Кому подойдет аэроглиссер

Модель аэроглиссера

Если вы заядлый рыбак или охотник, то вам наверняка известно такое средство передвижения, как аэроглиссер. Еще совсем недавно он считался в России настоящим чудом техники. Отечественные модели прошли первые серьезные испытания на водной поверхности только в начале нового тысячелетия.

Один из первых российских аэроглиссеров представлял собой алюминиевую лодку, больше походившую на крупногабаритное корыто, на которую были установлены облегченный авиационный винт и двигатель от автомобиля. Управлять отечественными моделями этого поколения оказалось довольно сложно. Они были достаточно маневренны на скорости, а вот на малых оборотах с трудом меняли свой курс.

Такая особенность долгие годы оставалась чуть ли не единственным недостатком этих средств передвижения. Сейчас же подобные проблемы устранены. Современные модели отличаются новейшей конструкцией днища особой обтекаемой формы.

Благодаря этому фактически любой желающий может научиться управлять аэроглиссером. Для полного освоения в кабине достаточно всего пары занятий с инструктором или более опытным водителем.

В России и мире

Аэроглиссеры долгое время оставались в нашей стране чем-то из разряда научной фантастики. Жители России довольно давно замечали такие транспортные средства в различных приключенческих фильмах, но увидеть это чудо на своей реке или озере не могли. Первые модели, появившиеся на рынке, стоили безумных денег. Позволить себе такую покупку могли лишь единицы.

Сейчас же стоимость аэроглиссера сопоставима с ценой среднего бюджетного автомобиля. Так что теперь все чаще на реках или озерах в труднопроходимой местности можно встретить лодку, которая, словно самолет, несется по воде, и кажется, будто парит над поверхностью.

Стоит заметить, что за границей такие суда давно уже не диковинка, а самая настоящая обыденность. Существуют сотни модификаций аэроглиссеров, рассчитанных на различные нужды, с разнообразными по мощности двигателями и вместимостью палуб.

Имеются даже экскурсионные модели, которые вмещают до двух десятков человек. Такой транспорт часто используется для проведения познавательных экскурсий по местам, где иное средство передвижения пройти просто не сможет.

Какие есть преимущества

Аэроглиссер позволяет скользить по воде на большой скорости, отправляться в захватывающее путешествие по заболоченной местности, перемещаться по заснеженным ровным полям и замерзшим зимним рекам. По сути своей это некое подобие внедорожника, дающее возможность комфортного и безопасного передвижения, в комплекте с набором незабываемых и ярких впечатлений от активного отдыха на природе, охоты или рыбалки.

Аэроглиссер является многофункциональным транспортным средством и может использоваться во все сезоны и при любой погоде. Он идеально подойдет для рыбалки на каком угодно водоеме, для охоты в труднопроходимой местности, для транспортировки разнообразных грузов, для перевозки людей ну и конечно же для отдыха.

Основа основ

Так из чего же сделан аэроглиссер? Давайте по порядку: начнем с корпуса. Это одна из самых важных частей в конструкции судна. Корпусом часто является лодка, сделанная из специальных алюминиевых сплавов, предназначенных для длительных морских путешествий и обладающих высокой прочностью.

Проводились даже специальные «краш-тесты» аэроглиссеров, наподобие автомобильных. Катера переворачивали, ударяли о препятствия и даже роняли с большой высоты на бетонный пол, имитируя различные катастрофы. В ходе испытаний модели показали хорошие результаты.

По сути своей гидроудары и небольшие столкновения для корпуса аэроглиссера не страшны. Порой они даже не очень ощутимы. Корпус не ломается, а лишь получает незначительные либо заметные вмятины, что зависит от мощности удара. Однако силу инерции никто не отменял, так что при столкновении с препятствием на большом скорости водителя, забывшего пристегнуться, может выбросить из кабины.

Защитный слой

Корпус покрывается специальной водостойкой антикоррозийной краской. Часто она бывает матовой, что не создает бликов. Наружная поверхность корпуса обычно защищается специальными составами на основе полимеров.

Иногда ставится и дополнительный слой листов из этих материалов. В результате такие «усиленные» катера могут легче передвигаться по участкам открытого грунта либо по льду и снегу.

Чаще всего корпус бывает плоскодонным. Это обеспечивает отличную проходимость и аквапланирование на динамической подушке.

Есть, однако, модели аэроглиссеров, имеющие более привычный глазу V-образный корпус. Он гораздо лучше держит волну, и катер с такой формой может развивать большую скорость. Но проходимость при этом ограничивается лишь водной поверхностью средней глубины или болотом.

Мощный или дешевый двигатель?

Далее рассмотрим не менее важный элемент — мотор. Чаще всего используются автомобильные двигатели, но иногда ставятся и авиационные. Их мощность может быть различной. Как правило, современные двигатели с большим количеством «лошадок» стоят намного дороже, но зато позволяют ощутить все прелести этого средства передвижения.

Простые моторы существенно дешевле и не обладают такой мощностью. В результате катер не развивает высокой скорости. «Бюджетные» двигатели могут отличаться еще и наличием вибрации при работе, что отражается на корпусе. Однако положительными сторонами таких моторов, помимо цены, являются их ремонтопригодность, простота в обслуживании и износостойкость.

Наиболее часто аэроглиссеры комплектуются двигателями мощностью от 100 до 350 лошадиных сил. Выхлопная система располагается над поверхностью воды и делается из нержавеющей стали, что позволяет значительно продлить срок эксплуатации этого элемента.

Двигатель обычно запускается ключом зажигания сразу на приборной панели аэроглиссера. Там же есть и датчики, которые отображают количество топлива и охлаждающей жидкости в двигателе. В современных аэроглиссерах предусмотрена и двойная аккумуляторная цепь, которая дает возможность в случае разрядки одной батареи переключиться на другую.

Из чего делают винты

Благодаря работающему двигателю аэроглиссера начинает раскручиваться пропеллер — это еще одна немаловажная часть в конструкции катера. Как правило, винты используются одного из двух типов.

Первый — это так называемый «переклеенный». Он делается из различных водостойких пород древесины с оковкой атакующих кромок лопастей. Диаметр составляет примерно два метра. Такой вариант относительно дешев, но недолговечен и имеет большую массу. Это негативно сказывается на скорости аэроглиссера или требует повышенной мощности двигателя.

Второй вариант изготовления пропеллера — это «композитный». Подобный винт целиком делается из углепластика. Такой тип очень легок, двигатель работает с ним идеально, не снижая фактически заявленной мощности. Однако цена подобного пропеллера на порядок выше, чем деревянного.

Винт из углепластика считается более долговечным, но при этом и очень хрупким. Бывали случаи, когда средних размеров ветвь, пролетевшая через защитную сеть, приводила к поломкам одной или даже нескольких лопастей. В результате требовалось заменить весь винт, а это дополнительные и весьма существенные затраты.

Пропеллеры ранжируются и по количеству лопастей. Раньше их ставили две, а потом появились более дорогие версии — с шестью «экземплярами». В суперсовременных моделях аэроглиссеров имеются пропеллеры и с большим количеством лопастей, которые располагаются на одном валу попарно и крутятся навстречу друг другу.

Частота вращения винта обычно колеблется от 1200 до 3500 оборотов в минуту. Благодаря этому создается воздушный поток, достаточный для движения катера.

Система управления

При выборе аэроглиссера обратить внимание стоит и на трансмиссию. Она бывает двух типов редукторной и ременной. Оба эти варианта весьма надежны и позволяют максимально использовать возможности двигателя и пропеллера. Вместе с тем ременная считается более современной.

А вот морально устаревшую прямую передачу специалисты не рекомендуют брать. Хотя она и способна в разы удешевить конструкцию, однако при этом повысит уровень шума от работы и снизит упор винта. Ведь пропеллер в данном случае располагается прямо на валу двигателя.

Справляться со всем этим «хозяйством» помогает особая система управления. Она регулирует скорость подачи топлива двигателю и корректирует движения рулей, которые напоминают вертикально расположенные крылья самолета.

Управление ими осуществляется обычной «баранкой», напоминающей автомобильную. А вместо привычной водителям педали газа в большинстве моделей аэроглиссеров используется вертикальная рукоятка, которую владелец техники переключает ладонью.

Дополнительное оснащение

Сам двигатель и пропеллер защищены надежной сетчатой конструкцией. Кстати, на аэроглиссер можно устанавливать и дополнительное оборудование. Например, прожектора, укрепленные стекла кабины, мягкие сиденья для водителя и пассажиров, средства навигации и эхолокации, ящички для груза и рыбы или дичи, навигационные огни и якоря, дополнительные отопители салона и обогреватели для двигателя, облегчающие его пуск в холодное время, и многое другое.

Аэроглиссеры, как правило, представляют собой небольшие суда. Их масса обычно не превышает половины тонны. Так что их свободно можно перевозить на прицепах, имеющих специальные крепежи. Для буксировки подойдет автомобиль даже с автоматической коробкой передач. Однако минимальная масса машины должна быть не менее 1200 килограммов.

Спуск катера чаще всего производится одним человеком и может осуществляться как на воду, так и на любую горизонтальную и мягкую поверхность. Главное — стараться избегать резких ударов днищем о жесткий грунт.

Для плоскодонных катеров это может быть и не так заметно, а вот «V-образные катера» могут пострадать. Не исключено, что на их днище в результате мощного удара появятся вмятины и трещины в защитном покрытии. В дальнейшем это может привести к появлению очагов коррозии.

После спуска на воду следует проверить все системы на исправность. Главное внимание нужно уделить двигателю, чтобы обеспечить его бесперебойную работу. Необходимо убедиться, что хватает масла и охлаждающей жидкости, чтобы мотор не перегревался и не возникало избыточного трения деталей. Естественно, что в двигателе не должно быть течей.

Динамическая воздушная подушка

Хорошо отлаженный и настроенный мотор, своевременно получающий техническое обслуживание, позволяет развить скорость, достаточную для перехода в режим глиссирования. При этом транспорт фактически планирует по водной поверхности. В данном случае возникает эффект динамической воздушной подушки. Катер находится в неводоизмещающем режиме.

Понятно, что это еще заметнее на малых глубинах. В таких условиях корпус аэроглиссера прижимает тонкий слой воды к грунту, что вызывает дополнительную подъемную силу. Все это благотворно влияет на ходовые качества.

Похожий эффект наблюдается и при движении по участкам воды, которые покрыты травой, тростником или тиной, например, в заболоченной местности. Но не стоит думать, что на обширных пространствах аэроглиссеры медлительны. Это совсем не так!

Однако более всего они раскрывают свой потенциал именно на непроходимых для иных типов катеров и лодок участках. В подобных условиях еще нагляднее становится и хорошая управляемость аэроглиссеров. Они могут практически без крена поворачивать на полной скорости и разворачиваться на месте. Причем это возможно и в болотистой местности.

«Зеленая» техника

Аэроглиссеры можно считать и более экологичным видом транспорта, чем обычные моторные катера. Конечно, это не весельная лодка, которая совершенно никакого вреда окружающей среде не наносит.

Однако и от аэроглиссеров урон минимальный, потому что они используют надежные автомобильные двигатели, установленные таким образом, чтобы полностью исключить попадание топлива и масла в воду. Да и остужается мотор по тому же принципу, что внедрен в легковых машинах, — с использованием охлаждающей жидкости.

А во время движения аэроглиссеры, благодаря особенностям своей конструкции, не повреждают и не вырывают водную растительность. И не наносят вреда животному миру.

Плюсы для охотников и рыболовов

В общем и целом приобретение аэроглиссера превратит обыденные перемещения по водной глади в прекрасный отдых, дающий еще и ко всему прочему хорошую порцию адреналина. Прекрасная скорость в сочетании с уверенной маневренностью и почти «вездеходностью» — это неоспоримые достоинства подобных транспортных средств.

Они подходят любителям активного отдыха, а фанатам рыбалки и охоты дают дополнительные возможности. И дело тут не только в способности добраться до любых труднодоступных мест.

Аэроглиссеры в отличие от многих других транспортных средств меньше пугают рыб и плавающих птиц. Ведь шум и вибрация двигателя практически не распространяются в водной среде. По заверениям охотников, утки, гуси и иная дичь совершенно не боятся аэроглиссера, чего нельзя сказать про иные плавсредства, обладающие традиционными моторами.

Николай Хромов, г. Мичуринск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий