Щука к празднику

Новогодний период — это, наверное, самое счастливое время в жизни нашего народа. В городах пахнет хвоей. Это лесники продают свой товар — новогоднюю елочку. На центральных площадях в городах больших и совсем крохотных устанавливают зеленых красавиц, украшенных игрушками и огнями, строят ледяные замки.

Щука к празднику
by free4lance2@FLICKR.COM

Улицы преображаются. На каждом шагу можно встретить светящиеся гирлянды. Праздничные приглашения. В Дворцах зрелищ и спорта и Домах культуры начинаются первые новогодние представления для детей, где Дед Мороз им будет раздавать подарки.

В магазинах, на базарах, в торговых комплексах царит предновогодняя активность. Хозяйки спешат закупить все к праздничному столу. А главы семей приобретают подарки.

По улицам начинают расхаживать Деды Морозы с мешками на плечах и большими посохами. Те граждане, которые едут на новогодние каникулы, стараются заранее приобрести билеты. Кругом разговоры, только и слышно: «Скоро Новый год! Новый год! Новый год!».

Приглашение на рыбалку

Вот примерно в это время вечером у меня на квартире зазвонил телефон. Я поднял трубку. И знакомый голос моего приятеля бархатно прошуршал:

— С наступающим, Михалыч, тебя и всю твою семью!

Я ему ответил тем же. Но почувствовал, что на этом наш разговор не окончится. Так все и произошло, потому что в следующий момент я услышал:

— И щука под маринадом у тебя на праздничном столе будет?

— Нет, на это я не рассчитываю, так как не нашел ее в продаже в нормальном состоянии, а привозная выглядит так, что брать не хочется.

Трубка помолчала секунды две, и снова начал вещать бархатный голос друга:

— А на Уелгах щука клюет, и причем приличных размеров!

И далее:

— Может быть, сгонять туда да поискать рыбачье счастье хоть завтра?

— Конечно, можно! — ответил я.

Мы тут же все обговорили.

Главное богатство озера Уелги

И вот в 6 часов утра мы катим по Свердловскому тракту в потоке машин таких же, как мы, искателей приключений.

Среди рыбаков Уелги — озеро известное. Рядом районный центр Кунашак. В длину водоем вытянулся на 12 километров, в ширину — на 6. На озере один населенный пункт — деревня Канзафарова — и два охотничьих хозяйства. В старые времена на берегу располагался Кунашакский рыбзавод. А сейчас хозяйство пришло в упадок.

Берега озера в основном заболоченные, поросшие камышом. Но подход к воде возможен, а зимой озеро почти везде доступно. Из рыб здесь водится чебак и довольно крупный, клюет в зимнее время. Много окуня. Мелкий — граммов по 70 — клюет почти всю зиму. Есть карась, довольно крупный. Держится он в северной части озера. Но я не слышал, чтобы он клевал на удочку.

Но главное богатство озера — это щука. Берега озера во многих местах соответствуют нерестилищам зубастой хищницы. Достаточное количество хорошо прогретой под солнцем воды позволяет вызревать большей части икры, а обилие кормов обеспечивает прокорм малька и быстрый его рост. Щука весом в 3-4 килограмма на озере попадается довольно-таки часто. А особи до 2 килограммов ловятся постоянно.

Накопленный опыт

В прошлом году мы с Андреем несколько раз выезжали на озеро рыбачить. Использовали зимнюю удочку. Андрей в основном ловил щуку на блесну. Нужно заметить, что он рыбак умелый, потомственный и обладает исключительным терпением. Он может целый день проблеснить, чтобы уже вечером выбросить на лед полосатую разбойницу. Но так как везет тем, кому везет, то и Андрей за день добывал не одну щуку, а 5-10.

Я же пытался ловить чебака на мормышку ну и, конечно, окуня. Не скажу, что преуспевал в этом деле, но порою мне везло. Штук 40 чебаков с ладошку и столько же 100-граммовых окуньков вполне устраивали меня.

Но как-то раз прошлой весной мы приехали на Уелги втроем. Было уже тепло, кругом бежали ручьи. Над головами — шум крыльев, и в голубой синеве четыре белоснежные птицы, не торопясь, облетали озеро. Лебеди прилетели.

Почти с трудом мы добрались до льда. И тут же рядом с берегом, метрах в 50, начали сверлить лунки. Втроем мы прокрутили их более 30 штук и начали рыбачить.

Щука к празднику
by Vince Alongi@FLICKR.COM

Все гениальное — просто

Моя снасть — это обычная зимняя удочка. Леска 0,25 и блесна, сделанная нашим умельцем. Она довольно-таки незамысловатая, представляет собой вытянутый ромб длиной 5 сантиметров. Одна сторона — желтая, вторая — белая, и на вершине ромба — тройник. Все очень просто.

И почему я, глядя на эту конструкцию, решил начать рыбалку именно с ней? Подошел к одной из лунок, просверленной рядом с кустом камыша, опустил блесну до дна. Глубина оказалась метра два, не больше. Слегка потряс удочкой, пытаясь заставить блесну подскакивать вверх и плавно опускаться.

Почувствовал, как она ложится на дно, чуть поднимал и опускал ее. Сторожок для такой блесны был слабым. Она сгибала его, и обычная рыбья поклевка оказывалась не видна. Только подумал об этом, а тут удочку кто-то дернул и попытался вырвать ее у меня из руки.

Я потащил вверх, преодолевая сопротивление. А сам опасался: щука может легко откусить блесну, поскольку рыбачил-то без поводка. Однако в лунку разбойница вошла без задержки, и я схватил ее за голову рукой.

Мои приятели находились рядом и сразу поздравили. Андрей сказал:

— Граммов 800 будет!

Вадим поддакнул.

А я подумал: «Ну уж нет, гораздо больше, чем килограмм».

Тройник схватил щуку за верхнюю губу так, что до лески она дотянуться не могла. Все-таки какая красавица! Отцепил ее и бросил на лед. Блесну снова в лунку. Вновь повторил те же манипуляции. Но все тихо, поклевок нет.

Уловистый день

И в это время я увидел, как Андрей вытаскивает свою добычу. У него щука килограмма на два. А у меня не клевало, поэтому перешел на другую лунку. Однако и там пусто.

А на улице тепло. Над нами стая гусей идет высоко и на север. Видно, как под лучами солнца плавится лед и вода течет в лунку, создавая там некоторое подобие ручейков. Знаю, что в таких условиях рыба клюет плохо. А самому приходит мысль: «А ведь одну щуку поймал, а почему бы еще одну не выловить?!».

Только подумал так, а там, в глубине, кто-то за удочку… дерг! Да так сильно, что ее чуть из рук не вырвало. Стал тащить изо всех сил. Щука сопротивлялась отчаянно, в лунку не шла. Встала поперек — и все тут.

Чуть отпустил леску и резко поддернул, пытаясь ввести рыбу в лунку. Кажется, вошла. Потащил ее. Вот и голова показалась из лунки. Схватил щуку рукой и на лед ее быстрей. Она прыгала, «плясала». Я оттянул ее подальше от лунки. А сам прикинул, что килограмма на два будет, не меньше. Это уже совсем хорошо.

И в то же время раздался возглас Вадима, и я услышал, как у него рыба бьется об лед. Ну, слава богу, все с уловом. Та рыбалка для нас действительно окончилась удачно. Я поймал четыре щуки. Самая большая из них весила два килограмма. Андрей выловил в два раза больше. Вадим тогда добыл тоже четырех зубастых хищниц.

Зимняя рыбалка

Воспоминания, воспоминания… Однако вернемся к нынешним событиям. На улице градусов под 15 ниже нуля. Еще темно, но мы уже на месте. Сверлим лунки. У Андрея — десять жерлиц.

С рассветом садимся ловить наживку. Сразу же начинает клевать мелкий окунь, и Андрей отправляется ставить жерлицы. Через час все готово. Все жерлицы на своих лунках, и мы ждем, когда на ветру заполощется красный флажок.

Проходит час, за ним — второй… Щуки молчат, как бы договорившись. А на удочку берет окунек и четвертной чебак. Причем, чем ближе к полудню, тем настойчивей становится эта поклевка.

Обедаем в два часа. И только достали бутерброды и налили по стаканчику кофе, одна жерлица сработала. Быстрей туда! Андрей тащит щуку, а я стою рядом. Все получилось удачно.

Во-первых, щука килограмма на три. Во-вторых, сама вошла в лунку. И остальное — в-третьих. Начало есть — это очень хорошо!

Щука к празднику
by proba1@FOTKIDEPO.RU

Два способа насадки

С Андреем мы постоянно спорим по вопросу, как насаживать живца на жерлицу. Я еще с самых далеких времен делаю это следующим образом. Во-первых, использую на жерлицах не тройники, а двойники. И вот с какой целью. Дело в том, что двойник вставляю в маленькую петельку на конце металлического поводка. Его также можно отсоединить от поводка и хранить отдельно. Однако это не главное, как я считаю.

Ключевой момент в том, что, когда насаживаем живца, мы петельку и с ней, конечно, поводок проталкиваем через жабры и выводим в рот, а затем вставляем в петлю двойник и втягиваем его. И получается, что он аккуратненько торчит из пасти рыбки. А можно все сделать наоборот. Вставить живицу в рот и вывести ее за жаберные крышки. И только потом вводить двойник. Втягивать его лучше также за жаберную крышку.

В такой снасти живцы живут гораздо дольше. Но известно, что щука хватает свою добычу почти всегда поперек, а затем, повернув ее головой к желудку, заглатывает рыбку. И, возможно, хищница накалывается на крючки только тогда, когда наживка у нее глубоко в пасти.

Вся наша литература рекомендует цеплять живца за различные места тела. Однако, во-первых, это приводит к его ранению, и он быстро погибает. А во-вторых, переворачивая живца в пасти головой в сторону желудка, хищник накалывается на тройник и успевает выплюнуть наживку. Что бывает довольно-таки часто.

К сожалению, наша промышленность выпускает хорошие жерлицы, но с тройниками. И в литературе для рыболовов пропагандируется такой же метод. Несмотря на все наши споры, мы остаемся на своих позициях. Но это не мешает ловить щук и той, и другой сторонам.

Трофей на блесну

Часам к четырем дня перестали клевать и чебак, и окунь. За это время Андрей успел поймать двух щук. Одна — на килограмм, а вторая — килограммов на пять. Она еле прошла в лунку.

Сумерки довольно-таки быстро начали окутывать своим покрывалом землю. Вот-вот появится первая звезда. Жерлицы, склонив свои головы, украшенные красными флажками, застыли в ожидании. Тишина.

Я осматриваю удочку с мормышкой. И распускаю ту, на которой с прошлой весны висит моя проверенная и уловистая блесна. Как сидел на ящике, так и отпускаю ее в лунку. Клева нет. Иду к следующей лунке. Ящик не беру. В общем, надежда что-то поймать отсутствует.

У дна два раза встряхиваю, приподнимаю сантиметров на 50 и снова дважды потрясываю с небольшим перерывом. И вдруг… рывок! Я ощущаю, как что-то мечется на том конце лески. Не задумываясь, тяну за нее и чувствую, как приходится прилагать усилия. Щука весом с килограмм летит на лед и бьется все время, замедляя свои конвульсии, схваченная морозом.

Совсем темно. Небо все в звездах. Собираю все свои рыбацкие пожитки. Андрей тоже снимает жерлицы. Иду помогать ему.

«Крокодил» в лунке

Подхожу к самой крайней жерлице. Стою просто так с минуту. А потом, нагнувшись, тянусь к ней рукой. До настороженного флажка остается 20 сантиметров. Он срывается со стопора, и катушка начинает весело раскручиваться.

Делаю подсечку и чувствую, что крючки там под водой хватаются за что-то огромное. Рыба тянет на себя. Я кричу:

— Андрей! — и всячески руками торможу леску, сматывающуюся с катушки. За спиной слышу шаги. Это Андрей.

— В чем дело? — спрашивает он.

— «Крокодил» попался! — отвечаю я и пытаюсь подтащить хотя бы метра на два щуку к лунке. Андрей перехватывает леску. Тянет ее на себя и говорит:

— Словно зацеп!

Минут двадцать мы возимся с хищницей. Уже совсем темно. Только молодой месяц смотрит на нас со звездами из поднебесья и как бы задает вопрос: «Интересно, что же делают эти два человека?».

Жадная хищница

А мы подтаскиваем щуку к кромке льда, а ввести ее голову в лунку не можем. Она все время становится поперек. Не знаю, с какого раза Андрею удается это сделать. Но тут слышу его восклицание:

— Михалыч, багор!

И я протягиваю ему то, о чем он просил. Щуку подцепляем багром и уже только тогда протаскиваем по лунке. Я свечу фонарем и вижу огромную рыбу с раскрытым ртом и челюстями, усыпанными острыми, как иглы, зубами. Она была значительно больше хищницы, которую поймали днем.

К ночи начало морозить. А Андрей вытирал пот со лба. Я глянул на часы: получилось, что с хищником мы провозились 30 минут. Мы не стали вытаскивать тройник из пасти, а просто обрезали леску.

Дома щуку положили на весы. Она потянула на 6,8 килограмма. В желудке нашли трех чебаков. Один — с ладошку, два других — меньше. Что заставило разбойницу схватить нашего окунька, да еще в потемках, — остается загадкой. Но ясно только, что голодной она не была.

Сейчас на Уелгах орудуют многие рыболовы, особенно в период, когда щука идет на нерест. Некоторые из них выставляют по 50-60 жерлиц. Будучи последний раз там, на рыбалке, пришлось сверлиться рядом с ними. И за целый день я не видел, чтобы кто-то поймал щуку. Уелгинская щука уходит в прошлое. А нам остаются приятные воспоминания.

Евгений Кудрявцев, г. Челябинск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий