Зарисовки с алтайского льда

Январь — середина зимы и середина ледостава. На непроточных водоемах толщина льда достигла метровой отметки, а на самой Оби сантиметров на 30 меньше. В черте краевого центра рыболовов на обских заливах и протоках нисколько не убавилось с начала ледостава. А там, где подлещик, игнорируя глухозимье, активно интересуется насадкой, тесно от палаток удильщиков. Сейчас уже можно подвести итоги первой половины зимы и вспомнить некоторые эпизоды алтайской рыбалки.

Зарисовки с алтайского льда
Фото Ярослава Курелеха

На котловане

Два десятилетия назад глубокий котлован за Обью, за автомобильным мостом, пользовался огромной популярностью у городских рыболовов. Здесь со льда успешно добывали плотву и подлещиков, окуней и речных карасей. Блеснильщиков было нисколько не меньше, чем на Оби. Да и хищники бросались на приманки с такой жадностью, что обрывали прочные лески и выбивали из рук удильники.

Не знаю, ностальгия это или нет, но в конце декабря я решил побывать на котловане и половить рыбу на знакомых свалах в глубину. Добраться до места несложно из любого района Барнаула. Нужно доехать до речного вокзала, пересесть на автобус 40-го маршрута, пересечь Обь по мосту и выйти на остановке у поста ГИБДД. Еще через десять минут можно выйти уже на лед котлована.

Так я и сделал. Надеялся увидеть десятки палаток над обнаруженными стоянками рыбы, но оказался в корне разочарован. На огромной площади водоема занимались ловлей всего несколько человек. Настроение у меня немного упало…

Но, если приехал на рыбалку, значит, надо сверлить лунки, вызывать подводных обитателей на поклевку и вытаскивать их на поверхность. Мое кредо — находиться постоянно в движении, активно искать добычу и не использовать насадки. Нередко за период с обеда и до вечера обходишь по улову «коллег», которые целый день сидели с удочкой в палатке над одной лункой. В непогоду ищешь рыбное место, а затем, спрятавшись под полиэтиленовую накидку, вылавливаешь то, что здесь водится.

Первым делом я отправился проверять знакомые участки под берегом со стороны поста ГИБДД. Глубина варьировалась от четырех до семи метров. В 12 просверленных лунках не последовало никакой поклевки. Для меня это было необычно. Почти никогда я не возвращался с рыбалки вообще безо всякой добычи. Единственный такой день был в начале марта 2011 года. Тогда я даже удочку не разматывал.

По заснеженному льду пошел к перешейку, где впадает речка Талая и под тополями постоянно обитает крупная плотва. По пути проверил ближайший коряжник. Там глубина не больше трех метров — и просто обязан водиться некрупный окунишка.

В поисках рыбы

Я просверлил пару лунок в полуметровом льду и достал из ящика «паровоз» с тремя «чертиками» на леске 0,10 мм. Вероятность зацепа была велика, но желание обрыбиться перевесило. Я сделал одну проводку обманками, вторую, третью… все — глухо. Кстати, как безнасадочник взял себе за правило на каждой лунке делать по 20 прогонов «паровозом». И если поклевки нет, то переходить к следующему отверстию во льду.

На 9-й или 10-й проводке кивок резко ударил вниз. Я даже вздрогнул от неожиданности, но все-таки успел сделать подсечку. Три перехвата лески руками, и из воды на поверхность был доставлен «сковородный» окунек — граммов на 150 весом. Впору было радоваться, но такой скромный результат за два часа пребывания на льду на позитивный лад не настраивал.

Однако неписаное правило гласит, что, если поймал одну рыбку, надо продолжать ловить и дальше, пока стайка находится в этом районе. Но где там! Я, как опытный удильщик, бросил в створ лунки половину горсти живого мормыша, чтобы улучшить клев. Думаете, после этого окуни сразу же кинулись на мой крючок? Как бы не так! После прикармливания в семи просверленных лунках вообще поклевок не было за целых 40 минут.

С единственным окунем в рыбацком ящике я побрел в сторону тополей. Там уже стояли шесть палаток-«чумов». Мой расчет был прост: люди зазря целый день на льду сидеть не будут — значит, что-то ловят…

Я подошел к палаткам и просверлил лунку между ними, игрорируя все правила рыбацкого этикета. Опасался, что на меня обрушатся целые потоки отборной брани, но мои соседи оказались людьми культурными. Тем не менее я достал накидку и спрятался под нее от греха подальше. Запустил в лунку все тот же «паровоз» и дал себе установку, что, если в течение часа клев не начнется, пойду домой…

Вместо этого засиделся до самой темноты. Уже и соседи давно разошлись, а я все бегал по лункам и таскал плотву с пятиметровой глубины. К концу дня в моем ящике лежало около пяти десятков этих рыб и единственный окунь. В принципе, такими результатами был доволен, но на душе все же остался небольшой осадок. Не подойди я к тополям, возможно, и отказался бы от посещения котлована до последнего льда. А так захотелось побывать здесь еще раз…

Незапланированные встречи

На окраине Барнаула за научным городком на Оби есть небольшой залив под странным названием Портянка. С начала ледостава друзья советовали побывать на этом участке и вдоволь половить подлещиков.

Чтобы добраться до залива, требовалось поменьше получаса идти спокойным шагом по льду реки и преодолеть высоченный крутояр. И если утром по нему можно просто скатиться, как с горки, то обратно придется карабкаться вверх, используя в качестве опоры ледобур. Взвесив все эти обстоятельства, я решил все-таки сходить на Портянку. Тем более что на заливе бывал и раньше.

Одно только беспокоило — заметно портилась погода. Температура воздуха опустилась до минус 15 градусов. Для сибиряков это почти Сочи. Но ветер портил всю картину — дул с мощными порывами, да еще с северного направления. Я пришел к выводу, что в таких условиях по лункам не побегаешь и придется целый день сидеть в палатке.

Залив хорош тем, что на автомобиле к нему не подъедешь, поэтому и рыбаков там много не бывает. Сажусь на автобус 25-го маршрута и добираюсь до конечной остановки. Вместе с шестью «коллегами» выхожу наружу и двигаюсь в сторону залива. До Портянки дошли сравнительно быстро. Разбрелись по водоему и до вечера не мешали друг другу. Считаю, что мне повезло: сразу попал на стайку подлещика, который атаковал «чертиков» чуть ли не на каждой седьмой проводке. Возможно, впервые пожалел, что с собой не было мотыля, так как количество рыбы в улове было равно количеству сходов.

Однако оказалось, что самое интересное — это не ловля подлещиков, а четыре поклевки крупной рыбы. По всем повадкам на обманки обратил внимание язь. На трехметровой глубине да еще на леске 0,10 мм очень трудно вести равную борьбу с этой бойцовской рыбой! После подсечки язь обычно начинает крутить, старается освободиться от крючка. И если ему удается «придавить» леску, то обратно развернуть его головой к лунке бывает крайне сложно.

Как бы я ни старался, как бы ни «ерепенился», а потерял четыре «паровоза», на которых в общей сложности были навязаны 12 «чертиков». С одной стороны, хорошо, что удалось почувствовать на снасти крупную рыбу, а с другой — довольно обидно за один выезд потерять столько мормышек. До сих пор мучают сомнения: смог бы я справиться с этим язем, если бы на моей снасти стояла леска большего диаметра? Конечно, все дело случая. С килограммовым лещом на тонкой леске совладать не так и сложно, а вот язей такого же веса пока не ловил.

На Заломной

Проток под названием Заломная у нас на Алтае несколько. В декабре мы побывали на одной из них — в районе впадающей в нее речки Аничиха за поселком Рассказиха. У рыболовов краевого центра этот участок водоема пользуется большой популярностью.

На единственной в округе яме в выходные дни стоит больше сотни палаток. Многие удильщики остаются с ночевкой, стараются получить как можно больше эмоций от встречи с живой природой. Объектом охоты поплавочников является речной карась. Попадаются экземпляры под килограмм весом, которые часто рвут лески и не пролезают в лунку. Такие встречи происходят достаточно редко, но запоминаются на весь ледостав.

Средний вес пойманных карасей — 300-400 граммов. Сами понимаете, что подобная рыба достойна внимания и нужно успевать ее ловить. Почему нужно торопиться? Карась, как и другие обитатели реки, ко времени формирования льда ищет для зимовки глубокие места, известные как зимовальные ямы. У Аничихи такой участок есть, и он давно знаком рыболовам, которые стремятся здесь побывать, не обращая внимания на достаточную удаленность протоки от города. Кто первым успел, то и с уловом.

Несмотря на риск, удильщики начинают облавливать яму уже по 4-сантиметровому льду, выходя на лыжах на слой замерзшей воды. Это, конечно, очень опасно. Однако некоторые энтузиасты готовы рисковать собой ради хорошего улова. Ведь в этих местах даже рюкзак пойманных карасей не является рекордом. Со временем количество рыболовов все увеличивается, и средний размер добычи каждого уменьшается. Спустя месяц уже десяток карасей в ящике кажется хорошей наградой поплавочникам за целый день, проведенный на льду.

У этого участка есть большой плюс: сюда не отваживаются наведываться браконьеры. Припоминаю один сезон, когда они попытались опутать сетями устье Аничихи. Рыболовы дружно вылезли из своих палаток и дали такой отпор хапугам, что те просили извинить за доставленные неудобства. А сожженные сети еще долго лежали на берегу, словно памятник народному единству.

В прошлом сезоне зима пришла на неделю раньше. Лед на протоке появился, но после этого двое суток продолжались обильные осадки. В результате под слоем снега сформировалась наледь толщиной в 10 сантиметров.

Охота на карасей

Примерно в это время мы и приехали на Заломную. Друзья настроились ловить карася, а я на свои безмотылки намеревался половить окуня. Моя идея была неплохой, да только по наледи много по лункам не побегаешь. Пришлось на ходу корректировать планы и настраиваться на карасей. Первым делом я нагреб снега и утрамбовал его под палатку. А когда этот пятачок немного схватился настом на морозе, просверлил лунку диаметром 125 мм.

У меня было несколько выездов на Заломную, когда речные караси ловились на «чертиков» безо всякой насадки. В этот день также рассчитывал на рыбацкую удачу. Запросы у меня скромные — десяток карасей на уху вполне бы оправдали мои ожидания. Без насадки этой рыбы много не поймаешь, а у друзей щепотку мотыля просить неудобно. Тем более что его стоимость значительно выросла. Прежде спичечный коробок мотыля стоил около 30 рублей, однако за год цена поднялась примерно на треть. Рыболовы стали покупать насадку без запаса — лишь бы хватило на один выезд.

Я упаковался в палатку, достал свой самый уловистый «паровоз» и запустил его на 6-метровую глубину. Уже на втором подъеме кивок вздрогнул, но поклевка была замечена, и последовала подсечка. На снасти вроде что-то находилось, но веса рыбы я не чувствовал. Пришлось выбирать всю леску, а когда поднял «чертиков», то увидел на одном из них ерша сантиметров в шесть длиной. Я бросил «сопливого» на лед, а «паровоз» возвратил обратно.

Незаметно пролетел час. За это время мне удалось поймать только двух ершей. Ни один карась не клюнул на крючок. Друзья успели обрыбиться и предложили мотыля, от которого я не отказался. Насадил две штуки на нижнего «чертика» и продолжал проводки.

Поклевка последовала минут через 20. Сразу почувствовал на снасти вес рыбы. Перебирая леску фалангами пальцев, поднимал трофей к лунке. Когда карась увидел свет, то сразу же попытался уйти на глубину. Однако этот номер не прошел. Уже через минуту 5-перстный «увалень» оказался на поверхности льда. К моему удивлению, карась взял не «чертика» с мотылем, а среднюю пустую обманку.

Свой план-задание в этот день я выполнил. Поймал десять карасей граммов по 300 каждый. Пять попались на обманку с насадкой, остальные соблазнились голым «чертиком». У друзей улов был значительно больше. Мне пришлось сделать неутешительный вывод: к ловле карасей в этот день я оказался не подготовлен.

За подлещиками и окунями

Первые выходные наступившего годы мы с друзьями провели на льду Оби в черте краевого центра. От дальних поездок отказались и отправились в район речного вокзала. Выбрали место за автомобильным мостом, где песчаная коса разделяла обское течение.

Рыболовы после встречи Нового года немного оживились и со всех уголков ехали на лед, чтобы проветриться после застолья. О том, что в образовавшемся заливе активно ловился подлещик, известно было с середины декабря. На речном участке длиною в километр ежедневно вырастал целый рыбацкий поселок из «чумов». В выходные дни на обском льду мужикам было тесно. Палатки над несколькими ямками стояли так плотно, что просверлить между ними одну-единственную лунку казалось проблематичным.

В декабре мы с друзьями три раза посещали этот залив и возвращались с хорошим уловом. Конечно, не всегда можно назвать отличным результатом — пять десятков некрупных подлещиков-«фанерок». Но, с другой стороны, мы видели поклевки и чувствовали рыбу на наших снастях. Если еще учесть, что вся команда ловит без насадок, то удовольствие от таких поездок оказалось полным.

Пока большинство сибиряков с размахом отмечали праздники, трезвенники из нашей группы время зря не теряли. Они не только ловили рыбу, но и искали стоянки окуней и подлещиков, которые еще не были разведаны. Хороший друг всегда покажет коллеге по увлечению клевое место. Так получилось и на этот раз. Мы еще не успели просверлить лунки, чтобы залезть в палатки и ловить подлещиков, как пришла информация, что на входе в Затонский залив мужикам попадались крупные окуни. Естественно, сведения были непроверенными, но, в любом случае, появилась возможность выбора.

Мы могли ловить «сковородных» окуней или соблазнять подлещиков-недомерков, которые успели надоесть с начала ледостава. Другой рыбы на популярных участках реки рядом с городом не было. К тому же стало известно, что на окуневом месте начали копошиться несколько рыболовов. Они могли вместе со своей добычей выудить и всю нашу.

Поэтому мы быстро свернулись и пошли по льду Обского залива к указанной точке. Полтора десятка окунятников, находившихся уже там, были явно не рады нашему появлению. Однако они промолчали, надеясь, что нам здесь вообще ничего не достанется и мы скоро уберемся отсюда в другое место, где может водиться рыба.

Погодные условия в январе совсем не напоминали майские. Так что нам пришлось, просверлив по одной лунке рядом с соседями, оперативно достать полиэтиленовые накидки и накрыться ими. Относительно комфортно под пленкой стало минут через пять. Мы смогли и варежки снять, и теплые куртки расстегнуть.

Эффективная обманка

На окуня у меня есть грозное оружие — безмотыльная мормышка под названием «гвоздик-шарик». Эта обманка появилась на Алтае совсем недавно — всего несколько сезонов назад. Но по уловистости превзошла даже популярных «чертиков».

Поэтому хочу сказать пару слов об устройстве «гвоздешарика». Тело мормышки изготовлено из вольфрамового сплава и окрашено в черный цвет. По изгибу крючка имеет свободный ход латунный шарик, который перед каждым выездом на лед начищается до блеска. Обманка создана специально для больших глубин, так как имеет солидный вес и хорошо протягивает леску диаметром 0,12 мм. «Гвоздик с шариком» великолепно работает с насадкой на подлещика, а без нее можно ловить окуня и плотву.

Однако на этом месте подо льдом было всего 30 сантиметров воды. Какой тут может быть окунь? Ему и развернуться негде. Хотя… уровень воды в Оби снижается, лед ложится на грунт в мелеющем Затонском заливе, и рыба попросту уходит с опасного участка. При такой ловле нужен живой мормыш. Прикормив им определенное место, можно привлечь окуня под лунку. Но бокоплавов у нас с собой не было, так что приходилось рассчитывать только на везение.

Тем временем два моих друга уже успели обрыбиться, а я все никак не мог настроиться на ловлю. Рядом с мормышкой на леске обнаружил узел, а это чревато обрывом. Так что пришлось все заново перевязывать. Возник еще один вопрос: какой темп игры задать с помощью обманки? На глубине он обычно более интенсивный, а на отмели такой тряской можно и всю рыбу распугать.

Начал экспериментировать, но все без толку. Окуня или совсем не было под лункой, или его настораживала мормышка. Я попробовал играть по-всякому, и минут через десять добился успеха. Кивок резко ударил вниз, последовала подсечка, и у меня в палатке оказался окунь, весящий граммов 200.

— Ну, красавец! — похвалил я его. — Еще таких полтора десятка, и можно идти домой.

Зарисовки с алтайского льда
Фото Ирины Ереминой

Январские окуни

Каким образом мне удалось добиться того, чтобы полосатый обратил внимание на безмотылку? Сначала тяжелой мормышкой поковырял грунт, создавая облачко мути. А затем, быстро покачивая кивком, приподнял обманку сантиметров на десять над поверхностью дна. Сделал неожиданную остановку и выдержал короткую паузу. Именно в этот момент и произошла поклевка.

Повторил тактический прием, и второй окунь занял место в ящике рядом с первым. Дальше все пошло более спокойно. Я знал, что под лункой есть рыба, которая соблазняется именно латунным шариком. Почему это происходит? Во-первых, он изготовлен из начищенного цветного металла, к блеску которого не равнодушны обитатели реки. Во-вторых, шарик напоминает глаза рыбы. В-третьих, во время игры он постукивает о провод крючка, чем также привлекает подводных «жителей». Но это только мое личное мнение. Возможно, есть и научное объяснение этого эффекта.

Окуни ловились серийно. Подойдет под лунку стайка, из которой удается вытащить двух-трех полосатых, и снова тишина минут на десять. В принципе, такой процесс меня вполне устраивал. Не нужно было сверлить новые лунки в поисках окуня, а достаточно было просто сидеть себе в палатке и ждать, когда «горбач» соблазнится мормышкой. Два окуня попались по полкило, не меньше. Я уже опасался, что леска не выдержит, но обошлось. Хищники сопротивлялись, но все-таки были направлены в лунку и извлечены наружу.

Мы провели на льду весь световой день и дождались вечерней зорьки. В это время окунь яростно атаковал мормышки. Я сделал интересное наблюдение. Оказалось, что такой активный клев длился совсем недолго. Он начался в то время, когда солнце краем коснулось горизонта, а завершился в момент полного захода диска за «край земли».

В итоге я поймал нисколько не меньше рыболовов, которые использовали насадки. Мой улов потянул килограммов на семь — совсем неплохо для таких глубин, да еще рядом с городом. Правда, радость омрачалась обрывом двух «гвоздешариков». Один явно срезала щучка своими острыми зубами-бритвочками. Потерю второго я связал с окунем-гигантом, который даже не соизволил остановиться после подсечки.

Через пару дней от друзей пришло сообщение, что окунь вышел из залива в Обь. Поклевки на «нашем» месте прекратились. Можно сказать, что в прошлый раз нам крупно повезло. Почаще бы так!

Владимир Телельков, г. Барнаул

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий