Рыбаки бывают разные

Рыбалка — это прежде всего общение с природой, возможность насладиться ее красотой, чистым воздухом, пением птиц, а если повезет, то и испытать настоящее счастье, выуживая крупную добычу. Азарт, увлеченность, томительно-сладостное ожидание поклевки и учащенное сердцебиение, когда обитатель водоема наконец-то попадется на крючок…

Любительская рыбалка. Фото Сергея Бабикова.

Человек, однажды взявший в руки удочку, испытавший азарт рыбалки, становится ее горячим приверженцем. Презрев непогоду, дорожные тяготы, отсутствие элементарных удобств, он стремиться туда, где, по слухам, наблюдается «бешеный клев».

Но, к сожалению, рыбаки бывают разные. Некоторые считают зазорным сидеть с одной снастью, и выставляют сразу по 4–5 с колокольчиками и прочими сигнализаторами, а сами предаются «общению с Бахусом». Другие, в теплое время, прицепив к внедорожнику прицеп с моторной лодкой, затем на реке веером расставляют сотню сетей, донок, кружков, а утром собирают добычу и продают знакомым. Таких «промысловиков» не касается правило: «Поймал — отпустил».

Мой знакомый из Светлополянска в Кировской области ставил зимой в верховьях Камы около 150 экранов. С напарником они построили около 20 избушек, в которых ночевали, когда выезжали на природу. За сезон ловили по 2–3 тонны рыбы на продажу.

Некоторые удильщики признают только подледную ловлю, игнорируя летнюю. Других, наоборот, никаким калачом не заманишь рыбачить зимой. Они любят сидеть со снастями только летом, пусть с комарами и прочей мошкарой.

Я тоже не стал исключением, примкнув к «дикому племени» рыбаков, но не к самой азартной их части, а скорее к пассивной. Меня никогда не интересовал добыча. Часто я возвращаюсь вообще без улова, но получаю удовольствие от самого процесса собирания на рыбалку и общения с природой.

Когда был помоложе, старался ловить один. Это удобно тем, что идешь куда тебе вздумается, ни от кого не зависишь. Потом ко мне примкнул сосед по площадке, но постепенно возраст взял свое, и мы все реже выбирались на природу из-за ослабевшего здоровья. Иногда, раза 2–3 за лето я выезжал на машине друзей, пока эти «вылазки» не превращались в неприятные курьезы.

Не поняли друг друга

С одним из близких друзей, Евгением Леонидовичем, пару раз катались на один из сельских прудов за карасями. Этот товарищ по увлечению, в противоположность Васе-калькулятору (о котором речь пойдет дальше), начинает ругаться, когда предлагаешь ему деньги на бензин. А мне неудобно чувствовать себя «халявщиком». Люди разные, характеры — тоже. Может быть тем и интересна жизнь, что все мы уникальны, каждый со своими «тараканами в голове».

У Евгения я часто бываю в огороде, весной помогаю в обрезке фруктовых деревьев и кустарников, а осенью — вместе собираем плоды на соседних заброшенных участках. Как-то в сентябре договорились о поездке.

— Лопата в машине есть? — спросил я. — Хочу берег подрезать, где обычно сижу, он осклиз, и ноги уезжают в воду…

Евгений не придал значения моим словам. В назначенное время я вышел из подъезда с рюкзаком, но без корзины, с которой обычно езжу к нему на огород.

— Завернем домой, мне надо документы взять, — сказал Женя. — Я тебя оставлю в огороде, собирай в округе плоды. А сам пробегусь по ближайшим угорам, поищу грибов…

— Разве мы едем не на рыбалку? — опешил я.

— Нет! — теперь удивился он. — В огород…

Так мы сообразили, что, когда созванивались, каждый понял разговор по-своему. В нашей беседе не прозвучали ключевые слова «огород» или «рыбалка». Моего друга не насторожило, когда спросил про лопату и из дома вышел без корзины. Евгений с женой поехали на огород, а я вылез из машины и зашагал к себе. Хорошо, что живем недалеко друг от друга.

Вася-калькулятор

Другой мой приятель работал со мной на одном предприятии. Имея диплом об окончании техникума, трудился водителем-дальнобойщиком — там платили больше. Сэкономив «служебное» топливо, потом возил попутчиков бесплатно. Был он заядлым рыбаком и имел большую коллекцию насадок и удочек, всегда возвращался с уловом.

А когда вышел на пенсию, то человека словно подменили. Как-то позвонил он мне и предложил:

— Поехали, Михалыч, под Юрук? Порыбачим…

Это в 85 километрах от города. Мы часто бывали с ним в этих местах, и знали, где какая рыба водится. Ранним утром Василий появился у моего подъезда. В машине сидел еще один наш коллега — они соседи по огороду.

Немного отъехав, водитель остановился, достал калькулятор, и, бормоча себе под нос, начал что-то вычислять. Наконец он выдал:

— С каждого из вас по 170 рублей!

А бензин тогда стоил около 27 рублей за литр. Попутчик сказал, что потом отдаст. Мне пришлось взять на себя роль спонсора поездки. Я молча отсчитал обозначенную сумму. Заполучив деньги, Вася сразу набрал скорость под 80 километров в час.

Он пулей пролетел деревню сразу за городом, несмотря на ограничение скорости, хотя нам надо было ехать в другую сторону. Я лишь успел сказать, что хорошо бы повернуть налево. Однако водитель лишь буркнул в ответ:

— Поедем туда, куда повезу.

За глаза я его прозвал «Вася-калькулятор». Вскоре мы оказались перед селом — центром соседнего района. Внизу протекала приличных размеров река, один из крупнейших притоков Чепцы. Свернув направо, наша машина проехала вдоль реки километров двадцать и остановилась у последнего дома в деревне.

Оставив автомобиль, мы спустились с высокого холма в долину. Два соседа как лоси умчались вперед, а я с больными ногами медленно брел вдоль русла реки, любуясь осенней природой. Пройдя с километр, так и не увидел своих спутников. Зато встречный пастушок рассказал, что мужики промчались дальше, и показал, где он ловил крупных голавлей.

Но мне попались лишь три уклейки. Безуспешно побродив по речке, я отправился обратно к машине. В одной из озер-стариц уже плавал тонкий ледок, не тающий, даже несмотря на солнце.

Через час появились шустрые спутники. У Васи-калькулятора в пакете было пять рыбок по 200 граммов каждая: сорожки, голавли. Пока обменивались впечатлениями, из дома вышла молодая женщина и попросила подбросить до города. Получив утвердительный ответ, пошла собираться. Провожать ее выглянули родственники, подтянулись соседи, стали нас расспрашивать о рыбалке. Вася достал из багажника пакет и всем показал, выслушал похвалы и засиял от счастья…

В другой раз мы с ним вдвоем ночевали на берегу Чепцы под Юруком. Рано утром, когда была еще темень, с реки раздался громкий крик:

— Михалыч, Михалыч, иди сюда!

Подумав, что случилось что-то неприятное, я спросонья, кубарем скатился с крутого берега. Вася, еле различимый в темноте, стоял у воды, а у его ног лежала щука килограмма на три. Ну как было не похвастаться? Таков мой спутник. Но выбирать теперь не приходится. На водоемы езжу с теми из знакомых, кто позовет.

Вот такие разные у меня приятели-рыболовы.