В поисках рыбацкой удачи

В последние годы с началом прочного ледостава посещаем мы с сыном Михаилом небольшой деревенский пруд, всегда одаривавший знатными уловами по перволедью. Вот и в этот раз отправились туда.

В поисках рыбацкой удачи

Парнишка оказался прав

В предыдущие сезоны перволедья, приезжая на пруд, мы убедились, что активный выход крупного окуня и сопутствующего ему ерша происходил в районе полудня. Потому и приехали к заветному водоему в эту пору. Редкие лунки были просверлены на блескучей на солнце ледяной глади. Это и… насторожило, но и обнадежило.

Переодевшись в зимнюю рыбацкую амуницию, ступили на лед. Прозрачность его поражала: в метре от берега были видны под ним проплывающие стайки уклеек и мелких окуньков.

Начали забуриваться, каждый по тройке лунок просверлил в местах, проверенных в прошлые годы. Для начала ловли большее количество точек не было смысла и обустраивать. Несмотря на греющее бока и спины солнце, мороз согнал столбик термометра аж за минус 15 градусов по Цельсию, и вода в прорубях сразу покрывалась ледком… Приступили к рыбалке, но, как ни меняли мы мормышки и насадки, а в дальнейшем и новые лунки, ни одной поклевки так и не увидели…

В такой безуспешной ловле минуло около часа. Вскоре к берегу подошел десятилетний парнишка и, узнав о нашей незадаче, расстроился.

Паренек зашагал вдоль берега, не решаясь ступить на лед. Тот был всего пятисантиметровым и хотя взрослого человека держал, но треск, шедший от ненадежной поверхности, расширяющейся морозным давлением, видно, пугал.

— Дяденьки, — вдруг закричал он, — идите ко мне! Здесь под берегом столько крупных окуней!

Откликнулись на его зов, но то увиденное не прибавило оптимизма. В метре от берега вмерзли в лед сотни окуней. Насколько я мог судить, бросая взгляд через прозрачный толстый «панцирь», рыбы были весом от ста граммов до полукило.

Подобную картину мне довелось видеть в верховьях Днепра. Тогда в лед под берегом также вмерзли окуни. Охотились они за мелочью, да вот пришедшее внезапно похолодание лишило их возможности вернуться в родную стихию.

…Сверлимся-буримся, а поклевок ну ни одной! Только лед все громче и громче потрескивает под ногами, образуя зигзагообразные трещины в палец шириной. Вот тебе и причина, почему рыба не клюет. Если у нас от разрывов льда уши закладывало, то что же в подводной стихии творилось?!

Решили закончить безуспешную рыбалку, и тут мальчишка, внимательно следивший за нами, вдруг прокричал:

— Дойдите до усынка (речная коса, длинный песчаный нанос вдоль берега реки. — Прим. редакции), где к нему огород от дома подходит, там мой отец осенью сазанов руками ловил. — И добавил: — Сходите туда, не пожалеете!

Парня позвали обедать, а мы, перекусив и попив из термоса горячего чая с медом, все ж решили посетить указанное местечко. И действительно… не пожалели.

Увиденное просто поразило. В метре от береговой кромки огорода из-под ног вспугивались подо льдом сазаны. И какие! Если даже преуменьшить их размеры из-за увеличительного свойства льда, то все равно будет от пяти до десяти килограммов веса. И это на мелководье!

Что привлекло их туда? Родник, бьющий под берегом или какая другая причина, нам то было неизвестно, но вот увиденная картина сняла негатив от неудавшейся рыбалки, и мысли наши устремились уже на летнее посещение этого пруда.

Пришла все ж и удача

Подледный лов — это что? Ты можешь попасть случайно на активный клев на неизвестном водоеме, но такое бывает довольно редко. А чаще всего приходится заниматься поиском уловистых мест…

Следующий наш выезд с Михаилом на зимнюю рыбалку совпал с началом бесклевья, как этот период называют удильщики. Один пруд обловили, а ветрила там был несусветный, поземка мела. Только встанешь с рыбацкого ящика и… тут же бежишь его догонять из-за ураганных шквалов. Но как бы там ни было, а плотвичка и небольшой окунек все же поклевывали.

Ну какая это ловля в подобных экстремальных условиях? Ладно бы еще серьезные поимицы душу радовали… а тут одна мелочевка.

Решили перебраться со степного, продуваемого всеми ветрами пруда на ближний, находящийся в глубоком овраге водоем. Приехали. Там в самом деле затишье, да только одно неудобство, что на внедорожнике к кромке льда не было возможности подкатить: слишком круты берега. Так что пришлось месить снег сапогами, а то и на «пятой точке» вниз съезжать.

Но оно того стоило! Начали забуриваться от усынка, а глубины и нет. Кончается ледяная крышка, а там уже и дно. Сильно обмелели в прошедшее засушливое лето пруды Подворонежья.

И, только пройдя с полкилометра по льду, обнаружили мы при очередном бурении глубину с полметра подо льдом. Начали мормышечный лов с мотылем. И тут же последовали, нет, не поклевки, а хватки окуней. Стограммовые (а то и вдвое большие) красноперые красавцы садились на крючки. Один-два с лунки попадается — и сверли новую.

Из-за безветрия и начавшегося снегопада, несмотря на крепчавший морозец, от азарта пришлось сбросить верхние куртки, так завораживал продолжавшийся клев. Даже периодическое бурение свежих лунок не охлаждало наш пыл.

Но то действо продолжалось недолго. Упал последний снежок нам на плечи, и… клев прекратился. И как ни забуривались мы дальше, но так ни одного сгибания кивка больше не увидели. Зато страсть свою рыбацкую успокоили как никогда. За полчаса на двоих — пять килограммов улова!

В поисках рыбацкой удачи

Знакомство с ротаном

В Подворонежье ни единой «головешки» я за десятилетия рыбалок ни на одном водоеме не поймал: не водились они там. А здесь знакомец вдруг подсказал, что по соседству с его дачей на заросшем и обмелевшем прудике объявился ротан, да и немаленький. По первому льду попадались экземпляры за триста граммов весом.

Вскоре и оказия вышла. Поехал я проверить и подкормить в зимнюю стужу пчел своих в омшанике у загородного дома. Жужжат труженицы, с холодом борются. Все ульи живы, и это радость для души пчеловода…

В таком благостном настроении и решил на обратном пути к дому посетить прудишко, изобилующий ротаном. А из наживки захватил лишь навозных червей, хранившихся в холодильнике.

Приехав на пруд, удивился: десятки машин припарковались возле него. Вышел из «Нивы» посмотреть, оценить обстановку и взглянуть на поимцев у удильщиков. Но только у одного около лунки копошилась пара «головешек».

Не остановила меня такая картина, хотя количество пробуренных лунок просто поразило. Через метр-два зияли «глаза» из-подо льда. Понимаю, что удача ко мне здесь вряд ли придет, но желание изловить неведомую рыбу все же превзошло прагматизм.

Только сверлю лунку, опускаю мормышку, снабженную навозным червем (а все ловят на мотыля и на сало!)… как сразу следует слабая поклевка. Делаю подсечку, а крючок уже пуст. Не думал я, что так сторожко берет ротан. Делаю новую попытку и тут же вылавливаю незнакомую досель рыбешку размером с ладошку.

Пяток ротанов за десять минут поймал, но для первого раза мне и этого хватило. Решил отдать их по приезду домой коту: невелики они были. Но пушистый рыжий друг отказался есть живьем такое угощение. Положил я рыбешек в морозилку, а когда через два дня извлек оттуда, чтоб скормить любимому питомцу, они… вдруг и ожили! Как же таких стойких поимцев отдавать на заклание?! Поместил «головешек» во флягу, заполненную речной водой, и опустил ее в погреб.

В поисках рыбацкой удачи

Есть у меня на примете поблизости от дачи небольшой прудик, где рыба давно перевелась из-за его обмеления. А вот для ротанов он придется в самый раз. Решил, что пойманных и переживших морозный стресс «головешек» как раз в него и надо выпустить. Но то произойдет уже после весенних оттепелей и появления закраин у ледяного поля…

Юрий Демин, г. Воронеж. Фото автора

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий