Охота у предгорий Хамар-Дабана. Часть первая

Наша бригада закончила добычу белки в конце октября в угодьях, относящихся к местности Самхак. Мы выехали домой, продали заготовленную пушнину и решили взять перерыв на недельку, чтобы самим восстановить силы и дать отдых собакам. Вся наша бригада состояла из пенсионеров, поэтому можно было не торопиться — никому не требовалось спешить на работу.

Хамар-Дабан. Фото: by Zverkov@WIKIMEDIA.ORG

Выезд на место

На реке Темник у нас была срублена хорошая избушка на правом берегу. В советское время, мы, как штатные охотники Районной заготконторы, добывали в этих угодьях соболя, ценного своим мехом, и диких копытных, которые шли на мясо.

В предгорьях Хамар-Дабана водилось множество животных. Там частенько встречались кабаны, лоси и изюбры. Под гольцами хребта произрастает кедровый стланник и ежегодно плодоносит, поэтому там много мышей. А изобилие грызунов, соответственно, привлекает внимание соболя. Ниже шел вековой кедрач, а затем смешанный лес: лиственница, береза, осина и так далее.

В начале ноября мы с Николаем и Геннадием приобрели лицензии на лося, кабанов и косулю и начали собираться на охоту в угодья Хамар-Дабана. Отстреливать волков нам тоже не возбранялось. У нас также имелись разрешения на добычу пернатой дичи.

У меня личный грузовой УАЗ-3303-бортовой с деревянной будкой, обшитый металлом. В нем стоит железная печь, сделаны откидные нары на трех человек. В такой машине можно ночевать с относительным комфортом.

Расстояние до нашей избушки было 180 километров — из них более половины по таежной дороге, которую когда-то проложил совхоз к летним пастбищам лошадей. Но за последние годы путь разрушился. Только зимой после сильных морозов здесь можно легко проехать.

Третьего ноября мы загрузили автомобиль необходимыми продуктами и вещами, прихватили собак и взяли курс на Темник. Снега выпало в тайге немного — примерно 20 сантиметров, так что нам удалось без проблем добраться до избушки часам к восьми вечера. Разгрузили продукты на лабаз, собак привязали по будкам. Затопили печь и стали готовить ужин.

Добрые соседи

Я сходил на реку Темник, до нее метров 30 от избушки. Сделал прорубь, лед был еще толщиной 35–40 см, а к концу зимы бывает с метр, а то и полтора. В речке обитают ленки, хариусы и налимы. Мы ловили рыбу и у нас всегда была свежая уха.

Вниз по реке стоит еще одна охотничья избушка — старого бурята Бадмы Цыбиковича Мункуева. Ему 75 лет, но он ежегодно приезжал со своими сыновьями Николаем и Бато, когда открывался сезон. У реки под горой две большие поляны, на которых весной и летом хорошо растет трава. Там Мункуевы заготавливали сено для своих трех лошадей. На них они с собаками охотились на соболя до конца февраля.

До избушки Бадмы около километра, и мы часто встречаемся, ходим к ним в гости. Порой и они к нам заезжают с охоты на горячий чай. Наша дружба продолжается уже более 20 лет.

Сегодня я собрался навестить соседей, заехавших еще в конце октября. Мне хотелось узнать все новости об охоте: удачно ли стартовал сезон, много ли соболя и кабана.

Собрав рюкзак, взял карабин и рано утром вышел в путь. Ходили мы всегда по льду реки, просматривая по берегам крутые скалы и хребты. На них часто можно увидеть косуль или изюбра. Собаку Пирата я оставил отдохнуть, вчера у него был трудный день.

Жуткая картина

Ночью выпал небольшой снег. На его фоне я хорошо видел переходы косуль и изюбра с берега на берег и старые следы волка.

Темник берет свое начало в предгорьях Малого Хамар-Дабана. Далее протекает по территории Джидинского района Республики Бурятия и впадает в Селенгу, которая является самой полноводной рекой, вливающейся в озеро Байкал. Протяженность Темника примерно 180 километров.

Русло реки находится между отрогов Хамар-Дабана и хребтов. Отвесные скалы, крутые береговые прижимы, характерные для горных рек с быстрым течением, глубокими ямами, перекатами.

Путь мой пролегал по льду реки. Мне хорошо были видны скалы по бокам и крутые сопки по берегам. Солнечные лучи уже пробивались через вершины сосен на горных перевалах.

На льду впереди что-то чернело, я подошел ближе и перед моими глазами предстала жуткая картина. Высота скального берега в этом месте составляла около 15 метров. Под ним лежала голова изюбра с большими рогами, дальше валялись обглоданные ноги и ребра. Видимо, волки загнали его на скалу и окружили. Он прыгнул на лед с приличной высоты, наверно переломал ноги и стал легкой добычей.

Серые разбойники

Волки — умные и хитрые звери. Они заранее планируют охоту и делают такие загоны. Изюбры уходят от преследования, убегают на скалу, куда ведет узкая тропа. А далее со всех сторон отвесные стены.

Единственный путь отступления отрезан, поскольку серые хищники ждут на той же тропе. Олень поворачивается к противникам, отбивается от них своими рогами. Когда волков не больше пары, у него есть шансы справиться. Если же собирается вся стая, то она берет изюбря измором, и животное вынужденно бросается на лед реки в надежде на спасение…

Продолжая свой путь, я подходил к крутому изгибу реки. Впереди Темник огибает похожую скалу, над которой теперь летали несколько ворон. Их поведение встревожило меня. Я осторожно приближался и видел, что на льду стали попадаться свежие следы волков. Подойдя к большому камню у берега, взглянул на реку. Дальше примерно в 120 метрах стая из 9 хищников пировала над тушей изюбра.

Взяв на прицел самого крупного волка, я нажал на спуск. Хищник ткнулся мордой в тушу и забился в агонии. Остальные отскочили и стали смотреть в мою сторону. Я выстрелил в ближнего и перебил ему позвоночник. Раненый зверь потащил зад. Другие волки бросились в разные стороны. Двое из них помчались по льду реки. Мне удалось застрелить одного из этих бегущих. Затем подошел и добил волка с перебитой спиной.

От туши изюбря, а это был самка, остались только голова, ноги и разорванная на куски шкура. Животное падало со скалы, о чем свидетельствовали обвалившиеся камни и на них клочья шерсти. Это была очередная жертва волков.

В сильные сорокаградусные морозы на реке образуется еще и наледь. Выдавленная из-под белого «панциря» вода замерзает на поверхности, которая в результате становится еще более скользкой. Волки стараются этим воспользоваться и начинают загонять копытных на такие участки. Изюбры не могут убежать по наледи, поскальзываются и падают. Беспомощные животные становятся легким трофеем для серых разбойников.

Представьте, какой урон стая может нанести за зиму, если еженедельно добывает по одному изюбрю. По данным егерской службы Джидинского района, хищники изничтожают десятки копытных на реке Темник. Об этом свидетельствуют останки на льду, ежегодно обнаруживаемые инспекторами и охотниками.

Считается, что за раз волк способен съесть до десяти килограммов мяса. Поэтому я думаю, что с такими «серыми санитарами», как принято их называть, нужно активно бороться и уничтожать всеми доступными методами.

Благородный олень

Гордость и красота Бурятии и Забайкалья — великолепный изюбрь. Это могучий зверь, царь таежных хребтов и долин, он вызывает непроизвольное волнение и восхищение, пробуждает удаль и азарт у любого охотника. Никто не может забыть, если увидит изюбря во время гона, когда животное стоит на уступе горы с высоко поднятой головой и издает призывный рев, которому эхом откликаются хребты и распадки. Олень напоминает природе о необходимости продолжения рода.

Охота на этого зверя ведется не только ради мяса. Огромное значение имеют и красивые рога оленя. Считается, что умелое использование полезных веществ из пантов является хорошим профилактическим средством от многих заболеваний. Уверен, что мы все должны беречь такое сокровище. Тайга и природа являются источниками здоровья, красоты и неувядаемой молодости!

В сопредельных странах изюбрь защищен строгими законами. Например, в Монголии полностью запрещена охота на это животное. Как-то в октябре 1992 года я был в Улан-Баторе и лично видел, как на окраине города паслось стадо изюбрей-быков с роскошными рогами, которые еще не были сброшены.

А вот другой пример. В 1990 году меня направили в командировку в Пекин. Я сам слышал, как ведущий по телевидению объявил, что гражданин Китая, без разрешения добывший в мае изюбря-пантача, приговорен судом к расстрелу. Вот такие законы…

Охотничий быт

Между тем солнце взошло и осветило острые вершины Хамар-Дабана. Я уже подходил к избушке Мункуевых. Сыновья уехали на лошадях на охоту, а в домике сидел Бадма и пил чай. Я вошел и поприветствовал хозяина, он усадил меня за стол. Мы дегустировали из пиал зеленый чай с молоком и коротко обменивались охотничьими новостями.

Бадма рассказал, что соболя в этом году много, но пока он держится в кедровом стланнике. Там из-за хорошего урожая ореха изобилие мышей. Да еще в кедрачах много кабана, так что охота должна быть богатой в нынешней сезоне. Бадма пожелал мне здоровья и удачи и проводил меня до берега.

Вернулся я в свою избушку к обеду, выпил чаю и прилег отдохнуть. Проспав до двух часов дня, встал, приготовил еду, подкрепился и решил пройтись по ключу, пострелять белых куропаток и рябчиков, которых здесь в зарослях водилось множество.

Не успел отойти метров на 200 от своего домика, как поднял стайку пернатых. Немного пролетев вперед, рябчики расселись по лиственницам. Подойдя осторожно на верный выстрел, прячась за стволами деревьев, я добыл пару штук. Остальные умчались прочь, направившись в сторону ближайшего распадка. Я решил продолжить преследование и поднялся на косогор, заросший осинником и березняком.

Потом стал осторожно спускаться в падь. По пути услышал на противоположной стороне треск сломанных кустов. Одновременно увидел огромного лося, который убегал к вершине хребта. Голову копытного животного украшала роскошная «корона»: рога были со множеством отростков.

Охота у предгорий Хамар-Дабана. Часть первая
Лось. Фото Якова Гиля.

Я стоял и молча любовался уходящим зверем — гордостью сибирской тайги. Продолжать охоту мне уже не хотелось. Я развернулся и направился к избушке.

Вечером вернулись Геннадий и Николай, они добыли по десять белок. С наступлением морозов пушные красавицы выбирались из своих убежищ на три-четыре часа.

За ужином рассказал мужикам об увиденном «сохатом». Посовещавшись, решили, что утром можно будет пойти на лосиную охоту. Не исключено, что зверь ушел недалеко и остановился подкрепиться под гривой. Там густо растет смешанный лес, это подходящие места жировки лосей.

По следам «сохатого»

С утра пораньше я позавтракал, собрал рюкзак, и отправился в путь, как только стало светать. Нужно было до восхода солнца подняться на перевал. Северная его сторона покрыта лиственным лесом, внизу широкая долина, заросшая мелким кустарником с небольшими полянами и заболоченными озерками.

Взобравшись на поваленный ствол, я стал рассматривать в бинокль окрестность, доступную моему взору. Солнце начало всходить, первые лучи скользнули по верхушкам деревьев на перевале хребта. У его подножья на ближайшей поляне бродили по замерзшему болоту пять изюбрей.

Еще я увидел в кустарнике у края леса трех лосей. Это была семья: большой бык, самка, а рядом с ней ходил годовалый детеныш. Расстояние до них составляло около пятисот метров. Лоси держали направление в сторону густого леса, нужно было торопиться.

С утра по морозу в тайге довольно сильно разряжен воздух и слышимость прекрасная, а «сохатый» очень чуткий зверь. Ветерок был слабый, он легонько дул с севера на юг, что мне и требовалось. Я стал осторожно подходить, рассчитывая подобраться хотя бы метров на 300.

В тайге сложно идти, все завалено валежником, который не видно под снегом. Аккуратное приближение заняло у меня минут сорок. К тому времени лоси уже зашли в редкий лиственный лес. Я решил стрелять быка, поскольку, возможно, такой случай больше не представится.

У меня был хороший карабин под патрон 7,62х53. Пули я использовал полуоболоченные, имеющие хорошую убойную силу, поэтому в душе не сомневался в хорошем исходе охоты. Выстрел разрезал утреннюю тайгу резким хлопком. Эхо раскатилось отзвуком в каждом ближайшем распадке. Лоси в один миг скрылись в лесу, они бросились через озеро на южный перевал. Долина опустела.

Я торопливо шел по тайге, присматриваясь к отпечаткам копыт животных. Пройдя метров 50–60, заметил на снегу с двух сторон от следа обильные брызги темной крови. Видимо, пуля попала зверю в грудную клетку. Прошагав еще метров 70, увидел быка в густых зарослях осинника. Лось лежал неподвижно, он был мертв.

За мясом

Сняв рюкзак, я сел на валежину, чтобы немного передохнуть. Мне предстояло сегодня же разделать тушу. Если отложить на завтра, то шкура на ногах замерзнет, потом будет не ободрать. Около двух часов я занимался этой работой. Затем нарубил жердей, уложил мясо на них и закрыл шкурой. По возможности все засыпал снегом, чтобы не увидели вороны и на запах не пришли волки или росомаха.

Над кучей протянул веревку и повесил свой шарф, да еще бросил стреляную гильзу, чтобы запах отпугивал хищников. В довершение решил воспользоваться рекомендацией Бадмы. Он советовал сплести из веток два кольца и повесить над тушей. Дескать, этого символа боятся волки.

Старый охотник уверял, что серые хищники никогда не тронут мясо, над которым висят такие кольца. Бурят говорил, что звери вокруг все потопчут, но близко к туше не подойдут! На всякий случай я последовал этому совету.

Рано утром мы с Николаем отправились к нашим соседям, чтобы попросить лошадей для вывоза мяса. Я положил в рюкзак кусок лосиной печени — гостинец Мункуевым. Шли мы к ним опять по льду Темника, снег был неглубокий.

Бадма с сыновьями завтракали, все три лошади стояли под седлами. Хозяева любезно согласились одолжить нам животных. Обсудив за чашкой чая охотничьи будни, мы сели на лошадей и стали подниматься на перевал за мясом «сохатого». Так удачно нам удалось закрыть лицензию на лося.

Охоту на кабанов мы решили отложить на последние дни сезона. Не было гарантии, что вепри не покалечат наших четвероногих помощников, а без них в подгольцовой тайге зверя не взять.

Дикие свиньи часто собирались в кедраче. Они питались орехами, а ночевать уходили под скалы южного склона хребта, покрытого осинником, ельником и багульником.

С учетом этого обстоятельства мы решили пока не ходить белковать в один из больших распадков, заросший вековыми кедрами. Нам было известно, что как раз там кормятся кабаны. Мы хотели «разобраться» с ними в конце сезона. Для добычи кабанов намеревались устроить загон с собаками.