Загибайки от рыбака-любителя

Почти каждая рыбалка — маленькая жизнь, в которой есть место и радости, и смеху, и легкой грусти. Две первых истории рассказали мне мои друзья, а последней, про вороватую чайку, я был свидетелем лично.

Папина рыбалка

Пару лет назад потребовалось моему другу Павлу увезти в деревню к матери много всяких разных вещей, для чего он попросил у меня на выходные мой микроавтобус. Проблем нет: вписать в страховку и оформить доверенность «на коленке» — дело получаса. Помог ему загрузиться, и тут он предлагает поехать с ним, помочь с мелким ремонтом баньки, ну и заодно сгонять на рыбалку.

А места там хорошие, рыбой богатые! Ну что ж, голому одеться — только подпоясаться, любимая не возражала меня отпустить. Закидываем, значит, надувную лодку, пару сеточек, спиннинги, прочие причиндалы — и в путь. А в нагрузку нам дали сына этого самого моего друга, Костика, мальчонку пяти лет, умненького, но очень уж непоседливого и любопытного.

by ThreeIfByBike@FLICKR.COM

Естественно, ни я, ни Павел не отказали ребенку в его желании поехать с нами порыбачить. Пока добирались до деревни, а это часа три езды, я немного попугал Костика тучами мошки и комаров, ночевкой в машине, и так далее. Теоретически рассказал, как и на что будем ловить рыбу, как ставить сети. Приехали, разгрузились, ну и решили к вечерней зорьке двинуть.

К сожалению, мой автобусик заднеприводной, а накануне прошел дождь, поэтому проехать туда, куда хотели, не получилось, но удалось найти хорошее местечко с ровным травянистым берегом, плавно спускающимся к воде. Пока Павел качал лодку, я достал легонький полутораметровый спиннинг (кстати, Костик в деревне уже потренировался с грузилом кидать), нацепил мелкую блесенку, пару раз кинул и отдал Костику.

Ну, что я могу сказать — первая рыбалка у пацана была удачная! Сначала он поймал лодку, потом машину, а когда поймал за штаны своего отца, тот не выдержал, и, пока я докачивал лодку и грузил в нее сети, отец с сыном отошли метров на пятьдесят вниз по течению. Через несколько минут боевой клич индейцев известил всех в радиусе километра, что клев начался! Счастливый Костик летел над землей, в одной руке держал спиннинг, в другой на леске болтался мелкий окунек.

Итог первой Костиной рыбалки: пять средних окуньков (первого выпустили, чтобы позвал старших), две щучки-травянки минус три блесенки. Когда совсем стемнело, мы с Павлом сидели на передних сиденьях в машине и выпивали. А я смотрел на спящего на разложенных задних сиденьях, толком не отмытого, припухшего от укусов Костика, счастливого и будто бы продолжающего рыбачить, и думал: «Как жаль, что моя первая рыбалка была не с отцом…»

Раненый медведь

Было мне тогда лет 13, отец и его приятель взяли меня по весне на уток. Добрались до места, отцовские друзья дотащили на буксире наш обласок, расположились между двумя протоками, поставили четырехместную палатку и закинули сеть.

К вечеру сварили ухи, за ужином отец с другом, как положено, выпили водочки; сумерки, сидим у костра — красота! Товарищу отца стало совсем хорошо, и он пошел спать в палатку. Вдруг ветер доносит из сосняка с севера не то взрыкиванье, не то фырканье какое-то, непонятно. Мы с отцом послушали минут десять, но ничего больше не услышали, затушили костер, и я полез в палатку спать.

Пока залез в спальник, пока ворочался, отец все это время был снаружи, пытался увидеть или услышать, что же это шумело в сосняке. Позже и отец присоединился к нам, забрался в спальник, и мы уже в полудреме услышали «хруп, хруп» тяжелых шагов по сухой подмерзшей траве. Отец сразу же схватился за ружье, и мы замерли.

Снаружи доносилось сопение, похрустывание, потом шаги удалились, послышался гулкий шлепок, и все стихло. Мы высунули головы из палатки, но ничего не увидели. Сон был тревожный, отец, похоже, всю ночь продремал сидя с ружьем на коленях. Утром же, когда стали разводить костер, увидели медвежьи следы, уходящие к протоке.

by Carl Chapman@FLICKR.COM

Мы пошли по ним и обнаружили их уходящими в воду, а неподалеку лежал обласок с проломанным бортом. Похоже, медведь пришел, потоптался вокруг, ничего интересного для себя не нашел, обнюхал обласок, пахнущий свежей рыбой, ударил по нему лапой, проломив борт, и ушел через протоку.

Вскорости на моторной лодке приплыли егеря с собаками, и стали расспрашивать нас про медведя. Мы им все рассказали. Они же сказали, что нам очень повезло, потому что медведь был подраненным, он от них ушел, почему нас не тронул — непонятно, может, просто не учуял, потому что палатка дополнительно была накрыта резко пахнущим полихлорвиниловым материалом. А медведя этого, как нам позже рассказали, все же добили.

Чайка в ловушке

Слышал я, что рыбакам периодически удается поймать на удочку не рыбу, а другую живность — лягушек, ракушек, чаек, но когда я сам стал свидетелем подобного…

Произошло это лет семь назад, я только начал приобщаться к ловле на спиннинг. Поехали мы (я с женой и тесть с тещей) на двух машинах на Обское море (Новосибирское водохранилище). У тестя там есть заветное местечко, где и отдохнуть можно хорошо, и воду «постегать», как он выражается.

Теперь, собственно, сама история. Малька кто-то гоняет — значит, хищники здесь, на охоту вышли. Стоим, блесним. Вдруг слышу крик, какой-то визг, поворачиваюсь к тестю, и сначала не понимаю: чайка то ли рыбу утащила, то ли блесну схватила, рвется вверх и в стороны, аж фрикцион визжит!

Саша, тесть мой, пытается мне что-то сказать, а самого загибает от хохота, спиннинг кое-как в руках удерживает. А чайка-то сильная, поджарая, не чета тем бочонкам, которые на плотине ГЭС живут и халявной рыбкой промышляют! Спиннинг то дугой загибает, когда она круги над водой начинает нарезать, а то из рук рвет, когда свечой в небо уходить пытается. Леску-плетенку резать жалко, да и не факт, что чайка потом распутается, поэтому пришлось ее «поводить» как следует, чтобы выдохлась. Со стороны это смотрелось очень комично, наши женщины просто уже смеяться не могли — так Саша был похож на мальчишку, из баловства привязавшего овода на ниточку.

В общем, история закончилась благополучно. Чайку распутали без особого ущерба для нее, чего не скажешь о наших руках. Клевалась здорово, пока не удалось ее накрыть тряпкой и за клюв поймать, и даже после этого ухитрялась царапаться когтями! Оказалось, со слов тестя, что во время очередного заброса траектории блесны и чайки в пикирующем режиме пересеклись в точке «ХЭ», и леска обмоталась по диагонали вокруг тела птицы от шеи за крыло и захлестнулась петлей. Больше всего жалею, что фотографии сделать не удалось. Кстати, я никогда не предполагал, что чайка такая крупная и сильная птица! И еще: почти сутки мы не видели не только чаек, но и всякой другой птичьей мелочи!