Безопасная рыбалка по первому льду

Каждый год азартные любители подледного лова стараются поскорее выйти на замерзающие водоемы. Излишняя торопливость удильщиков, их стремление успеть к периоду хорошего клева зачастую оборачиваются трагедиями. Что же делать? Какие правила надо соблюдать, чтобы свести к минимуму вероятность несчастного случая на льду?

Безопасная рыбалка по первому льду
Нарушение правил безопасности на тонком льду.

Трезво оцениваем обстановку

  • Перед выходом на рыбалку желательно провести предварительную разведку. Рекомендуется получить побольше информации о толщине льда на водоемах в вашем регионе.
  • При резких перепадах температуры воздуха лучше временно воздержаться от рыбалки. Обычно при таких изменениях погоды лед недостаточно прочный.
  • Обязательно нужно прислушиваться к предупреждениям МЧС. Если специалисты говорят, что лед опасный, то и выходить на него пока не стоит. Жизнь и здоровья дороже любого улова!
  • Зимняя рыбалка и алкоголь очень плохо сочетаются. Люди «под градусом» неадекватно оценивают ситуацию на льду, у них хуже работает инстинкт самосохранения, они не могут быстро среагировать и принять правильное решение.
  • Не рекомендуется выходить на лед в темное время суток или в плохую погоду, когда затруднена видимость (например, из-за тумана, дождя со снегом или метели). Эти факторы могут не позволить вовремя заметить опасный участок на пути.
  • Если все же решитесь идти на рыбалку, то известите родных и близких о планируемом маршруте. Такая предосторожность поможет спасателям быстрее отыскать вас, если случится беда.
  • Не следует отпускать детей одних на лед. Желательно, чтобы их сопровождал кто-нибудь из взрослых.

Средства спасения

  • Постарайтесь спланировать рыбалку так, чтобы ловить не в полном одиночестве. С напарником вам будет и веселее, и спокойнее. Если вдруг один из вас провалится под лед, то второй сможет прийти на помощь или вызвать спасателей.
  • Когда соберетесь на рыбалку, захватите снаряжение, которое может оказаться полезным. Если имеется спасательный жилет или нагрудник — стоит нацепить. Желательно также продеть в рукава одежды шнур с привязанными остряками, которые при необходимости можно будет воткнуть в кромку льда.
  • Не помешает прочная палка или пешня, которой можно проверять подозрительные участки на пути. Ни в коем случае не бейте ногой по льду, когда захотите убедиться в его прочности! Если после удара палкой на поверхности показалась вода, то продолжать путь нельзя. Нужно аккуратно вернуться на берег по своим следам. Двигаться лучше скользящим шагом, расставив ноги на ширину плеч и старясь не отрывать их ото льда. Такая походка хоть и выглядит странной, но позволяет лучше распределить нагрузку на большую площадь поверхности.
  • Не лишним будет и прочный шнур длиной от 15 до 25 метров с грузом (весом 400–500 граммов) и петлей, который можно бросить провалившемуся в воду напарнику.
  • Снаряжение лучше нести в рюкзаке на одном плече. Тогда в экстренной ситуации вы сможете оперативнее сбросить ношу.

Смотрим под ноги

  • Толщина льда должна быть не менее 10 см на акваториях с пресной водой, и не 15 см — с соленой. Такой прочный «панцирь» обычно выдерживает вес взрослого человека. Но следует учитывать и сопутствующие факторы.
  • Самым надежным считается прозрачный лед, имеющий зеленый или голубоватый оттенок. У белого льда прочность намного меньше. Если поверхность желтого, серого или мутно-молочного цвета, но выходить на нее крайне опасно. Сквозь такой лед можно провалиться сразу, даже не услышав предупреждающего треска.
  • Реки с быстрым течением медленнее сковываются морозом. Лед не очень надежен в устьях и притоках, а также в тех местах, где имеются ключи. Если поблизости производится сброс стоков коммунальных или промышленных предприятий, то водоем замерзает хуже. Повышенное внимание следует уделять открытым для ветра участкам, под которыми большая глубина. Непрочный лед и у болотистых берегов, над торфяным дном.
  • Желательно избегать участков, где есть камыш, тростник и прочая водная растительность, торчащие сквозь лед кусты или деревья. Под мостами, как правило, лед менее надежен.
  • Если водоем покрыт снегом, то рекомендуется удвоить осторожность. Обычно выпадение таких осадков замедляет скорость укрепления льда. Также есть вероятность, что под сугробами находятся полыньи.
  • Не следует выходить на участок, где просверлено много лунок поблизости друг от друга. Такая активность рыболовов способна уменьшить прочность льда.
  • Не идите вплотную друг за другом. Желательно держать дистанцию в несколько метров. Не стоит играть на водоеме в догонялки, весело бегать и прыгать. Если услышите треск и увидите, что на поверхности появляются трещины, сразу же возвращайтесь. При этом старайтесь двигаться скользящим шагом, о котором упоминалось выше.
  • Постарайтесь закруглиться с ловлей до наступления темноты. Шагайте к берегу тем же путем, каким следовали к месту рыбалки, — этот маршрут уже проверен лично вами.

Стоит иметь в виду, что в некоторых регионах предусмотрены штрафы за выход на тонкий лед. Например, в Белгородской области прогулка по льду в тех местах, где выставлены щиты с запрещающими надписями и знаками, обойдется в 500 рублей, а повторное нарушение — в 1000 рублей. В Омской области за такую неосторожность могут взыскать до 500 рублей, в Ивановской области — до 1000 рублей. На Ямале штраф составит от 500 до 1500 рублей, в Пермском крае — от 1000 до 2000 рублей, в Калининградской области — от 1000 до 3000 рублей (за повторное нарушение — до 5000 рублей), в Татарстане — от 1500 до 2000 рублей, в Карелии — от 2000 до 4000 рублей, в Свердловской области — от 2000 до 5000 рублей, в Санкт-Петербурге — до 5000 рублей.

В экстренной ситуации

  • Если все же провалились в воду, то сразу раскиньте руки пошире и попробуйте ухватиться за кромку льда. Постарайтесь поскорее успокоиться и выровнять дыхание. Затем аккуратно, без резких движений взбирайтесь на лед. Важно постараться поднять живот на поверхность. Сильно облокачиваться на руки не следует, поскольку лед может снова треснуть. Если он выдержит, то нужно осторожно откатиться от края полыньи и двигаться ползком к берегу.
  • Когда окажетесь на твердой земле, поскорее доберитесь до теплого помещения, в котором можно сменить мокрую одежду. При ухудшении самочувствия — вызовите врача.
  • Если под лед провалился ваш товарищ, то постарайтесь сразу обратиться к спасателям. Можно позвонить с мобильного телефона в Единую службу спасения по номерам 101 или 112. Сообщите приятелю, что уже идете на выручку — это его поддержит.
  • Не стоит бежать со всех ног к месту происшествия, если только пострадавший не тонет. Излишняя торопливость может привести к тому, что вы сами провалитесь и спасателям придется вызволять уже двоих человек.
  • Если почувствуете, что надо действовать самому, пока помощь в пути, приближайтесь к полынье осторожно — ползком. При этом продолжайте подбадривать приятеля, убеждайте его не поддаваться панике, настаивайте, чтобы он контролировал дыхание, делая глубокие вдохи и медленно выдыхая воздух через рот.
  • Когда окажитесь на подходящей дистанции, бросьте приятелю спасательный шнур либо связанные шарфы и ремни. Не стоит протягивать напарнику руку в такой ситуации. Скорее всего он непреднамеренно утянет вас в воду, либо вы просто сами провалитесь. А с помощью шнура (или его замены) можно аккуратно вытащить товарища на твердую поверхность.
  • Вместе осторожно отползайте к берегу, а потом отогревайтесь в теплом помещении. Следует помнить, что при низкой температуре воды окоченение наступает через считанные минуты, поэтому не помешает обратиться к медикам для проверки здоровья.
  • При необходимости окажите пострадавшему первую помощь. Если напарник успел нахлебаться воды, то его следует уложить животом на колено, расположив так, чтобы голова склонялась к земле. Затем нужно энергично нажимать на спину и грудь, чтобы удалить жидкость из легких и желудка. Возможно потребуется сделать искусственное дыхание.

На автомобиле

  • Выезжать на машине на лед можно только на подготовленных переправах, обозначенных информационными знаками. Обычно на обоих берегах имеются шлагбаумы и спасательные средства.
  • Минимальная толщина льда на таких участках составляет 30 см. При этом на переправе действуют ограничения по массе автомобилей. Слишком тяжелому транспорту въезд запрещен.
  • По льду следует ехать медленно и плавно, без резких рывков, неожиданных для других водителей торможений и ускорений. Запрещается останавливаться, разворачиваться, обгонять прочих участников движения. Необходимо соблюдать указанную минимальную дистанцию между машинами.
  • Не следует выезжать на переправу во время метели, тумана, сильной задымленности или других явлений, ограничивающих видимость.
  • Во время движения по льду рекомендуется на всякий случай отстегнуть ремни безопасности.
  • Если вы вдруг почувствуете, что автомобиль начал проваливаться — немедленно покиньте его. Из тонущей машины лучше выбираться через боковые окна. Если открыть двери, то транспортное средство быстрее пойдет ко дну.
  • В первую очередь спасайте детей. Если машина уже погрузилась в воду, то закройте ребенку рукой рот и нос, прижмите малыша спиной к себе и всплывайте.
  • Постарайтесь сделать хотя бы несколько глубоких вдохов перед тем, как выберетесь из машины. Если есть возможность — сбросьте плотное пальто и тяжелую обувь.

Материал подготовлен на основе рекомендаций специалистов МЧС.

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий