Изменения в законодательстве в сфере оборота оружия

Очередная сессия Госдумы седьмого созыва завершилась. За этот период народные избранники приняли несколько законопроектов, затрагивающих сферы охоты и оборота оружия. Нововведения в данной области заинтересовали многих читателей газеты, обратившихся в редакцию за разъяснениями.

Вопрос и ответ

«Из СМИ и соцсетей знаю, что в июне Госдума приняла несколько законов, которые ужесточили порядок приобретения, ношения и использования охотничьего оружия. Поговаривают, что даже за нахождение в нетрезвом состоянии за рулем авто можно лишиться ружья или карабина. Если это правда, то хотя бы кратко разъясните», — интересуется Олег Т., охотник из Тюмени.

Изменения в законодательстве в сфере оборота оружия
Ружья_by big-ashb@FLICKR.COM

Уважаемый Олег!

В этом году были приняты несколько федеральных законов (ФЗ), о которых сейчас говорят многие неравнодушные граждане. 16 июня 2021 г. Госдума России одобрила в третьем чтении Проект ФЗ № 1079629-7. А 28 июня 2021 г. Президент РФ подписал этот документ, имеющий название «О внесении изменений в Федеральный закон “Об оружии” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 231–ФЗ (далее — ФЗ-231).

ФЗ-231 входит в группу законов по усилению государственного контроля за оборотом оружием. Необходимость устранения прорех в законодательстве в этой сфере показали трагические случаи последнего времени. Если говорить кратко, то ФЗ-231 направлен на повышение эффективности государственного управления в сфере оборота оружия и усиление контроля за законностью владения оружием гражданами Российской Федерации, а также оптимизацию его использования юридическими лицами.

Статья 1 ФЗ-231 вводит изменения и дополнения в закон «Об оружии» — в статьи 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 13, 20, 22, 25, 26 и 27. Какие основные новшества можно конспективно выделить.

  • дополняются новые положения, уточняющие основные понятия, используемые в ФЗ «Об оружии». Вводятся такие термины, как «гладкоствольное огнестрельное оружие», «нарезное огнестрельное оружие», «спусковой механизм», «ударный механизм», «переделка оружия» (статья 1);
  • уточняется процедура обязательного подтверждения соответствия гражданского и служебного оружия (дополнение в часть 2 статьи 7 ФЗ «Об оружии»);
  • устанавливается, что возраст в 21 год дает право на приобретение гражданского огнестрельного оружия: охотничьего и самообороны (новая редакция части 1 статьи 13 ФЗ «Об оружии»). В некоторых случаях, в качестве исключения, ружья разрешено приобретать тем, кто достиг возраста в 18 лет;
  • с 1 января 2022 года в целях осуществления учета и контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации вводится реестр лицензий и разрешений. Положение о таком реестре и порядок его ведения в электронном виде федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия (далее — Росгвардия) утверждает Правительство РФ (новая статья 9.2 ФЗ «Об оружии»);
  • расширяется перечень оснований для отказа в выдаче лицензий на приобретение оружия гражданам Российской Федерации (новые дополнения в часть 20 статьи 13 ФЗ «Об оружии»);
  • устанавливается обязанность владельцев оружия незамедлительно (но не позднее суток) сообщать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, о фактах утраты или хищения принадлежащего им оружия (новая часть 5 статьи 25 ФЗ «Об оружии»);
  • уточняется перечень оснований для аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия, разрешения на хранение (или хранение и ношение) оружия дополняется таким основанием как неисполнение обязанности по представлению оружия для осмотра или предоставлению доступа к местам его хранения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия (дополнение в статью 26 ФЗ «Об оружии»);
  • дополняется перечень оснований для изъятия оружия, уточняется, что такое возможно в случае невыполнения лицом, осуществляющим ношение оружия, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (новая редакция абзаца 3 части 1 статьи 27 ФЗ «Об оружии»);
  • закрепляется право приобретения в безлицензионном порядке гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему, подведомственными Росгвардии организациями, наделенными правом использовать боевое ручное стрелковое оружие;
  • уточняется, что граждане России, получившие лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, до истечения первых двух лет владения таким оружием, не имеют права приобретать для охоты (или в целях самообороны) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, имеющее более двух стволов или магазин (барабан).

Кто может купить оружие с 18 лет?

  • Оружие имеют право приобретать граждане, которые прошли либо проходят военную службу, служат в государственных военизированных организациях и имеют воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции.
  • Приобрести охотничье оружие с 18 лет могут российские граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам РФ, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами.
  • С возраста 18 лет право приобретать газовое оружие, спортивное оружие, охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом получают спортсмены, которым оно требуется для тренировок и соревнований. Эта же норма распространяется и на сигнальное оружие.
  • Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют право приобрести граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Кому могут не дать лицензию на приобретение оружия?

Законодатели расширили перечень категорий граждан, которым не будут выдавать лицензию на приобретение оружия. В этот список добавились:

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление;
  • имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
  • имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
  • имеющие снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера или экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
  • имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего;
  • два и более раза осужденные за совершение преступления;
  • привлеченные к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, привлеченные к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Другие нововведения

Статьи 2 и 3 ФЗ-231 дополняют соответственно часть 7 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» и статью 151 ФЗ от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», положениями, направленными на установление и обеспечение реализации запрета на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению огнестрельного оружия, переделке основных частей огнестрельного оружия и восстановлению боевых свойств списанного оружия, по аналогии с имеющимся запретом в отношении взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Статья 4 ФЗ-231 дополняет статью 29 ФЗ от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» новым пунктом о том, что положения главы 4 настоящего Федерального закона не распространяются на правоотношения, связанные с предоставлением государственных услуг федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере деятельности войск Национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В статье 5 ФЗ-231 устанавливается:

  • лицензии на приобретение гражданского оружия, выданные гражданам Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего ФЗ, признаются действующими;
  • гражданам России разрешается хранение (либо хранение и ношение) оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении.

В случае же, если в связи с вступлением в силу настоящего ФЗ граждане Российской Федерации, имеющие в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по обстоятельствам, наступившим до дня вступления в силу настоящего ФЗ, им разрешается хранение (либо хранение и ношение) оружия на основании ранее выданных соответствующих разрешений, в том числе при их последующем продлении.

Статья 6 ФЗ-231 уточняет, что ФЗ-231 вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, а новая статья 9.2 (касающаяся ведения реестров лицензий и разрешений) — с 1 января 2022 года.

Помните. Внесение новых положений в статью 1 и дополнение части 2 статьи 7 ФЗ «Об оружии», а также принятый в трех чтениях Проект ФЗ № 1157845-7 об усилении уголовной ответственности, требуют более внимательного отношения к охотничьему оружию. Любая переделка оружия, даже изменение, к примеру, материала приклада, не говоря уже о модификациях и накрутках на ствол, позволяющих улучшить движение пули, могут привести к требованию проверить ваше оружие на соответствие ГОСТу и сертификации…

И еще об одном. 9 июня 2021 года в третьем чтении был принят Проект ФЗ № 1172610-7 закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об оружии” и Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”». Документ был разработан в целях усиления госконтроля за оборотом оружия. Он не только вводит в ФЗ «Об оружии» новую статью 6.1 «Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием», но и вносит дополнительные изменения в статьи 13, 19, 20.1, 25, 26 и 27 ФЗ «Об оружии». Планируется, что данные положения заработают с 1 февраля 2022 года.

И этот Проект, который по данным на 28.06.2021 г., еще не стал Федеральным законом, непростой, много обсуждаемый гражданами. О нем поговорим в следующий раз.

Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий