Попутчики

Так уж получилось, что любитель подледного лова рыбы Анатолий Айкин отстал от своих. Всего-то минут на десять опоздал он к месту сбора, а машина ушла. Рыбаки — народ такой, военную точность любят.

Попутчики
Mrs.Gemstone@FLICKR.COM

Вместе веселее

Кто зимой не рыбачил, поймет ли, каково это — отбиться от своих? Положение, скажу вам, дурацкое. Начнем с того, что висит на тебе пуда этак два разного снаряжения: полушубок, ватные брюки, рюкзак со снедью и удочками, ледобур… И вот при такой амуниции ты должен метаться по городской площади — ловить рыбацкую попутку до места, куда укатили друзья. Побегав от одной машины к другой, Анатолий призадумался: «Не вернуться ли домой?». И тут встретился взглядом с другим рыболовом. Сразу почуялось: братья по несчастью.

— Серега, — подал руку незнакомец, высокий, спортивного сложения парень. — Если не секрет, куда?

— Да не знаю, — вздохнул Анатолий, — я от своих отстал.

— Прекрасно! — обрадовался парень и пояснил: — А я как раз ищу попутчика. Не люблю рыбачить в одиночку. Поедемте на Обское море, до Красного Яра. Там окунь дуром хватает. В прошлый раз целый рюкзак надергал!

Рюкзак парня был почти пуст, словно специально опростан для рыбы. Анатолий согласился, повеселел. Беда на двоих — уже полбеды. С попутчиком куда как ловчее!

Им и впрямь повезло: минут через пять они уже катили к Обскому морю в теплом «рафике». В дороге разговорились. Серега оказался заядлым окунятником. Он уже сбросил куртку, и в пестром полосатом свитере сам смахивал на красноперого.

—Кто за кем, — быстро говорил он, — а я за окунем гоняюсь. Тут главное — хорошие ноги. Открою тебе секретик, — Серега наклонился и зашептал, будто водитель, не вникавший в беседу, мог подслушать. — Зацепишь первого — не спеши вытягивать, пусть подергает леску, а ты примечай, в какую сторону. Окунь туда рвется, куда весь косяк правит. Смекаешь? Перестало брать — ты по окуневой указке катись, догоняй стадо!

— Смотри-ка, — подивился Анатолий, — надо попробовать.

— Чего там пробовать! Я это дело обкатал!..

О пользе коньков

Водитель подвез рыбаков прямо ко льду водохранилища. Жмурясь от яркого солнца, Сергей обозрел ледяные поля, заприметил под другим берегом скопление рыболовов.

Он достал из рюкзака… ботинки с коньками. Стал переобуваться.

Айкин заворожено следил за попутчиком.

— А у тебя что, нет коньков, что ли? — спросил Серега.

— Нет, впервой такое вижу.

— Во, даешь! Да раз зима малоснежная, надо рыбачить с коньками. А снег навалит — надевай лыжи. Окунь, он же не стоит на месте. Ну, ты мужик здоровый, ноги, видать, ходовые. Каким видом спорта занимаешься?

— Да, собственно, никаким, — смутился Анатолий, — разве что рыбалкой. Тоже, говорят, спорт.

— Еще какой! — Серега заговорил серьезно, без тени улыбки. — Тут и упражнения для рук, и бег… и спортивная ходьба. — Он встал. Затолкал валенки и куртку в рюкзак. — Значит, так — под тем берегом встретимся.

Глядя, как попутчик вихрем помчался по льду, Анатолий поскучнел. Прикинул расстояние — верст пять верных. А идти неудобно, валенки скользят.

На полпути упрел: шел ходко. Да и как не спешить? Добрые люди давно ловят… Анатолий ускорил шаг, снял шапку и рукавицы.

«А путь и далек, и долог, — привязались певучие слова. Теперь весь день будут преследовать. — … И нельзя повернуть назад…».

Через час Анатолий вышел к рыбацкому скопищу. Куда ни глянь, лед сплошь продырявлен лунками — как решетка мясорубки. Рыболовы спокойненько вытягивали ершей да сорожек.

За окунем на круг

К Анатолию подкатил Серега. Приглушенно заговорил:

— Тут больше делать нечего. Ушел косяк. Да я успел «языка» добыть. Во-он к тем рыбакам косяк уплыл.

Заметив, как сник попутчик, успокоил:

— Не сомневайся: наловим! С окунем ведь как: то его нет и нет, а как нападешь на жилу — за двадцать минут рюкзак под завязку. Догонять его, искать надо. Двинули!

Серегу как ветром сдуло. Анатолий вздохнул и поплелся следом. Мужскую солидарность он соблюдал… «А путь и далек, и долог, — уже в голос затянул Анатолий, — и нельзя повернуть назад…».

Еще через час он едва дотянул до второго рыбацкого скопища. Лунок кругом — ступить некуда. Лед тоже сплошь изрешечен, как старый валенок на охотничьи пыжи. Рыбаки также не спеша потягивали ершей да сорожек.

— Вас Анатолием кликать? — спросил Айкина ближний рыбак, седоусый дедок.

— А что? — встревожился Анатолий.

— Тут один такой… спортсмен наказывал… во-он под тот берег двигать.

— Под тем берегом рыба завсегда лучше дергает, — хихикнул его сосед, сбрасывая с крючка очередную сорогу…

И Анатолий двинулся к берегу, с которого ступил на лед. Гигантский круг замыкался. «А круг и широк, и долог, — потянуло Анатолия на свои стихи, — а теперь повернем назад…». Временами он забывался: куда и зачем тащится? Забредя, наконец, в третье рыбацкое скопище, он долго осматривался в поисках полосатого свитера. Но в залитых потом глазах рябило. Наплывали черные и радужные круги. Иногда они вытягивались, принимая вид красноперых окуней. Сереги нигде не было видно.

Анатолий нашел свободную лунку и стал торопливо разматывать удочку: солнце уже клонилось к закату. Едва мормышка коснулась дна, как сразу клюнуло! Леску потянуло в сторону противоположного берега… Дрожащими руками Анатолий выбрал снасть, и на его ладони оказался «язык» — окунек с мизинец. Наверное, самый последний из косяка, что пошел «к тому берегу». Анатолий облегченно вздохнул. Нет, не оттого, что узнал, куда укатил попутчик. Этот захудалый окунек будет жене напоказ. Иначе ведь не поверит, что был на рыбалке.

Юрий Чернов, Новосибирская область

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий