Волки

Как много трагичного и даже мистического в жизни человека связано с серым хищником. На протяжении всей цивилизации на Земле волки и люди являются непримиримыми врагами, а в древности были и конкурентами по охоте, а значит, и в борьбе за выживание.

Волки
Волки_by Eric Kilby@FLICKR.COM

Подходящие места для логова

Широко распространено представление о сером хищнике, как о лесном звере. Однако в сплошных чащах волки не селятся: им больше нравятся открытые пространства, где проще нападать на добычу. В зоне тайги эти звери меньше размером, чем в лесостепной. А в тундре встречаются серые хищники, длина тела которых достигает 160 см, высота в холке — 100 см, вес — 80 кг.

Волки — животные стройные. Спина у них сильная, живот — подтянутый, шея — мускулистая, голова — большая и тяжелая с широким лбом. Глаза у серого хищника глубоко упрятаны под нависшими надбровными дугами. Уши небольшие, у основания они широкие, а ближе к концам — приостренные. Основное и самое мощное оружие серого хищника — зубы. Ноги у волка длинные и очень сильные. Хвост достигает скакательного сустава.

Окраска волков, как и их размеры, зависит от многих факторов, включая географический, климатический. Немалое значение имеют и индивидуальные особенности. Самые крупные из серых хищников живут на севере, небольшие — на юге. В зимнее время тело зверя покрыто очень густыми длинными и пушистыми волосами, особенно на передней части спины (на холке и загривке) и шее, где образуется грива с длиной остевых волос до 130 мм.

В нашей местности обитают хищники, относящиеся к подвиду среднерусского лесного волка, который также относится к числу самых крупных в пределах нашей страны. Длина тела самцов достигает 140 см, а вес — 80 кг.

Ученые считают, что в тайге условия жизни для волков не очень благоприятны, так как глубокий и рыхлый снег затрудняет преследование крупных копытных. Я тоже придерживаюсь этой точки зрения специалистов. По моим наблюдениям, Красногорский район в Удмуртской республике является самым многоснежным. Территориально он расположен на хребте Камско-Вятского водораздела. Уровень лесистости нашего района приближается к 70%.

В летнее время здесь неплохое место для обустройства логова и вскармливания волчьих выводков. Но зимой постоянно живущих у нас серых хищников почти не остается. Зато они к нам мигрируют из Унинского района Кировской области и из соседних — Селтинского и Балезинского…

Относительно низкий уровень заселенности, труднопроходимые елово-лиственные леса и обилие малых ручейков и речек в сочетании с многообразием всяких оврагов, ложбин, логов и других неровностей рельефа обуславливают то, что в наши края волки приходят надолго только после схода снегов — для размножения. В последние годы серые хищники стабильно устраивали свои логова в урочищах «Малое и Большое Лукошечное» и за Валамазом — на границе с Селтинским районом.

В апреле-мае у волчицы появляются на свет от 4 до 6, реже до 10 и более детенышей. Вначале они слепые, покрытые буровато-серым пухом. Внешне похожи на лисят, но отличаются от них серым, а не белым кончиком хвоста.

Весной в природе у большинства обитателей лесов и полей наступает период размножения. Прокормиться в это время всему живому гораздо легче, чем зимой. А летом все хищники не ощущают нехватки в пище, так как в изобилии имеется молодая беспомощная дичь.

Волки — животные парные, поэтому в воспитании детенышей участвуют оба родителя, что и обеспечивает максимальную сохранность выводков в природе. Серьезных врагов у серого хищника в наших лесах практически нет, и только люди представляют самую главную опасность.

Тайгу волки обживают только там, где в нее глубоко проник человек. На тех участках интенсивно ведутся рубки леса, прокладываются дороги, развивается скотоводство, вырастают новые населенные пункты, особенно вдоль рек. В глухих лесах появляются открытые пространства, кормовые условия для серых хищников улучшаются, численность их увеличивается. Так было у нас в стране в период «развитого социализма», а при современном капитализме волк, особенно в Красногорском районе, нам не страшен: не на чем ему у нас размножаться.

В поисках пропитания

Основная пища этих зверей в зимний период у нас — лоси. Но в последнее время наблюдается очень низкая интенсивность вырубки спелых древостоев, а следовательно, нет большого количества мест с обильной порослью молодой осины и березы. В результате кормовая база «сохатых» год от года ухудшается, и их популяция в районе не увеличивается. В 80-х и 90-х годах ХХ века лосей насчитывалось около тысячи (и более) голов, сейчас же стабильно держится на уровне 500 — 600.

Кабаны, появившиеся в Камско-Вятском междуречье в начале 70-х годов прошлого столетия, интенсивно начали осваивать территорию Удмуртии, а также и Красногорский район. В начале 80-х, когда посевные площади колхозов и совхозов достигали максимума, у диких свиней была возможность нагулять жирку и не покидать наши леса на долгую многоснежную зиму. Сейчас же кабаны у нас в основном пришлые. Летом появляются, когда перекусить есть чем, а с наступлением холодов ох как не любят они здешнее глубокоснежье.

Таким образом, кабаны и лоси у нас не обеспечат волку зимнее «столование», а на одних зайчишках да иногда перепадающих на зуб жирных бобрах в наших угодьях не прокормиться. Ежедневно волку средних размеров надо не менее двух килограммов мяса в утробу свою положить. А если повезет на охоте, то он за одну ночь может съесть и все 10 кг свежей дичины! Нетрудно подсчитать: в год волку надо скушать 3 — 4 средних размеров лося или же 10 — 15 кабанов. А представьте себе крупную стаю хищников…

Мне памятны времена, когда волки стабильно резали за ночь десятки колхозных овец в ночных загонах для мелкого рогатого скота. Иногда набрасывались на лошадей, а зимними долгими ночами отваживались нападать по окраинам селений на зазевавшихся собак.

Анатолий Григорьевич Кирисов, в послевоенные годы возглавлявший Управление охотничьего хозяйства Удмуртской АССР, писал, что волки губят сельскохозяйственных животных значительно больше, чем могут съесть. Например, в 1950 году в Вавожском районе четыре хищника напали на овечью отару в загоне. Они зарезали и искалечили 60 животных, а съели только одну. В Можгинском районе в колхозе «Россия» волки за одну ночь уничтожили более 100 овец.

Звери от свежей крови пьянеют, напрочь теряя свой рассудок, и играючи истребляют домашнюю животину, которая в страхе не пытается даже спасаться бегством, а сбивается в плотную массу, порою давя при этом свой молодняк.

В те послевоенные годы потери в отрасли от волков в нашей республике достигали 4 — 5 тысяч голов мелкого скота, в частности овец и коз, и примерно 1000 голов крупного рогатого скота и лошадей. Только ближе к весне хищники переселялись в лесные массивы, где появлялись насты, и начинали охотиться на лосей. Особенно сильно страдали от волков беременные самки и детеныши. В те годы от зубов серых зверей погибало до 300 и более голов лосей… ежегодно.

В наши дни ситуация изменилась. Деревень теперь намного меньше, чем в советские времена. Сократилось и поголовье всего скота как у частных хозяйств, так и у колхозов. Да просто не стало этих дворов, возле которых держалась вся полевая и лесная дичь: зайцы-русаки, куропатки, море всяких птах, остающихся у нас на зимовку. А в долгие холодные ночи наведывались лисы, иногда волки… И очень уж любили совы поохотиться на мышей, изобилующих в стогах соломы и сена у колхозных сооружений.

Чем же прокормиться серому хищнику в лесу в наши дни? Если удастся найти павшего подранка лося, не добранного с осени охотниками, пара волков дотянет до весны. Самим же им по такому снегу «сохатого» не взять.

Кабаны еще до появления больших сугробов откочевали в богатые пищей места, а те, что остались, себя почти никак не обнаруживают. Я знаю небольшое стадо, которое свыше месяца не выходит на кормовую площадку, так как опытная свинья не дает возможности детенышам оставлять следы своей жизнедеятельности. Вот и зимуют на участке-пятачке, не превышающем половины гектара. Если их найдут волки, то вырежут все стадо. Потому и лежат кабаны в ельнике, с голода сдохнут, но себя не обнаружат.

Если судить по количеству лосей, встречающихся вдоль автодорог, то может сложиться обманчивое впечатление об их изобилии. В это время животные мало перемещаются, и люди стабильно наблюдают одних и тех же особей. Если смотреть в целом по Удмуртской республике, то да, мы на одном из первых мест в России, уступая иногда Ярославской и Вологодской областям. Но это за счет охотугодий Можгинского, Увинского, Вавожского, Игринского и ряда других районов, где стабильно работают лесозаготовители…

Борьба с хищниками и разумный контроль

В последние годы в районе все чаще стали появляться стаи диких собак, которые гораздо страшнее волка. Хорошо, что их помесь возможна в основном только в неволе. А в дикой природе любая собака для волка — конкурент в пищевой цепочке, поэтому разговор у них в лесу короткий.

Я считаю, популяцию серых хищников в Красногорском районе надо контролировать, но в разумных пределах. Если «перегнуть палку», то эту нишу займут дикие собаки, чего допускать никак нельзя…

Да, волки в нашем районе есть, но не настолько их много, чтобы бить тревогу. Это количество серых хищников незначительно сократит поголовье кабанов и лосей, нанеся тем самым определенный вред хозяйствам местных охотпользователей. Но оставлять угодья без «волчьего присмотра» тоже нельзя: природа дисбаланса не любит, она уважает разумное равновесие.

Опасен ли серый хищник для человека? Да! Особенно стая голодных зверей, способная разорвать любую жертву в считанные минуты.

Волк в нашей стране после Великой Отечественной войны был объявлен вне закона. Их стреляли, травили ядами, ловили в петли и капканы, сотнями били с самолетов. Только в РСФСР в период с 1956-го по 1966 год было уничтожено свыше 120 тысяч волков. За добытых хищников охотникам давали спортивные лицензии на лосей и кабанов, а государство выплачивало приличные премии.

В наших краях известным волчатником был Л.В. Веретенников. Этот бывший фронтовик из деревни Потапово на протяжении нескольких десятилетий истребил более сотни волков, не давая им спокойно плодиться в восточной части Красногорского района. Да и другие жители старались не отставать. Бригада районного общества охотников и рыболовов неоднократно побеждала на республиканском конкурсе по добыче волков.

Может ли безоружный человек справиться с таким зверем? Да, если столкнется с волком-одиночкой. А в схватке с целой стаей на открытом пространстве шансов выжить практически нет. По счастью, нападение волка на человека — явление все-таки редкое.

Я не помню случаев гибели людей от зубов серых хищников в нашем районе. Но в целом по стране такие трагические инциденты возможны и по сей день. Не чувствуя надлежащего контроля и преследования, волки наглеют. Такова уж природа этого, несмотря ни на что, красивого, умного и очень пластичного зверя.

Алексей Перминов, Удмуртская республика

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий