Охота в Нарынском каньоне. Часть первая

С первых дней проживания здесь, в Томске, я, как теперь говорят, «запал» на издания, с любовью относящиеся к природе. Особенно понравился мне тогда «Охотник и рыболов Сибири» (теперь это «Охотник и рыболов. Газета для души». Прим. редакции). Каждый вышедший номер я регулярно покупал в ближайшем киоске. В первые же сутки прочитывал ее от корки до корки, «съедал» без остатка. А в дальнейшем и сам взялся за перо, излагая на бумаге свои впечатления и делясь яркими воспоминаниями…

Родился я в России на той же параллели, что и Сибирские Афины, но в европейской части страны. Более полувека прожил в Средней Азии, а потом перебрался в Томск. Все родное, слегка подзабытое за прошедшие десятилетия, вернулось в мое сознание: ранние вечера и короткий день зимой, бодрящий морозец, быстро пролетающие теплые летние ночи, яркие закаты и рассветы. Обилие рек и озер, могучая Обь, огромное количество рыбы и дичи…

Это сразу затмило виденное за половину столетия, проведенных в Киргизии в благодатном климате, но все же на чужбине. Но иногда во сне, а порой и наяву, вспоминаются эпизоды из прежней жизни. Привитая на малой родине привычка к общению с природой и в Средней Азии нашла себе продолжение.

Захватывающая поездка

Недавно из глубин памяти всплыл один любопытный эпизод, связанный с охотой на кеклика — каменную куропатку. Знакомые ребята пригласили меня, тогда еще только привыкавшего к работе и жизни в совершенно другом регионе, в «курятник». Так они называли место, где обычно водилось много пернатой дичи. Заранее предупредили, что собак с собой не берем. Это меня поначалу насторожило, но на предложение я согласился, поскольку парни были надежные.

В назначенное субботнее время пришел вовремя, прихватив все необходимое снаряжение. С рассветом за мной заехал бортовой грузовичок, в котором сидели четыре человека — два в кабине и столько же в кузове. Я присоединился к дружной компании. Автомобиль заодно вез и какую-то странную металлическую конструкцию, которая меня заинтриговала.

Наш транспорт поначалу устремился в неожиданную сторону — вдоль реки Нарын по правому ее берегу. Километров 20 мы ехали, пережидая тряску, по грунтовой дороге, узкой, но относительно неплохо укатанной. Это был единственный в тот период доступный для машин сухопутный маршрут, соединяющий напрямую юг республики с севером.

Охота в Нарынском каньоне. Часть первая
Нарын. Фото_by Сайга20К@WIKIMEDIA.ORG

Некоторые участки оказались очень непростыми. Иногда на поворотах дорога становилась настолько узкой, что одно из колес грузовичка не умещалось на дорожном полотне и словно бы повисало в воздухе над пропастью. Не стоит и говорить, что подобные маневры несколько нервировали меня, еще не привыкшего к местным особенностям.

А далеко внизу, настолько глубоко, что дух захватывало, бурлил мощный горный поток. Это несла свои воды главная река Тянь-Шаня — своенравная Нарын.

Вот я заметил, что перед нами появилась развилка. Основная трасса ушла влево, а мы покатили в другую сторону. Вскоре по какому-то малозаметному ответвлению начали спускаться вниз — к воде. Она встретила нас шумом и брызгами стремительного глинистого потока.

Предприимчивый мастер

Наш грузовичок остановился на ровной площадке. Мои спутники открыли задний борт и стащили на землю металлическую конструкцию, удивившую меня поначалу. Это оказалась люлька.

Ребята подобрались шустрые, деловые — под стать своему предводителю — Геннадию Федоровичу Фрицлеру. Он создавал впечатление энергичного и смекалистого человека, но при том и очень добродушного. Именно ему принадлежала идея организовать нашу «экспедицию».

На руднике, где все мы тогда работали, Фрицлер руководил электромеханической мастерской. Используя служебное положение, он разумно распорядился отходами производства. Из различных обрезков металла, уголков, прутов и тому подобного «хлама» удалось собрать довольно приличную люльку. Она оказалась на удивление легкой и прочной.

Ребята быстро прицепили эту конструкцию к шкив-блоку, который был подвешен на протянутый через горный поток трос. Его я заметил только теперь. Металлический «канат» диаметром около трех сантиметров давно уже пробросили гидрогеологи. Им поручили следить за уровнем воды в реке Нарын.

Она веками протекала по Центральному Тянь-Шаню, прорезав в скалах горной системы настоящий каньон. Сюда вливались малые реки и ручьи, поступала вода с ледников. Все это собиралось в единый поток, который с приличной скоростью устремлялся к Ферганской долине.

Предприимчивый Геннадий Федорович решил, что здесь будет удобнее всего перебраться на другой берег, сэкономив много времени. Мы охотно ввязались в это рискованное предприятие. Поставив на кон свои жизни, без оглядки доверились своему предводителю. Первые смельчаки из нашей команды готовы были забраться в люльку, повисшую на огромной высоте. Эх, молодость!

Захватывающая дух переправа

И процесс пошел! Конструкция, созданная начальником электромеханической мастерской, вмещала только пару человек за один раз. Распоряжался всем сам организатор поездки. Он отважно влез в люльку, взяв к себе одного товарища. Фрицлер надел плотные брезентовые рабочие варежки и начал быстро перебирать руками, подтягивая канат. Конструкция поползла на ту сторону бурлящего потока.

Высадив пассажира на другом берегу, начальник привел кабинку назад, чтобы взять следующего человека. Далее была моя очередь. С некоторым трепетом я забрался в люльку, пристроил рядом ружье и рюкзак. Геннадий Федорович умело взялся за дело. У меня появилось ощущение, что прочный трос немного натянулся и слегка провис над серединой реки. Душа поневоле ушла в пятки.

Фрицлер, заметив мое состояние, сказал пару одобряющих слов, пока сам не прекращал работу. Люлька медленно двигалась вдоль каната, постепенно приближаясь к другому берегу. Смотреть на бушующий поток под ногами было не слишком приятно.

— Все в порядке. Я вчера сам испытал надежность этой конструкции! — заверил меня Геннадий Федорович.

Шкив на подшипнике, хоть и был тщательно покрыт густой смазкой, но все же мелодично поскрипывал, исполняя свою роль.

— Не стоит смотреть вниз! — посоветовал Фрицлер.

Лучше бы он этого не говорил. Мой взгляд тотчас машинально устремился к разверзающейся под нами пропасти. Оторваться от такого зрелища оказалось очень сложно. Хотя до мощного потока было далеко, разлетавшиеся во все стороны брызги легко доставали до нас. Создавалась впечатление, что этой могучей стихии ничего не стоит дотянуться до люльки, облить доски настила, а потом и, ухватившись хорошенько, опрокинуть вниз всю конструкцию.

Но все обошлось… Добравшись до другого берега своенравной горной реки, я вздохнул с облегчением. А спустя каких-нибудь полчаса ко мне присоединились и остальные попутчики. Водитель грузовика не увлекался охотой, поэтому не составил нам компанию. Геннадий Федорович отпустил машину, поручив шоферу вернуться сюда в назначенное время. Люльку мы закрепили со своей стороны.

«Рай» для кекликов

В этом районе, куда людям было крайне сложно попасть, развелось очень много дичи. Среди огромных скал простиралась низина, изрезанная буераками и мелкосопочником, покрытом зарослями полыни и редкими фисташковыми деревьями. Это был настоящий рай для кекликов… До тех пор, пока сюда не пришли люди.

Еще во время переправы мы слышали крики проснувшихся птиц. Они очень вольготно чувствовали себя здесь. Вот почему мои товарищи назвали это место «курятником». Теперь мне стало понятно, по какой причине не стоило брать с собой собаку. Для нее переправа оказалась бы слишком тяжелым психологическим испытанием.

Посовещавшись, мы решили разделиться и двигаться примерно в ту сторону, откуда доносились трели кекликов. Не успели отойти и на пару десятков метров от берега, как мои товарищи взялись за ружья. Я слышал пальбу там и тут, но сам долго не мог приблизиться к дичи на дистанцию выстрела. Ходил, присматривался, оглядывал округу.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Владимир Орлов, г. Томск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий