В поход за угрями

Как-то раз довелось мне рыбачить с друзьями на одном глухом озере в Белоруссии. Был разгар лета. Дни стояли золотые…

Чтобы попасть на Черное озеро (так называлось то самое глухое озеро), нужно было проехать от г. Гродно на машине до населенного пункта Озеры 25 километров, затем до хутора Старая Руда километров 12 и уже потом по лесной дороге километра три, не более, и вот оно перед вами — небольшое озеро метров триста в длину, изогнутое подковой.

Правый берег зарос сосновым лесом, левый — болото, но проходимое. Под ногами — море клюквы на болотистом берегу и голубика под соснами в изобилии.

На Черном озере

На озеро нас привел один приятель, который несколько раз рыбачил там, и всегда, по его словам, рыбалки эти были успешны. Как он рассказывал, здесь обитают и чебак, и карась по полкило, окунь граммов на сто пятьдесят, и даже угорь имеется!

Действительно, рыбалка получилась удачная. Через десять минут, как я только закинул удочку, последовала поклевка, и чебак граммов на двести запрыгал на траве, поблескивая своими серебряными боками. За ним последовали второй, третий… И к сумеркам в моем садке, когда я вытащил его из воды, забилось десятка три прекрасных чебаков.

Разговоров у костра было много. Все неплохо порыбачили.

Первая «встреча» с угрем

Утро обрадовало туманом. Он поднимался от воды постепенно, закрывая болотистый берег и вершины сосен на нашем берегу. На озере — тишина. Слышно, как плещется рыба да где-то уже стрекочет сорока.

Пьем чай — и по своим местам. Туман настолько плотный, что я еле нашел свое место.

Рядом, метрах в двадцати, — мой сосед Николай Байков. Я слышу, как он возится, как чавкает под его ногами болотная жижа. Потом что-то затрещало, и тут же раздался непонятный крик и плеск воды.

«Провалился что ли?» — думаю я. И иду вдоль берега к нему. Николай появляется из тумана, и я вижу, как он что-то топчет ногами.

— Что такое? — спрашиваю я.

— Да вот, удочку в воде оставил на ночь. Пришел, вытащил ее, а на крючке — змея. Ты не знаешь, водные змеи ядовитые или нет? Я что-то боюсь ее с крючка снимать. Вот и топтался на ней. — ответил Николай, заикаясь.

Мне же как-то сразу пришла в голову мысль: «Угорь, наверное!».

И действительно, это оказался он. Я поднял с земли небольшого угря, втоптанного Николаем в грязь. Снять его с крючка было невозможно, так как он глубоко заглотил наживку.

Угорь оказался весь покрытый толстым слоем слизи. Несмотря на то что по нему топтались, удержать рыбу в руках было сложно.

На шум подошел еще один наш товарищ. И мы теперь уж втроем рассматривали угря, который лежал на земле и извивался, как настоящая змея… Так состоялось мое первое знакомство с этой очень интересной рыбой.

Особенности скользкой рыбки

Внешне угорь имеет большое сходство со змеей, но, конечно, отличается от нее. У угря — приплюснутая голова и несколько сжатая хвостовая часть. Брюшных плавников у него нет, на челюстях располагаются много острых зубов.

Чешуя очень мелкая, и создается впечатление, что она вросла в кожу. Поэтому чешую не чистят, а просто чулком снимают шкуру. Поверхность кожи покрыта толстым слоем слизи, и поэтому без специальной рукавички в руке угря удержать невозможно.

Наши ихтиологи утверждают, что в пресноводных водоемах обитают главным образом самки угря. Самцы же живут у побережья Балтийского моря в устьях рек, впадающих в него.

Через 12—15 лет самки становятся половозрелыми и уходят в Балтийское море, где к ним присоединяются самцы.

Сразу возникает вопрос: а как самки могли попасть в Балтийское море, если Черное озеро не имеет сообщений с другими водоемами. Неужели переползали по суше солидные расстояния?

Отнерестившись, самки угря погибают. А новое потомство начинает свой путь к берегам Европы. И это путешествие продолжается три года. Молодое потомство, мелкие угорьки, расселяются по водоемам. И так каждый год. Жизнь продолжается…

Питается угорь живой или мертвой рыбой. Вполне подходит насадка в виде малька. Если мелкой рыбешки нет, можно нарезать кусочками средних размеров любую рыбку и ловить на эту приманку. Я заметил, что на крупные кусочки, как правило, клюет и рыба крупнее.

Также угорь ловится на выползков, навозных червей, насаженных пучком. Не брезгует моллюсками, особенно телом ракушки-беззубки и кусочками испорченного мяса. На все эти приманки мне пришлось его ловить и почти всегда успешно.

Мечты сбываются!

И вот мне очень захотелось пойти на рыбалку в поисках угря. Но как-то все не получалось. На Черное озеро я поехать никак не мог. То не было времени, то было не по пути. А в других местах я не слышал, чтоб он клевал. Время шло, а моя мечта так и не сбывалась.

Но, видно, если очень хочешь, всегда все может получиться. Сначала нежданно-негадано мне дали отпуск. Затем родители забрали к себе детей, и мы остались вдвоем с супругой. Сидели в нашей маленькой квартирке, рассуждая, куда поехать в отпуск, чем заняться…

И вдруг, не надеясь на успех, я предложил:

— А не поехать ли нам дня на четыре на Черное озеро порыбачить?.

В комнате воцарила тишина. Жена как-то интересно смотрела на меня. И я чувствовал уже, что ответ будет не в мою пользу.

— А почему бы не поехать! — вдруг очень серьезно сказала она и заулыбалась.

До сих пор помню те сборы на рыбалку. Я составил целый список необходимых вещей. Два рюкзака были набиты до отказа: две удочки, спиннинг, сумка с рыбацкими принадлежностями, насадка.

Я даже успел наловить в нашей речке личинку миноги! Ее пришлось поместить в бидончик с водой. В общем, загрузились мы, как говорится, под завязку.

Я узнал, что до Старой Руды из г. Гродно ходит 2 раза в неделю автобус. Вот и хорошо: в четверг уедем и во вторник будем дома.

Нелегкой оказалась дорога…

Утром мы прибыли на автобусную остановку. Сразу же бросилось в глаза объявление: «В связи с прошедшими сильными дождями и плохим состоянием дороги временно отменены рейсы автобусов, в том числе и на Старую Руду».

Для нас это было хуже, чем гром среди ясного неба. Мы стояли в растерянности, не зная, что делать.

Первой отреагировала Галина, моя жена. Как ни в чем не бывало, она распорядилась:

— До деревни Озеры автобус идет через полчаса. Берем билеты и едем. А там на попутках или, на крайний случай, пешком.

Думать было некогда, и я купил билеты. Через час мы уже были на автобусной остановке в Озерах. И первое, что мы увидели, — это такси. Водитель настойчиво предлагал всем довести с ветерком до Гродно. Но нас везти не согласился никуда, сказав, что дороги на Старую Руду просто нет и его «Волга» на первом километре встанет.

Мы еще постояли на остановке минут пятнадцать, а потом, взвалив на себя наши рыбацкие пожитки, тронулись в путь.

Я шел и прикидывал про себя, сколько надо пройти километров. И получилось, что не менее пятнадцати. Таким образом, нам предстояло идти 5 часов. А если учесть остановки, хотя бы на 15 минут, то где-то в пути мы должны провести часов семь!..

Сначала шагалось совсем неплохо. Я рассказывал жене о наших детских путешествиях, о рыбалках и охотах.

Вспомнилось, как мы вдвоем с приятелем ходили на одно озеро на Урале за 25 километров ловить леща. Как из этой затеи ничего не вышло, и мы вынуждены были через три дня вернуться домой совершенно без добычи. Галя слушала внимательно. Поддерживала разговор, задавала вопросы. Но через час пути она начала отставать.

Нужно заметить, что таксист нас не обманул. Дорога действительно представляла собой огромные лужи и жидкую грязь. И хотя наши ноги находились в резиновых сапогах, но в грязи они скользили. И, для того чтобы не упасть, нужно было быть очень внимательным и осторожным.

Дорога наша проходила вдоль нескольких озер, в которых было достаточно рыбы, причем разнообразной.

«А почему бы не порыбачить здесь! — мелькнула у меня предательская мысль. — А утри подождут до следующего раза!»

И в это же время я услышал, как Галя сказала:

— Я что-то не пойму, кругом озера, а мы куда-то идем!

Не без добрых людей

У небольшого ручейка мы сделали остановку. Пили холодную ключевую воду. Было видно, что жена очень устала. И я подумал об остановке здесь, у ручья, на ночлег.

И тут же какой-то шум у нас за спиной, похожий на рев автомобильного мотора: из-за поворота дороги, лихо разбрызгивая воду из лужи в разные стороны, появляется ГАЗ-51. Автомобиль останавливается около нас. Переговоры проходят быстро и имеют взаимный интерес.

И вот мы уже в кузове. Минут через тридцать подъехали к Старой Руде. Дальше машина пошла направо, а мы пошли прямо по дороге к Черному озеру.

Теперь уже не торопились, часто отдыхали. Я забрал у Гали ее рюкзак и надел его спереди на грудь. Дорога почти сухая, потому что почва была песчаная.

Нас окружили сосновый лес и деревья в обхват. Пахло смолой и еще чем-то особенным, неповторимым. Солнце уже свалилось за деревья. День заканчивался, принося нам удовлетворение.

Добрались!

Идем на то место, где мы рыбачили когда-то. Следов человека не видно. Только на правом берегу, где сосновый лес, на стволах деревьев видна свежая подрезка для добычи живицы.

Под ногами — сплошная голубика. Галя рвет несколько ягод и протягивает мне… Сказка! Оба стоим и улыбаемся.

Первое, что сделали, — это поставили три закидушки с расчетом на угря. А затем уже начали обустройство нашего лагеря.

Палатка поставлена. Весело горит костерок. Сегодня ужинаем пирожками, выпеченными Галей еще дома. Пьем крутой чай, похрустывая сушками. Уже темнеет.

Иду проверять донки. Почти на всех съедена насадка. Это не угорь, видно, мелкий окунь. Насаживаем теперь уже личинку миноги. Забрасываю еще пару донок. И на каждую донку ставлю колокольчик.

Рыбалка началась

Уже темно. Сидим у палатки и смотрим на звездное небо. Спать не хочется, и мы сидим у догорающего костра, ведем разговор и слушаем, когда зазвенят колокольчики. Но на воде тихо.

Через полчаса сходил еще раз проверил донки. Пусто. Засыпаем быстро. Видно, сказались все наши дневные волнения. Но в три часа я опять просыпаюсь и иду к донкам. Свечу фонариком. Донки как стояли, так и стоят.

Говорю самому себе: «Ну что ж, еще не вечер!». Пью кофе из термоса. Беру две удочки, спиннинг — и на свое старое место.

Скоро будет совсем светло, и два поплавка заплясали на воде. Глянул на часы: пятый час.

А вот и первая поклевка. Поплавок пошел в сторону и потом резко нырнул. Подсекаю, и на крючке — окунь. Первая добыча в садке. Рыбалка началась!

Клев был неплохой, но ловился один окунь. Часа через два в садке уже плавало штук тридцать полосатиков.

Попробовал я походить с удочкой по берегу. Сначала пошел к палатке. Закинул удочку, постоял минут десять — и дальше. Снова закинул удочку, снова ожидание. И опять пусто. В итоге на крючок попался окунишка — и все.

Пошел обратно. Все то же самое. А в небе над головой тучка, и тут голос жены: «А я уже обед сделала! Кажется, дождь собирается…».

Интересная находка и окуни

Дождик действительно будто нацеливался на нас. Я слышу, как зашумели кроны сосен напором верхового ветра. По воде пошла рябь, а на противоположном болотистом берегу зашатались головки камыша. Я вытащил одну удочку, поставил ее, прислонив к сосне. Потащил вторую. Но что-то неподвижное не давало мне ее вытащить. Я схватился рукой за леску и потащил на себя.

Тут же почувствовал, что что-то тронулось. И из воды полезла коряга. Подтащив ее к себе, я увидел на ней зацепленную окуневую блесну, леска которой уходила в воду.

Я начал выбирать леску, и почти тут же передо мной спиннинг с катушкой. Сижу и разглядываю находку. Странно: как он сюда попал?

Спиннинг — самоделка — единственное, что фабричное, — это кольца. Катушка очень старая: ни маркировки, ни тормозов. Наверное, еще довоенных годов. А вот блесна и грузило явно мои современники. Блесна окуневая, вращающийся лепесток на карабинчике из желтой меди. Надо ее почистить.

Ну что же, пожалуй, готова! И я забрасываю ее, а дождь уже барабанит по воде. Не даю блесне опуститься на дно и начинаю выбирать леску, чуть поддерживая ее. И тут же поклевка!

Рыба сразу же начинает сопротивляться. Пытается пойти в сторону, но я, не давая ей опомниться, тащу прямо через камыш. И вот передо мной окунь на полкило, скачет по земле, пытаясь удрать в свою стихию. Поздно, дружочек!

Окунь хороший, цветом такой же, как собратья его, пойманные мной. Повторяю забросок, и снова поклевка, и вновь такой же экземпляр у моих ног. И снова, и снова…

Бросаю еще несколько раз — и каждый раз поклевка. Дождь становится «грибным» с радугой. Смотрю на небо, тучка проходит. Понимаю, что такой активный клев зависит от дождя. Успеваю сделать еще несколько забросов и только один сход. Вокруг меня на земле бьются полтора десятка крупных окуней.

Дождь кончился как-то сразу. Делаю очередной заброс — и снова поклевка. Но уже последняя.

Из палатки появляется жена и спрашивает:

— Мы обедать будем сегодня или нет?

— Будем! — отвечаю — Только приди ко мне с ведерком!

— А куда я компот дену?

Все ясно. Садок у меня из капроновой нитки, крепкий и довольно-таки объемный. Достаю его из воды и скидываю туда только что пойманных окуней. Получилось очень прилично.

Иду к палатке, Галя накрывает нам импровизированный стол. Увидав мой улов, она стоит и смотрит с широко открытыми глазами.

— А что мы с ними делать будем?!

— Во-первых, перестанем их ловить, — отвечаю я — Затем, соли у нас с собой целая пачка. Попотрошим рыбу и посолим. Дня за полтора она просолится, и мы ее выставим сохнуть на солнце. Ну и есть здесь, конечно, будем!

Галя согласно кивает головой, и мы садимся обедать. Потом проверяю донки. Везде пусто, хотя на некоторых крючках видно, что их трогали.

Настроение начинает портиться. Неужели, кроме окуня, на озере ничего не осталось?

Вечером варю манную и перловую кашу для насадки и прикорма. И прикармливаю в нескольких местах. Завтра решил попробовать порыбачить на том берегу. Вечером пили чай с клюквой и голубикой, смотрели на звезды, слушали тишину. Колокольчики молчали.

Караси

Туманное утро. Смотрю на часы: пора идти на рыбалку, но сначала к донкам. Стоят недвижимо. Решаю вечером сменить насадку.

Беру одну удочку и спиннинг и иду от одного подкормленного места к другому. Пробую рыбачить и на перловку, и на манку. Клева нет. Насаживаю червя, и через пару минут окунь заплясал свой прощальный танец.

Несколько раз бросаю спиннинг — и тоже пусто. Впереди — последнее подкормленное мной место. Туман отрывается от воды и начинает подниматься вверх. Видно, всходит солнце. И кругом звенящая тишина. Даже рыба не плещется в озере. Только комары, как всегда, на боевом посту.

Последнее прикормленное место уже на болотистой стороне озера. Кто-то когда-то ловил здесь рыбу. Стоят воткнутые в дно рогульки под удочки. Лежит старый пенек, на котором сидят.

«Ну что ж, посижу здесь полчасика!» — говорю я самому себе и забрасываю удочку с манной кашей на крючке. Поплавок пару раз кивнул мне совей красной вершиной и затих.

Вдруг поплавок чуть притопился и пошел в сторону. Помню, что на крючке у меня манная каша, подсекаю и чувствую тяжесть рыбы. Она тянет в сторону к камышам. Но я подвожу ее ближе к берегу. Подымаю на поверхность, и прекрасный золотистый карась в моем подсачнике.

Интересно! На этом месте и в прошлый раз ловился карась. Значит, тут ему нравится. Таким образом я выловил пять карасей. Подошла жена, я похвастался уловом… А над головой синее небо. Благодать. Какая благодать!

Обедаем ухой из окуней и жареными карасями. После обеда пошли вдвоем проверять донки. Почти везде нужно менять наживку. Личинка миноги (местные ее называют угрица) уже нет. Выползки, привезенные нами, тоже заканчиваются. Проблема.

Донки переставил на другой берег, метров пятьдесят от нашего лагеря. Колокольчики сейчас не услышишь, но я оставил их.

А потом вместе с Галей пошли ловить карасей. Закинули удочки. Сидим, смотрим, как поплавки медленно, не торопясь, расходятся в разные стороны.

Рядом с нами из воды торчит несколько камышинок. Смотрю, как они вдруг вроде бы раздвинулись, пропуская, наверное, рыбу. И тут над головой стайка уток падает прямо в воду с брызгами и шумом. И тут же Галино: «О-й-й!».

И я вижу, как она с усилием тянет удочку на себя. Рыба там, в глубине, бьется изо всех сил. Тянет в глубину. Галя что-то бессвязно кричит и протягивает мне удилище. Действительно, там, на глубине, крупный экземпляр.

Я пытаюсь его поднять на поверхность. Вначале он не уступает, но потом начал поддаваться… Не торопясь, подвожу его к берегу прямо под сачок, который обеими руками держит Галя. Еще одно усилие — и рыба на берегу бьется в подсачнике.

Мы смотрим друг на друга. Галя качает головой. Видно, что переживает борьбу. Я достаю из подсачника рыбу — это карась граммов на 700—800. Темно-золотистые бока и черная спина, жена трогает его рукой. И вдруг предлагает: «Давай выпустим!». И смотрит мне в глаза.

— Вообще-то ты его поймала, тебе и решать. Как скажешь, так и будет, но я бы этого не сделал. Такой трофей добыть очень трудно, так что смотри сама! — отвечаю я. — Давай так! Если поймаем второго такого же, то этого отпустим. Договорились?

— Договорились! — ответила жена, и мы продолжили рыбачить.

Просидели мы на этом месте почти до темноты, поймали с десяток карасей, были неплохие экземпляры, но «великанов» больше не было.

Где же угри…

Вечер выдался тихий. Ясное небо. Крупные яркие звезды. Рыба плещется в озере, рядом в кустах выводит свои трели соловей.

Галя говорит:

— Как хорошо! Я на всю жизнь запомню этот наш поход. А про угря забудь. Он, наверное, ушел, так что не переживай. Да, они ведь и страшные!

Я поддакиваю ей, а сам думаю, что с угрем придется, наверное, подождать до следующего раза.

Утром поднимаюсь с первыми лучами солнца. Погода обещает быть хорошей. «Боже мой! — мелькает мысль. — Только приехали, а уже завтра надо уезжать!».

Специально на ночь в садке оставил окунька. Режу его на кусочки и иду к донкам. Вновь туман поднимается из воды. Довольно-таки прохладно, такое впечатление, что капельки воды висят в воздухе. Попробовал воду рукой, она теплая. На крючках болтаются обрывки червей, одного крючка нет — оторван!

На каждый крючок насаживаю по кусочку рыбки и закидываю донки в воду. С полчаса стою и жду поклевок, но, видно, зря. Колокольчики молчат.

Пробую половить на спиннинг с болотистого берега. Поклевок нет, поменял блесен десять, но все без пользы.

К обеду я поймал с десяток карасей и столько же окуней. Все-таки, наверное, чебак или ушел в половодье, или погиб. Надежды поймать угря становилось все меньше и меньше…

На обед у нас — уха, вареная картошка (кстати, последняя) и жареные караси. Пообедали, и вот Галя уже начала складывать в рюкзак вещи, которые нам завтра не понадобятся.

Я решил еще немножко порыбачить, чтобы привезти домой свежую рыбку. Наловил карасей и, после того как закончил ловлю, выбросил в воду все, что у меня осталось для наживки и прикорма, и собрал удочку.

В лагерь пошел по болотистому берегу. Проверил донки. Везде пусто. Насадил новую наживку. Подошла Галя, спросила:

— Донки снимаем?

— Нет! — ответил. — Сниму завтра утром. Сменил наживку.

Последняя ночь прошла спокойно. Сразу сняли палатку. Все прибрали и уложили в мешки и пошли снимать донки.

Есть!

Наступило очередное утро на озере. Погода и сегодня нас баловала. Солнце, голубое небо и легкий ветерок. Шуршит камыш.

Вдруг звук колокольчика на третьей донке, совсем неожиданно. Бежим туда. Болотистая почва под ногами колышется. Вижу, как ветка куста, к которому привязана донка, пригнута к воде и кончик ее трясется. Хватаюсь рукой

за леску, и резкий рывок. И тут же понимаю: не карась, а совсем другая рыба. Она часто резко дергает на себя, а потом тянет то вправо, то влево. Тащу, несмотря ни на что, и поводки надежные, только бы не зацеп!

Галя чуть в стороне, у меня за спиной. Слышу только:

— Что, угорь?

Я молчу, боюсь спугнуть свое счастье. Он уже на поверхности, я действительно вижу крупного угря, который сопротивляется изо всех сил. Он на последнем крючке. Вторым и третьим не зацепиться бы за что-нибудь! Подвожу прямо к берегу и рывком на себя.

Угорь на берегу! Он извивается, как настоящая змея. Пытается подпрыгнуть и все время разворачивается к воде.

Прямо за леску оттаскиваю его подальше от воды. Крючок не вытащить, заглотил глубоко. Придется отрезать. И тут же снова «дзинь-дзинь!».

Галя рукой показывает на соседнюю донку. И я вижу, как колокольчик на четвертой донке опускается вниз, почти к самой воде, а потом резко вверх и в это время звякает.

Бегом туда. Подсечка. И опять на крючке рыба. Опять борьба, но поспокойней. И тоже заглотил наживку глубоко!

Вытаскиваю остальные донки. На одной снова поводок оборван. Поймал двух угрей, и за это спасибо! Один длиной 1,05 метра, другой — 95 сантиметров. Вот за этим стоило ехать сюда!

Память на всю жизнь

Идем пока еще к нашему лагерю. Смотрю на часы: пора идти на автобус. Все уложено, наша поклажа значительно потяжелела.

Сидим, молчим, смотрим друг на друга. У Галины в глазах — слезинка.

— Больше мы сюда вряд ли попадем! — говорит она.

Я тоже думаю, что вряд ли. Идем к дороге. Смотрю на сосны: они качают своими вершинами, как бы прощально машут наш в след.

На том месте, где мы впервые увидели озеро, постояли, попрощались и пожелали всего самого наилучшего.

Действительно, жизнь сложилась так, что больше мы туда не смогли поехать, но память о тех прекрасных днях сохранили навсегда.

Евгений Кудрявцев, г. Челябинск. Фото Юрия Свирщевского и Натальи Горбуновой.