Эвенкия — место, где я живу, — относится к Крайнему Северу России. Климат резко континентальный. По принятому демоэкологическому районированию, наша территория входит в абсолютную и экстремальную дискомфортные зоны. Зимой морозы длятся 240-275 дней и опускаются до 55 градусов ниже нуля. Бывает и еще холоднее… Все это, разумеется, предъявляет особые требования к технике, которая будет использоваться в таких условиях.
В наше время существует очень много марок и конструкций снегоходов. Но не все они идеально подходят к работе в районах Крайнего Севера.
Каждый рыбак и охотник знает, что нет ничего универсального. Нельзя подобрать один спиннинг, с помощью которого можно легко выловить любого обитателя водоема. Нет и идеального ружья, позволяющего добыть все разнообразие дичи.
Точно так обстоят дела и с техникой. Каждой разновидности транспорта нужны свои время и место.
Мощный и дорогостоящий транспорт
Например, сейчас в продаже появились новые модели снегоходов — с четырехтактными двигателями с системой принудительного охлаждения. Мощность таких моторов превышает 100 лошадиных сил. Безусловно, это прекрасная техника. Она и экономичная, и скоростная, и мощная.
Но усложнение всех узлов и агрегатов неизбежно влечет увеличение массы снегохода. И, что, конечно, самое главное, зачастую сводит практически к нулю возможность отремонтировать его в полевых условиях.
Да и вес играет не последнюю роль. Ездить в основном приходится по тайге, по замерзшим рекам и болотам, где всегда есть шанс куда-нибудь провалиться. А вытаскивать одному технику весом около 400 килограммов — удовольствие не из приятных.
Такой снегоход можно применять, по моему мнению, для «заброски» на охотничий участок и выезда с него по накатанной дороге. А там уже пересаживаться на более простую технику. Но это при условии, что есть теплый гараж, потому что во время запуска двигателя при 30-40 градусах ниже нуля возможны проблемы.
Одна из них — конденсат, с которым очень трудно бороться при такой сложной топливной системе, что используется во многих современных импортных снегоходах. Дорогостоящий иностранный транспорт зачастую страдает и от некачественного горючего, с которым нередко можно столкнуться в наших условиях.
Не последнюю роль играет и стоимость такого снегохода. Простому охотнику конечно же будет тяжело купить и содержать подобную технику. Да использовать ее, на мой взгляд, разумней всего в окрестностях населенного пункта. Выехал из теплого гаража возле дома, покатался и опять вернул транспорт в комфортные условия хранения.
Да еще квалифицированные специалисты по ремонту должны быть под боком. А у нас до ближайшего сервиса на самолете 1200 километров! Но, конечно, если у вас есть деньги, и климат в вашем регионе достаточно мягкий, то можете смело использовать такую технику. Она весьма достойная!
Особенности Эвенкии
В нашем же случае условия эксплуатации транспорта — экстремальные. Поэтому одними из важнейших критериев при выборе снегохода являются простота конструкции и возможность ремонта в походных условиях или же в гараже (лесном или домашнем).
В тайге не на кого надеяться, кроме как на себя самого. Населенные пункты отделены друг от друга несколькими сотнями километров. Велика вероятность, что в ближайшие дни, а то и недели мимо вас никто не проедет! А несчастные случаи, связанные с поломкой техники, на Севере далеко не единичны.
Как я уже говорил, что в мире нет ничего универсального. Это касается и выбора снегоходов…
У нас в Эвенкии есть два вида охотников. Основная масса занимается добычей пушного зверя. А есть и отдельная «каста», состоящая в основном из коренных жителей, — это так называемые «диковщики». Они промышляют отстрелом дикого северного оленя при его миграции. Как вы понимаете, требования к технике у этих двух категорий охотников — совершенно разные.
Проверенный транспорт
Для добычи пушного зверя, как и много лет назад, в основном используется отечественный снегоход «Буран». Нельзя сказать, что эта техника очень надежная. Но зато ее можно легко починить, имея небольшой набор запчастей и используя подручные материалы. Я думаю, что с этим никто спорить не будет!
Да на «Буране» и частично работающем можно добраться до цели. Я как-то доехал на одном исправном цилиндре, единственной функционирующей гусенице и так далее.
Был случай, когда у меня оборвало «щеки» балансира. Видимо, гусеница шла неровно. В итоге подточило одну «щеку», что привело к разрыву. А за ней от нагрузки лопнула и вторая. Положение оказалось крайне сложное.
Можно ехать совсем без одной гусеницы. В такой ситуации просто встаешь на подножку со стороны оставшейся и потихоньку двигаешься. Иногда приходится совсем слезать и топать пешком, рядом с ползущим транспортом.
А вот как быть с гусеницей, но без балансира?! Я вышел из создавшегося положения с помощью СКСа. Прострелил отверстия в двух половинках «щеки», стянул проволокой, проделал то же самое со второй — и вперед! Способ, конечно, совсем небезопасный! Не советую прибегать к нему без крайней необходимости. Мне же в экстремальных условиях столько всего приходилось просверливать и ремонтировать с помощью такой «дрели» и простой проволоки!
Еще один плюс в пользу «Бурана» на соболиной охоте — это возможность разогреть его множеством способов, вплоть до использования паяльной лампы. В промежуточных избушках, как правило, нет гаража со специальным оборудованием. Так что это качество отечественного снегохода очень важно.
Защита от столкновения с деревом
Запчасти к нему можно приобрести по вполне бюджетным ценам даже у нас. А что-то достается при подключении дружеских связей. Ломаются, как правило, одни и те же детали. Так что можно обзавестись основным ремонтным комплектом, исходя из своего опыта и знаний коллег.
Сейчас стали выпускаться некоторые новшества, такие как многоступенчатая коробка передач, трехрядная цепь, подогрев ручек, и другие. Появилась и удлиненная модель с увеличенной проходимостью по глубокому снегу. Правда, мы выявили и один небольшой недостаток у этого нового транспорта. У него ухудшилась управляемость на целине.
Но такую проблему можно легко устранить, внося корректировки в способ управления. Мы, например, просто переносим центр тяжести во время движения. Такой метод позволяет еще и согреться в пути.
Облегчает езду по лесу и наличие только одной лыжи у российского снегохода. Правда, у нас обычно используются «доработанные» версии, у которых бампер увеличен дугообразной трубой. У нее длина примерно равна выступающей впереди лыже. Такое усовершенствование позволяет избежать ДТП при езде по лесу. Если не успеваешь отрулить от дерева, то тебя просто отбрасывает в сторону.
Отечественные модели снегоходов с двумя лыжами, возможно, тоже очень хороши. Просто у нас они почему-то не прижились. Честно говоря, даже не скажу, по какой причине. Охотники их стараются не брать… и все.
Быстрый и легкий
Для «диковки» (отстрела оленя на путях миграции) требования к снегоходу совсем другие. Во-первых, транспорт должен быть скоростной. Во-вторых, необходима легкая техника, чтобы охотник мог ее вытащить, если понадобится.
Скорость нужна для того, чтобы быстро преодолевать серьезные расстояния. В отличие от соболиной охоты, где длина путика, как правило, от 8 до 20 километров (хотя бывает, конечно, и больше), на «диковке» приходится проезжать до 100 км. Необходимо ведь вначале найти табун, определить его направление движения, обогнать, не распугав животных, подобрать удобное место для стрельбы и там уже ждать появления оленей.
Так что здесь не обойтись без импортных скоростных снегоходов. И тут нам от «иномарок» никуда не деться ! Охота в основном проходит на больших озерах, реках и в северной тундре. Там есть где разогнаться, да и две лыжи с накладками, которые так мешают в тайге, теперь только помогают.
Но даже они не спасают от «задутых» ям и оврагов. Вот тут оказывается крайне важен сравнительно небольшой вес снегохода. Лебедка не поможет извлечь застрявший транспорт, ведь обычно просто не за что зацепиться. Основное растение в тундре — карликовая береза. Согласитесь, что это весьма плохой якорь! И ложится вся нагрузка на наши спины, руки и ноги. В такой ситуации каждый килограмм в массе снаряженного снегохода имеет значение!
«Бураны» тоже используются на «диковке», но в основном как рабочие лошадки. На них чаще всего доставляют уже добытых животных к месту обработки. Хотя раньше мы и на отечественных снегоходах охотились на оленей. Но сейчас, когда у других более быстрый импортный транспорт, ты всегда будешь, в лучшем случае, вторым и ничего не добудешь.
Для такой охоты у нас используется в основном техника с двухтактными двигателями мощностью около 40-60 лошадиных сил. Желательно, чтобы масса не превышала 250-300 килограммов. Большое значение имеет и ширина гусениц. У моего снегохода, например, она составляет 62 сантиметра.
«Доработка» топливной системы
У этой техники, по мнению многих охотников, есть один недостаток — отдельная подача масла и горючего. Наши умельцы убирают все, что считают лишним, и заливают уже готовую смесь в топливный бак. Я не сторонник подобных «модернизаций». Думаю, что если конструкторы снегохода сделали именно так, — значит, это было необходимо.
Буквально недавно мой знакомый советовал мне такое упрощение конструкции. Он говорил, что на морозе текучесть масла уменьшается, следовательно, сокращается и его подача, что отрицательно влияет на работу двигателя, особенно в тех случаях, когда снегоход ночует на открытом воздухе. Но я остался при своем мнении. Знакомый же реализовал эту идею, и у него заклинил мотор.
Я не утверждаю, что причиной поломки стали именно изменения в топливной системе. Но и не испытываю желания проверять эффективность этих теорий на своей личной технике.
Как подготовить масло
Советую сделать по-другому. Мы всегда примерно знаем расстояние, которое собираемся проехать. Исходя из этого, можно прикинуть расход масла и топлива. В данном случае горючее нам не так важно — его обычно всегда хватает. Главное — рассчитать, сколько примерно нужно масла. Желательно, чтобы бак с ним опустел к моменту стоянки.
На ночь я вешаю вблизи печки, но на безопасном расстоянии открытую канистру с маслом. Оно успевает прогреться, и утром я заливаю нужное количество в бак. После этого закрываю капот сшитым из плотного брезента чехлом и запускаю двигатель.
Тут необходимо следить, чтобы случайно не «укутать» фару. У нее большая теплоотдача, так что при подобном «укрывании» может испортиться оптика. Это уже доказано опытным путем!
Пока завершаешь утренние сборы, температура двигателя повышается, и все жидкости в нем приходят в рабочее состояние. Я имею в виду масло в насосе и коробке передач. Торопиться перед поездкой не надо и не стоит жалеть горючего на прогрев мотора. В итоге дешевле будет!
Масло, конечно, нужно подбирать в соответствии с температурами, при которых планируется эксплуатация. Импортная техника, как многие знают и убедились на своем опыте, экспериментов над собой не любит. Что написано в инструкции, то и надо заливать!
Конечно, хорошее масло стоит немало, но коробка передач и двигатель — еще дороже! А в наших условиях такая экономия может вообще выйти боком, и за нее придется заплатить гигантскую цену! Не забывайте об этом!
Что может выйти из строя
К сожалению, в наших суровых условиях даже при тщательном уходе за техникой какие-то поломки неизбежны. В сильные холода, как правило, есть риск повредить пружины на ходовой части. Передний рычаг на морозе не выдерживает резких ударов и так далее.
При экстремальных нагрузках на технику ходовую часть можно и нужно использовать в щадящем режиме. Необходимо снизить на нее нагрузку — не брать пассажира, ехать на пониженной скорости и избегать сильных ударов. Также можно усилить передний рычаг, обварив его. У нас в основном так и делают перед началом эксплуатации.
Однако пружины на ходовой подобным манером не обработаешь. Поэтому они становятся расходным материалом и на отечественных снегоходах, и на импортных. Так, при выборе техники стоит обратить внимание на взаимозаменяемость запчастей. К примеру, на свой иностранный транспорт я могу ставить детали от «Тайги». В моем случае есть возможность найти доступные аналоги практически для всех элементов ходовой части. И, поверьте, разница в цене запчастей — более чем серьезная.
Хотелось бы еще уделить внимание комплектации снегохода. Независимо от того, далеко вы собрались или близко, в бардачке должен лежать минимальный набор. В него желательно включить запасные свечи и ремень, небольшой набор ключей и шнур для запуска. Возить с собой какие-то запчасти для импортного снегохода не вижу смысла. Конструкция у него сложная, что-то сделать в таежных условиях будет крайне затруднительно.
Набор для спасения
Мне кажется, что лучше занять это место предметами для выживания — такими как топор, спички, запасные рукавицы, котелок, термос, консервы и т.д. Еще я вожу с собой спутниковый телефон. Аккумулятор к нему вместе со спичками держу в непромокаемом пакете в нагрудном кармане.
Сам телефон — в герметичном кофре в багажнике. Там же лежат кое-какие медикаменты, перевязочный материал и еще один коробок спичек. Вообще они у меня везде! В кофре в багажнике храню и налобный фонарик, выносной аккумулятор от которого также находится во внутреннем кармане.
Как-то у меня были проблемы с коммутатором, выезжал на «Буране». Теперь вожу с собой этот запасной элемент. Он правда от «Тайги», но к моему снегоходу тоже подходит, и поменять не так уж сложно.
Еще рекомендую при пересечении незнакомых водоемов, особенно в начале зимы, привязывать к фаркопу фал длиной в 25-30 метров. К нему стоит прикрепить жердь или небольшое бревнышко. Если лед не выдержит и снегоход утонет, этот фал избавит вас от проблем в будущем. Для подъема транспорта понадобится надежный трос, а тут все уже будет готово. Да и привязанная жердь не позволит течению утащить веревку под лед. Эта палочка может пригодиться и для вашего спасения.
Почти всегда вожу с собой пару нарт: одни — грузовые, вторые — пластиковые с чехлом. Большие, как правило, служат для перевозки пассажиров или добытых трофеев. На маленьких доставляю топливо, спальники, продукты и др. Там же могут храниться буры и снасти, когда еду с друзьями на рыбалку. Это очень удобно! Во-первых, не мешает людям на нартах. Во-вторых, укладывать и доставать грузы — легко. Чехол на резинке, ничего отвязывать и привязывать не надо, а на морозе это крайне важно!
Удачи вам, коллеги, на заснеженных тропах Сибири!
Олег Фарков, Красноярский край