Эпизоды гусиной охоты

Я много лет охочусь на гусей. Охоткики-гусятники пользуются заслуженным уважением среди коллег, так как охота на гусей требует большого терпения, обширных знаний поведения этой умной и осторожной птицы, трезвого расчета и анализа ситуации.

Эпизоды гусиной охоты
Автор фото — ingridtaylar@FLICKR.COM

Охота на гусей с профилями — одна из интереснейших. Мне много лет удавалась эта охота: я приобрел опыт и, как говорится, накопил знания, приловчился к ее особенностям.

Прежде всего о профилях. Я и мои ближайшие товарищи-гусятники всегда не чурались чужого опыта, поэтому в нашей стае профилей (только у меня их было за пятьдесят) есть всякой формы и окраса: есть просто серые, есть по окраске точные копии белолобого гуся, черной казарки, гуся-свистульки. На засидках мы стараемся эти виды профилей не смешивать.

Есть у нас профили гуся, клюющего зерно, гуся — сторожа и просто меняющего наклон головы. Имеются и такие, к которым прибиты крылья гусей.

Бывало, когда гуси садились в профили и даже с удивлением клевали их: мол, чего не общаешься, стоишь как истукан!

Вот несколько таких примеров.

За «своего» принял

Я тщательно, с удовольствием сделал скрадок. Когда сидишь там, голова чуть выглядывает из него, а при необходимости можно и совсем скрыться в своем убежище. Земля разбросана и только небольшой, высотой не более 20 см бруствер присыпан колосьями пшеницы. Скрадок сделан посередине сдвоенного валка пшеницы.

Солнце показалось из-за горизонта и вот она — первая стая. Обычно я по первой стае не стреляю и, если на поле только одна «своя» команда, то это правило всегда соблюдается.

Гуси проходят стороной и невдалеке садятся, устраивают обычный в этом случае гвалт, который слышат другие стаи гусей и сразу же снижаются на наши профили.

Мы стреляем, гуси падают в жнивье, мы замечаем направление, где гусь упал, но не бежим подбирать, так как на нас налетает следующая стая. Но вот основной вал гусей прошел, и летят редкие, малочисленные стаи.

Вот довольно высоко пролетают три гуся. Я не прячусь в скрадок, сижу и спокойно наблюдаю за ними. И вдруг гуси, заметив профиля, резко пошли в пике. Я всегда видел, как гуси обычно как-бы падают с уступа на уступ и потом садятся, но чтобы ушли в пике, я такого еще не наблюдал.

Гуси со страшной скоростью в нескольких метрах надо мной просвистели и, раскрыв как парус крылья, стали тормозить в воздухе и приземлились за профилями метрах в десяти. До них было метров сорок, но я не спешил с выстрелами, ждал их дальнейших действий.

Гуси спокойно ходили, считая что стая профилей их охраняет и бояться нечего.

Или вот случай. Летит один гусак, летит метрах в ста над землей, увидел профиль и резко снизился и сел прямо к «товарищу», метров в пятнадцати от меня. Он подошел к одному из профилей с прибитым «живым» крылом и стал это крыло клевать. Профиль стал качаться, потом упал…

Гусь недоуменно остановился и, почуяв недоброе, стал разбегаться и взлетел. Однако, я догнал его зарядом дроби…

«Нива» помешала…

У меня было много случаев досадных просчетов, когда охота на гусей не удавалась. Некоторые я не забуду никогда.

Мы утром наблюдали, куда с озера гусь летит на кормежку. Нас было трое и мы для наблюдения расположились с трех сторон озера.

В мою сторону прошло всего несколько стай и в бинокль видно было, что стаи эти улетели за предел видимости бинокля. Значит, здесь нам делать нечего. Когда гусь весь слетел с озера, один из моих спутников на автомашине собрал нас и мы поделились информацией.

На одном из направлений гусь основной своей массой расположился совсем близко от проселочной дороги, в каких-нибудь двухстах метрах на огромном убранном поле пшеницы. Мы заранее договорились, что когда будем проезжать по этой дороге, то с автомашины будем вываливаться на обочину в высокий сорниковый барьерчик.

Я определил, что гусь поднимется против ветра, сделает полукруг и пойдет прямо на озеро, и скомандовал остановиться на месте предполагаемого его пролета.

Но товарищ возразил, что гуси летели не здесь, а дальше, и продолжал движение. Тогда я закричал «Стой, стой!» — и почти на ходу выпрыгнул из машины в бурьян.

Гуси вели себя спокойно и я решил, что поползу метров на 100 назад.

Отдышался чуть-чуть перед длительным «рейдом», затем не спеша пополз. Не успел я проползти и десяти метров, как услышал, что по дороге движется автомашина. Я приподнялся, чтобы меня с автомашины увидели и ненароком не наехали.

Но автомобиль на хорошей скорости вдруг вывернул в поле прямо на скопление гусей.

Гуси разом поднялись, сделали полукруг, резко набирая высоту, затем развернулись и плотной кучей направились на озеро метрах в 60-70 от меня.

Я настолько был возмущен поведением экипажа этой «Нивы», которые затеяли пальбу из окон движущейся автомашины по гусям, что забыл, зачем у меня в руках ружье и не выстрелил по гусям.

Главное — терпение

А однажды мы охотились втроем, с братом и одним очень заядлым гусятником Иваном. С удивлением обнаружили, что несколько больших стай серого гуся пасутся на скошенном кукурузном поле, почти у кромки этого поля.

Нарисовали на земле схему этого поля, направление на озеро, где гуси всегда отдыхали и решили встать на пути пролета этих гусей после кормежки на озеро.

Пригибаясь, насколько возможно, мы пробрались к месту своих засидок. Я чувствовал каким-то седьмым чувством, что встал неудачно: гусь наверное пройдет над моим братом и Иваном, был почти уверен, что основная часть пройдет именно над Иваном, но что поделаешь? Охота-то на гусей — дело коллективное, кому-то из троицы повезет, а кому и нет.

Медленно тянется время. Гуси все кормятся, иногда чуть-чуть перелетая и проверяя, нет ли поблизости опасности. Но мы хорошо замаскированы и уверены, что не вспугнем гуся.

Вдруг Иван покидает свою засидку и почти бегом, сгорбившись в три погибели направляется дальше от нас.

Он отбежал метров на сто и залег на краю кукурузного поля в бурьян. Я брату машу рукой, мол, перемещайся на Иваново место, но брат или не понимает или не хочет перемещаться, а мне это сделать сложнее — передвигаться надо в два раза дальше.

Проходит минут пять и гуси вдруг разом взлетают, разворачиваются и летят огромной стаей прямо на прежнюю засидку Ивана — они прошли метров в пятидесяти от брата и тот сдуплетил, сбив одного гуся, а Иван со своей пятизарядкой виновато приковылял к нам.

Таким образом, я оказался прав в итоге: нужно было просто немного потерпеть, ведь терпение на охоте — очень важное качество.

Алексей Липин, г. Омск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий