Редактор нашей газеты задумался над вопросом: «В чем интерес сидеть часами, пялясь на поплавок или на лунку во льду, особенно не на природе, а в городе? Это такая разновидность медитации?». Как ни странно, но я — рыбак с семидесятилетним стажем — тоже задавался таким вопросом: «Ну какого лешего сижу у лунки, в лодке или на берегу с удочкой в дрожащих руках долгими часами в холод и жару, дождь и жгучее солнце. Часто даже без единой поклевки, но с надеждой: ну вот сейчас дрогнет поплавок и уйдет под воду…».
Рыбаки-добытчики
На этот счет у меня существует своего рода теория или скорее мировоззрение, имеющее некие философские корни. Но, прежде чем начать рассуждать о процессе, следует вначале определиться с понятием: кто такой есть сам рыболов?
Этих субъектов я бы разложил на категории. Нюансов может быть много, но основных разновидностей — две: романтики и добытчики. С последними все просто: им бы хватануть улова побольше и побыстрее. Излишнее могут продать. Они порой не брезгуют запрещенными способами: ставят сети, пускают в ход остроги и электрошокеры. Для быстроты и удобства перемещения не отказываются от современных навигационных средств…
У двоих моих знакомых «добытчиков» в загородных домах оборудованы практически промышленных размеров морозильные камеры. Они забиты тушками многолетних уловов, так и не оприходованных, потерявших вкусовые и прочие качества. От рыбалки к рыбалке эти запасы пополняются, забываются, выбрасываются, скармливаются скоту…
Как правило, к категории «добытчиков» относятся люди умелые и опытные. Они хорошо знают особенности и повадки рыб. Ну о какой медитации тут можно вести разговор? Зимой мечутся по водоемам, отмеряя десятки километров, пробуривая сотни лунок в поисках рыбы. Конечно, это труд, притом нелегкий.
Может быть, я ошибаюсь, но именно среди рыболовов-добытчиков оказывается наибольшее число людей, которые не стремятся следовать здоровому образу жизни. Это выпивохи, курильщики, грубияны, нарушители законов общества. Их кредо — добыча!
Полное погружение в себя
Прежде чем начать говорить о рыбаках-романтиках, вернусь к упомянутой медитации. Все знают, что это древняя практика, целью которой является освобождение ума и мыслей от тревог. Будучи в Индии, наблюдал в так называемой «школе йоги» за процессом медитации «в живую».
Занимающиеся принимали особые позы тела, именуемые «асанами». Это необходимая часть практики, но не менее важна полная изоляция от окружающей среды путем «ухода в себя», либо нахождение в таких местах, где природа исключает всяческое отвлечение внимания от своей «внутренней личности». То есть речь идет о максимальном полном погружении в собственный внутренний мир.
В годы занятий «большим спортом» я использовал некоторые методики медитации для снятия нервного напряжения, так называемой «предстартовой лихорадки». Это и полное расслабление мышц, переключение мыслей от предстоящего старта на что-нибудь другое. Практиковал такое сознательное, волевое управление своим состоянием. И сейчас, в преклонном возрасте, применяю элементы релаксации.
Но к рыбалке, думаю, настоящую медитацию вряд ли удастся привязать. По крайней мере, трудно найти удильщика, который, «уходя в себя», полностью забудет про поплавок, наживку и прикормку!
Романтики
Теперь перейдем ко второй категории людей, увлекающихся ловом. Романтик очень любит природу: воду, лес, восходы и закаты. Именно рыбалка дает возможность изнутри, а не виртуально пообщаться с окружающей первозданной красотой.
Отчего так происходит? Наверное, это зов предков. Наши пращуры пытались запечатлеть окружающие их красоты в виде наскальных рисунков, фресок в пещерах, освещенных блеском костра. Использовали рубила, природные красители, сажу костровищ. Позднее изображения оставляли на бересте. Кое-что из таких давних произведений искусства можно обнаружить и в наше время.
Лично для меня рыбака-романтика является бесценным подарком, возможностью ощутить наяву силу и слабость природы: ее красоту и нежность, опасную мощь грозы, извержения вулкана, штормового вала или зеркальную поверхность озера в штиль. И порой задумываюсь: я получаю все, а что же могу предложить взамен? Счет явно не в мою пользу…
Вот потому и сижу часами без устали, наблюдая за поплавком, за водной рябью, впитывая краски и ароматы летнего вечера или раннего утра. Ах, как я люблю эти часы, минуты и секунды, которые начинаешь ценить слишком поздно!..
А рядом откуда ни возьмись проплывает изящная головка трепетной лани. Напротив, в закатном солнце, через отмель, высоко задирая ноги, с громким шлепаньем пробирается лосиха. Вот рядом с лодкой, держа в пасти желтоватое сочное корневище рогоза, плывет большой бобр в свою хатку на затопленном островке.
В гнезде, сложенном из прошлогоднего сухого тростника, сидит на кладке лебедушка. Через месяц на рассвете снимаю на камеру двух больших белых птиц в сопровождении выводка сереньких говорливых птенцов.
Вот ради этой красоты мы и «пялимся» часами на неподвижный поплавок. И радуемся, что еще не все загубила цивилизация и адепты ее — «добытчики»!
Рыбалка — это жизнь
Когда же по каким-нибудь веским причинам не удается попасть на любимое лесное озеро, иду на наш городской пруд. На камнях парапета сидят старички-рыбачки — мои ровесники:
— Ну что, не клюет? — спрашиваю.
— Сегодня карась «молчит». Капризен весьма! А вот на той неделе поймал такого, что на сковороду не поместился.
— Так она у тебя, видно, мала?
— Нормальная сковорода, — обижается.
Я же направляю на длинном шесте в заросли кувшинок подводную видеокамеру. В чистом пруду видны стайки окушков, плотвичек и подросших годовалых карасиков. Это мои друзья. Слегка подбросил им прикормки. Активности у обитателей водоема прибавилось. Получились отличные кадры! Включу их в фильм о рыбалке, который смонтирую дома.
Знакомый старичок говорит:
— Прихожу сюда просто посидеть, полюбоваться на воду, на синее небо, где плывут барашки облаков. Людей посмотреть, себя показать, как говорится. Подходят, спрашивают, советуют. А мне их рекомендации, как похвала: все-то я знаю и многое повидал в жизни.
Вот чудак спрашивает, зачем сижу часами. А передо мной иногда как бы вся жизнь проходит, в мгновение пролетает! Жаль молодых. Они ничего не знают и не понимают в рыбалке. Да если бы речь шла об одном лове… Книги перестали читать. Равнодушие какое-то молодежь одолевает. Зато себя самыми продвинутыми считают. Но в рыбалке не смыслят. Не почувствуют, как клюет карасик, как его подсечь, как вывести к подсачеку, да и как потом приготовить.
Вот вам и ответ, зачем ходить рыбачить. И при чем здесь медитация — заграничное непонятное слово? Рыбалка — это не разновидность ее, а истинная жизнь!
Юрий Петухов, г. Таллин. Фото автора