крепкий кофе, так как ехать придется всю ночь. И снова колеса шуршат по асфальту, и поет свою песню двигатель…

К рассвету мы на плотине. Еще час езды, и будем на месте. Павловка встречает нас густым туманом. И только хорошее знание дороги и прирожденное умение ориентироваться в пространстве Сергея Крюкова позволяют нам двигаться вперед. На машинах спускаемся к воде. Вот и наша постоянная стоянка.

Там, где мы наметили рыбачить, практически каньон. Каждый год сюда в определенный месяц заходит жировать лещ. Когда-то здесь протекал ручей, но потом построили плотину, и образовалось водохранилище, затопившее лощины. Всякой рыбы тут много. Есть даже сомы, причем очень крупных размеров.

Приманка для рыбы

Наш лагерь быстро обустраивается. И теперь начинается подготовка к лову. Начальником мы выбрали Сергея Крюкова. Он и главный рыбак, и ответственный за получение подкормки и насадки.

Поэтому сразу по приезду разводим костер и ставим на него специальный котелок. В этой емкости еще дома начала вариться каша из перловки. Сейчас она должна «дойти». В нее добавляем какие-то «приправы». К примеру, подсолнечное масло и анисовые капли. Но, в каких точно пропорциях, знает только Сергей. И «колдует» над кашей лишь он.

Потом рыбаки опять же под руководством Крюкова садятся в лодки и выдвигаются на места, где предстоит ловить. Все начинается с того, что в воду опускается якорь. От него к берегу пробрасывается капроновый шнур длиной около 150-200 метров. Он натягивается и привязывается к дереву. И на этот шнур через определенные промежутки вешаются обычные полиэтиленовые бутылки, выполняющие обязанности поплавков и поддерживающие его на поверхности.

Затем берутся небольшие мешочки, изготовленные из сетки с мелкой ячейкой, через которую не может проходить перловая каша. Каждый из них на своем шнурочке опускается на грунт. А другой конец привязывается рядом с поплавком на основной канат, идущий от берега до якоря.

Настройка удочек

Место для рыбалки готово. Теперь предстоит подождать несколько часов, и можно ловить. А какие снасти использовать? Берется обычная зимняя удочка длиной около 50-60 сантиметров. Леска — толщиной 0,15-0,25 мм. На ее конце цепляется крючок «пятерка». А потом в 5-6 сантиметрах привязывается крупная и тяжелая мормышка. Выше ее примерно на таком же расстоянии вешается еще один крючок на небольшом поводке.

По этой схеме нужно подготовить 2-3 удочки. Обычно для лова хватает двух, а третья — в запасе, на случай обрыва. Мормышки используем белого или желтого цвета с блеском. В последнее время крючки перестали применять. Вместо них достаточно одной крупной мормышки. Частота поклевок сохраняется, а число сходов уменьшается.

Теперь в лодке к шнурам, которые идут вдоль бортов от носа к корме, привязываются два куска мягкой проволоки, можно обычной алюминиевой. Это нужно для того, чтобы закрепить само плавсредство. Проще всего его привязать проволокой, а не веревками к основному шнуру.

Лодку нужно поставить так, чтобы она находилась ровно посередине над мешочком с подкормкой. Вот и все, что следует сделать, прежде чем начать рыбачить…

Ожидание в тишине

Мы сидим на берегу, обедаем. Каждый с нетерпением посматривает на часы, стараясь это сделать незаметно, чтобы другие не видели. Ждем, когда циферблат покажет 16.00. А вечерний клев начинается приблизительно в 16.30-17.00.

Двигаться по воде надо бесшумно. Вязаться к шнуру следует тоже без лишних движений. После того, как стал на якорь, любые резкие рывки запрещены. Разговоры — тем более! Вечер выдается тихим, с голубым небом и солнцем. Вода — сама зеркальная гладь!

Я распускаю одну удочку. Вижу по сторожку, что перловка лежит на дне, до которого, кстати, 12 метров. Теперь остается только ждать. Все тихо.

Наблюдаю цаплю, сидящую на торчащей из воды ветке и вытягивающую вперед шею. Видно, высматривает свою добычу. Потом резко опускает клюв в воду… и так несколько раз. Тоже ведь рыбачит!

Первая поклевка

В это время сторожок на моей удочке начинает из полусогнутого состояния выпрямляться. А потом леска, сгибаясь, лезет как бы из воды. Плавно подсекаю. И чувствую, как на том конце удочки в глубине бьется тяжелая рыбина.

Хватаю леску в руки и, не давая лещу опомниться, тяну из воды, перебирая руками. И вот он на поверхности! Приподнимаю голову рыбины, чтобы хлебнула воздуха. Лещ уже у борта лодки.

Прямо рукой хватаю его за голову и втягиваю к себе. Смотрю на свой трофей во все глаза. Прекрасная рыба! Такое впечатление, что чешуя у нее — серебро с позолотой. Весит примерно полтора килограмма. Опускаю выловленного леща в садок, который держу за бортом.

Начало есть… К девяти часам вечера каждый из нас уже с уловом. У меня, кроме первого трофея, еще два подлещика примерно по полкило и голавль весом около 300 граммов. Мои товарищи поймали больше, но я и этому очень рад.

Сторож Линда

А в лагере у нас гости. Это ребята из Уфы, знакомые Сергея Крюкова. Он идет пообщаться с ними.

Вечер опускается на землю. На небе появляются первые звезды. Где-то ухает филин. Впереди в полутора-двух километрах от нас находится база отдыха. Там из динамика звучит еле слышно мелодия знакомой песни.

Мимо меня к своей палатке идет Крюков, возвращающийся от гостей. Двигается тяжело, покачиваясь от усталости. Я смотрю на мотоцикл «Урал» приезжих. Рядом — костерок, около него — закопченный чайник. Все трое рыбаков, похоже, спят.

Кстати, в нашей команде есть и сторож. Это огромная овчарка, которую зовут Линда. Добрая, если не затрагиваются ее интересы. Она медленно, с достоинством проходит мимо меня в сторону «Урала».

Я заканчиваю записывать свои заметки и забираюсь в палатку. Завтра вставать в четыре часа. Засыпаю быстро: усталость берет свое.

Ранний подъем

Утром просыпаюсь около 4.00. Выбираюсь на свежий воздух… прохладно. На небе еще видны звезды.

Подхожу к столовой — там кто-то есть. Действительно, это второй наш Сергей — Пашкин. А вообще-то их у нас трое. Есть еще и Дерягин… Сергей Пашкин спрашивает, где наш лидер. Говорю, что, наверно, спит, и иду к его палатке.

Однако Крючков уже возится внутри, видимо, одевается. Потом говорит:

— Михалыч! Это ты?

— Да, — отвечаю я. — Пора уже вставать. Пашкин готовит кофе.

Сергей высовывает голову из палатки и осведомляется:

— Уфимцы не приходили?

— Нет,— говорю. — А может и были, когда я спал.

Вчетвером пьем кофе. Рядом Линда, как всегда, невозмутимо смотрит на нас. Перед ней — кастрюлька с супом, сваренным исключительно для нее. Замечаю, что еда пока не тронута.

Капризы Фортуны

Идем к лодкам и, не торопясь, плывем на наши места. Эта заря для меня складывается крайне неудачно. На рассвете происходит одна поклевка. Но вытащить рыбу не удается. Она срывается с крючка прямо у борта лодки!

Через минут 20 следует вторая поклевка. И опять сход, но уже на глубине. А ребята в это время один за другим вытаскивают лещей! Потом у меня происходит третья поклевка. И в моем садке появляется прыгающий подлещик.

Опускаю леску, но она вначале не тонет. А потом стремительно уходит в воду! Подсекаю и вытягиваю голавля на своем крючке. Вот и все на утренней заре.

Куда пропало мясо?

А на берегу в нашем лагере орудуют уфимцы. Говорят, что вчера заснули у костра. У них имелся батон колбасы и две банки тушенки. Мясо выложили на сковородку и поставили погреться на огонь. Утром проснулись и обнаружили, что ни колбасы, ни тушенки нет. Из продуктов остались картошка и хлеб. Да еще соль и масло подсолнечное.

Я смотрю на собачью кастрюльку с супом. Она как была вчера полная, так и осталась в таком же состоянии. Мне совершенно ясно, почему Линда не голодна и куда пропали тушенка и колбаса уфимцев…

В свои поездки на рыбалку ребята всегда берут коптильню. Она представляет собой большой железный ящик с крышкой. Внутри — две полки, которые могут убираться. На дно ящика укладываются кусочки яблони, груши и других деревьев лиственных пород. Затем вставляется одна полка: она — как противень.

На ней размещаются подсоленные и натертые специями выловленные лещи. Таким же образом поступаем со второй полкой. И ее тоже заполняем рыбой. Затем ящик закрывается крышкой и ставится на несильный костер. Через 40 минут все готово.

Думаю, что изобретателя этого ящика нужно наградить какой-нибудь премией. И сегодня к обеду у нас лещи горячего копчения. Нужно прямо сказать… блюдо — объедение!

Удачливые товарищи

А к 16.00 мы вновь на своих местах. Вначале клева нет. Но около пяти часов я вытаскиваю двух подлещиков — одного за другим. Каждый из них весит примерно с килограмм. А последняя поклевка завершается неудачно. Рыба сходит с крючка, когда я уже вывел ее на поверхность.

Когда заканчиваем ловить на привычном месте, иду в сторону заводи. Пробую блеснить. Но, кроме зацепов, ничего не выходит. Лишь на глубине удается поймать одного окуня граммов на 250… и все! Однако в дневнике я оставляю запись: «Рыбалкой доволен».

В то время как третьему нашему Сергею — Дерягину — удается в этот день вытащить 18 лещей! Вот так… Завтра нас ждет еще один полный день рыбалки. Ну а на затем после утренней зорьки мы свернем лагерь и поедем домой.

Так все и произошло… Мой улов остановился на числе 13, которое не нравится суеверным людям. Но я очень доволен. Хотя ребята и поймали гораздо больше.

Рядом со зверем

А в ночь перед отъездом мы слышали медведя. Хищник находился примерно в полукилометре от нашего лагеря. Зверь ревел долго и жутко. И был еще какой-то шум. Когда рассвело, я сходил туда посмотреть. Действительно, почти рядом с нами в распадке нашел место, где медведь поймал лося. Ничего трогать там мне не захотелось. И ушел в лагерь.

С Павловкой каждый расставался с надеждой, что еще вернется туда. Я потом приезжал дважды. Оба раза ловил немного, но вполне достаточно, чтобы получить удовольствие…

Затем кто-то из уфимских предпринимателей взял это место в аренду на долгие годы. И обычным рыболовам стало сложнее туда приезжать. И не знаю, что будет там дальше. Видимо, за лещом придется отправляться в другие места…

А о том времени, которое я провел на Павловке, у меня остались самые приятные воспоминания. И вам тоже этого желаю!