Как кошка с собакой. Часть третья

Регулирование численности хищников осуществляется в основном там, где относительно густое человеческое население. В тех краях звери могут осложнять жизнь, а порой даже представлять опасность. Они кушают домашний скот, а иногда нападают и на людей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — В № 2 (141) и № 3 (142).

В безлюдной же тундре, как считают некоторые мыслители, серые хищники полезны, поскольку выполняют роль природных санитаров. Вспомните замечательный роман Фарли Моуэта «Не кричи: «Волки!»».

Как кошка с собакой. Часть третья
Кошка с собакой_by cogdogblog@FLICKR.COM

Право сильного?

А как ладят меж собой кошачьи и собачьи? В дикой природе ведь нет полиции и прокурора тоже нет. И римское право там не изучают. На природе имеют значение только сила, ловкость, скорость.

Особый интерес вызывают, естественно, отношения самых крупных хищников. А это тигры и львы с одной стороны и медведи — с другой. И невозможно точно сказать, кто обязательно должен победить. Медведь огромен и силен. Вес его — до полутонны, рост в положении стоя — до трех метров. При всей своей кажущейся неуклюжести он способен на молниеносные прыжки и удары лапой необыкновенной силы и быстроты.

В цирке он считается опаснее льва, так как без какого-либо изменения выражения «лица» может нанести дрессировщику смертельную травму. Медведи — единственные крупные хищники, работающие на арене в намордниках. Тигры и львы значительно уступают косолапому зверю в размерах и весе, зато превосходят его в подвижности.

Так что дело не только в габаритах. На медведя могут нападать и волки, которые несравнимо меньше по росту и весу. Но если медведь дерется в одиночку, то сила волков — в коллективе, в стае. И между собой «топтыгины» сражаются нередко. Основных причин этих серьезных схваток две — пища и самка во время гона.

Бой между хищниками может идти до смерти. А побеждает порой не тот, кто больше или сильнее, а самый ловкий, хитрый, расчетливый, умеющий приспособиться к меняющимся условиям.

А если взять волка и рысь? Случаи схваток этих зверей описаны, вспомните хотя бы Джека Лондона. Опять же невозможно предсказать исход подобной битвы. Рыси, которых мы видим в зоопарке, не очень крупные хищники. Волки в основной массе смотрятся солиднее. Но мне посчастливилось лицезреть шкуру рыси длиной аж 180 см! Дело было в Кузнецком Алатау. Так что опять право сильного, только оно!..

Советы кинологов

А что же наши домашние зверята? Как они ладят друг с другом? А по-разному. Я попытался найти ответ на этот вопрос в доступной мне охотничьей и кинологической литературе. Но ничего «путного» не отыскал. Единственное, что рекомендуют авторы, в том числе и уважаемый мной Манфред Кох-Костерзитц, не «поддерживать враждебность собаки к кошке» (дословный перевод с немецкого).

Схожие наставления есть и у советских авторов. Например, «Пособие по охотничьему собаководству» (выпущенное в Москве в 1970 году) советует жестко пресекать попытки агрессии псов по отношению к другим домашним животным, в том числе и к кошкам. Хозяин должен позаботиться и о том, чтобы его питомец не порывался загрызть скотину, содержащуюся в хлеву. Охотничьих собак еще со щенячьего возраста нужно приучать к тому, что на коров, свиней и коз не надо бросаться. Только при таком подходе четвероногие помощники не станут «скотинниками».

Это абсолютно правильный совет. Мои друзья по охоте — татары — возможно, и не читали таких научно обоснованных рекомендаций, но сами были умными по жизни. Местное население традиционно держало псов вместе со скотиной. А мне, словно по книге, объясняли, что таким образом собака учится отличать корову от лося. А по «сохатому» питомцы моих друзей работали прекрасно. Мне самому пришлось неоднократно в этом убедиться.

Трагикомическая ситуация

О правильности такого подхода говорит и мой личный печальный опыт. Жил я в молодости в Хакасии, в городе Черногорске. Это, конечно, не Лондон и не Москва, но все же домашняя скотина по улицам не гуляла. Потому мой юный питомец Кинг (красивая лаечка) раньше в глаза не видел таких животных. А столкнулся с ними впервые на утиной охоте.

Объезжали мы с лайкой огромное соленое озеро. Я — на мотоцикле с коляской, собака потихоньку бежит по берегу. Надо сказать, что Кинг был пес удивительного природного ума, очень спокойный и выдержанный, то есть абсолютный сангвиник, ни капли холеричности.

Он единственный обладал таким темпераментом в огромной череде моих собак, как охотничьих, так и служебных. Кинг мог ждать меня, сидя около магазина в коляске мотоцикла без привязи, когда я стоял в длинной очереди за молоком для новорожденной дочери (мои ровесники, надеюсь, помнят те времена всеобщего дефицита и огромных столпотворений у магазинов)…

Но вернемся к злополучной охоте. Надо такому случиться, что впереди вдруг показалась большая отара овец (лет через двадцать их не стало). И управлял всем этим четвероногим богатством местный «ковбой» — хакас верхом на коне с ружьем за плечами.

У моей лайки вдруг проснулся охотничий инстинкт. И Кинг мой погнал тех бедных глупых овец. Собака бежит быстро, но и овцы, видимо, приняв ее за волка, от страха не уступают в скорости. Кажется, вот-вот пес схватит какую-нибудь зазевавшуюся скотинку, но нет… Ужас придает овцам качества спринтеров.

Я, естественно, пытаюсь отозвать Кинга, но куда там! Собака превратилась в дикого, абсолютно непослушного зверя. Ситуация возникла трагикомическая — хакас ругается со страшной силой, угрожая застрелить лайку. Он бы, наверно, исполнил свою угрозу, но боялся при этом зацепить овцу.

Мне ничего другого не оставалось, как на мотоцикле трястись по кочкам избитой копытцами прибрежной степи, пытаясь отрезать собаку от отары. Гонка эта идиотская продолжалась не менее часа… озеро то огромное! Как мне удалось все-таки разрулить глупейшую ситуацию, не знаю и по сей день. Но все участники остались, к счастью, живы и невредимы…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Константин Комаровских, г. Новосибирск

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий