Рыбалка в первой половине лета

После богатого на путешествия отпуска кошелек показал дно — «нема золотого запасу». В ожидании заветной СМСки с оповещением о пополнении счета решил поездить на общественном транспорте по ближайшим водоемам и проверить свою удачу.

Друг Евгений ответил категоричным отказом на мое предложение порыбачить в начале лета, пояснив:

— Рыба в июне после нереста отдыхает. Она будет только в начале июля клевать. Кто ж в июне ловит?

— Все равно лучше, чем на работе! — ответствовал я фразой из анекдота.

Мне еще больше захотелось проверить, а так ли плохо ловится рыба в июне.

Плотина на Пахре

Это местечко «сдал» мне все тот же Евгений.

— Люди ловили лещей на несколько килограммов, — интриговал друг, описывая путь до плотины от автобусной остановки.

Рыбалка в первой половине лета

Миновав КПП (я так понял, что здесь водоохранная зона, но пешеходы могут пройти свободно), я через несколько минут был на плотине. Местечко приглянулось сразу: советской постройки дамба с «водопадом», живописный залив, покрытые лесом берега, из зарослей виднеется кирпичная труба котельной. В прежнее время тут функционировал дом отдыха «Известия». Такое же название получил и выросший окрест поселок.

Спиннингист «полосует» Пахру воблером, несколько поплавочников ловят в проводку, но активности я что-то не наблюдаю. Облюбовал себе «козырное» местечко на плитах разрушенной купальни. Расположился с комфортом, поставив кресло, закинув донки и удочку.

Рыбалка в первой половине лета

— Клюет?

Оборачиваюсь и вижу рыжеволосого рыболова, нагруженного фидерным скарбом.

— Только пришел, пока ничего.

Сигнализаторы донок скучают, поплавок дремлет, солнце печет (по радио сказали, что самый жаркий июньский день). Китайский приемничек радует русскими хитами, маленькая рыже-черная бабочка безбоязненно устроилась на пальце ноги. Идиллия… вот если бы еще клевало…

Рыбалка в первой половине лета

Мутная компания бритых наголо мужиков расположилась на плотине и принялась употреблять напиток, похожий на алкоголь. После этого с убийственным энтузиазмом отдельные индивидуумы сигали в Пахру прямо с дамбы.

У меня же, после смены опарышей на навозного червя, образовалась некая активность при ловле в проводку. Понемногу стали клевать окушки. А ведь я всегда считал опарыша насадкой лучшей, чем червь. Однако оказалось, что не в этот раз.

Солнце поднялось в зенит. Я худо-бедно отвоевал у «водяного» несколько рыбешек, но его щедрость, похоже, закончилась. Пришло время перекусить. Я нарезал огурчиков-помидорчиков, хлебнул из фляги домашнего кваску и решил освежиться в речке. Вот тут-то и обнаружился «сюрприз»: под водой, буквально в метре, параллельно берегу в траве скрывалась металлическая труба — перила затонувшей купальни. Я не вывел бы здесь даже мало-мальски крупную добычу!

— Как дела? — фидерист направился в сторону дома. — Кстати, тут затонувшая труба. Место красивое с виду, но я на купальне никогда не сажусь. Фарватер прямо напротив плотины, надо кидать на «бровку». А здесь мель, летом все зарастает.

— Поймал только несколько окушков, а про трубу уже знаю.

— Да ладно?! У меня пяток подлещиков. Ловил на опарышей с подсадкой мотыля. По отдельности их использовать, как и цеплять червей, — пустой номер! Клюет только на белого опарыша с мотылем.

Сказать, что я удивился — ничего не сказать. Никогда бы и в голову не пришло на летней рыбалке подсаживать к опарышу мотыля. Я его летом просто не покупаю. Век живи — век учись!

Пруд в деревне Романцево

Этот водоем у меня в любимчиках, хоть раз в год, но посещаю его, обычно в мае–июне. Со школьной скамьи ловлю здесь карасей.

Нынешнее посещение пруда не обошлось без сюрпризов. Один из них оказался печальным: знакомую с детства тропинку пересек безобразный грязно-глиняный шрам просеки. Нитка газопровода ликвидировала участок леса шириной метров в сто. Вспомнил с грустью, что и постройка ЦКАД уничтожила богатое грибами место, порадовавшее однажды нас с сестрой урожаем ладных опят.

На пруду, кроме собачников, выгуливающих спозаранку своих питомцев, не видать ни души, а это — скверный признак.

Располагаюсь прямо на земляной плотине, по которой проходит асфальтовая дорога. Закинул донки, собираюсь выставить глубину на удочке, забрасываю снасть без насадки. Поплавок лежит на воде, хочу подрегулировать, тяну — зацеп. Что я еще мог подумать, если крючок пустой? Но «зацеп» вдруг ожил, заупирался! Сначала не мог поверить, что рыба клюнула на крючок без насадки или наживки, потом переживал за тоненький поводок диаметром 0,1 мм.

Рыбалка в первой половине лета

Но карася я все-таки выудил! Определил его в новенький металлический садок. Увы, это был единственный карась за весь день. Далее ловились на червя только мелкие ротаны, которых с недовольной мордочкой игнорировал даже местный серый кот. Зато эти рыбки нравились водоплавающим птицам, впрочем, как и кусочки черного хлеба.

Одна пернатая мамаша выгуливала по пруду дюжину довольно взрослых утят. У другой же малыши были совсем крошечные, размером с теннисный мячик. Они трогательно жались к маме утке. Этот коллектив пугливо прятался по укромным уголкам пруда и на мое угощение не реагировал.

Рыбалка в первой половине лета

Периодически гордо демонстрировал восторженным дачницам единственного карася, трепыхающегося в новеньком садке, и отвечал на наивные вопросы, типа:

— А как его зовут?

Как оказалось, за изгибом пруда скрывались еще два рыболова. Один приехал на велосипеде с мотором и, используя удилище с боковым кивком, добыл пару карасей. Другой, местный житель, выловил аж трех! Мы обменялись впечатлениями.

— Несколько дней назад за два часа на червя поймал ведро карасей, — рассказал один из любителей рыбалки. — Ушел только тогда, когда наживка кончилась. А сегодня клева совсем нет…

Но я ни капельки не переживал по этому поводу. Ведь не каждый день караси садятся на голый крючок!

Маклинский пруд. Экстремальная рыбалка в Калужской области

Лето пролетает в пыльной жаре, словно древний бог Солнца Гелиос по небу на своей колеснице. Не успел оглянуться — уже середина июля. Из душного города очень хочется попасть к воде, желательно чистой. И чтобы берег не был загажен нашими «добрыми» согражданами.

Решаем поехать на внедорожнике Димана в Смоленскую область, на Угру, взяв с собой надувную лодку с мотором, чтобы встать лагерем подальше от людных мест. Машину планировали оставить на время в населенном пункте.

В мыслях было также провести сравнительный анализ июньского и июльского клева, хоть и некорректно, конечно, сравнивать чистейшую Угру с водоемами московского региона, которые замучены жесточайшим рыболовным прессингом.

— Щука клюет на колебалки. На течении, перед или за островами. На вертушки идет окунь, — рассказывает коллега по работе, рыбачащий как раз в тех местах.

Выехали в пятницу после обеда, пока жители мегаполиса не рванули на свободу и не забили «пробками» сравнительно узкие для пятничного потока машин артерии автодорог. С нами поехала и младшая дочка Димана — Ксения.

Достаточно быстро минуем пару небольших заторов, сворачиваем с Киевского шоссе в районе Малоярославца. Уже рассчитываем время прибытия, когда… мотор внедорожника неожиданно начинает давать сбои.

Остановились на обочине, пошли муторные проверки движка и телефонные консультации со специалистами по ремонту колесной техники. Не буду утомлять читателей нашими мытарствами по магазинам запчастей и сервисам, итогом которых стало решение возвращаться домой уже на эвакуаторе.

Ни о какой Угре не могло быть и речи. «Бармалей» соглашался ехать только на первой-второй скорости, скрежетал и в горку совсем не тянул. Утешаю друга тем, что поломались около цивилизации, а не где-нибудь в лесу.

Вызывать эвакуатор на ночь глядя смысла не было, поэтому решили переночевать в палатках где-нибудь на природе, недалеко от города. Тут как раз на глаза попался указатель, обещающий пруды с платной рыбалкой. Оставив машину у дороги, пешим ходом отправляемся на разведку.

Водоемов оказалось несколько, и только на одном из них предоставлялись услуги платной рыбалки, которая завершалась в 23.00. Нас это, естественно, не устраивало. Кое-как доехали до первого, наполовину спущенного, пруда. Разбили палаточный лагерь на берегу. Карта в смартфоне опознала водоем как Маклинский пруд.

Рыбалка в первой половине лета

Место довольно сильно замусорено, кругом вольготно «распушил» свои ядовитые листья борщевик. Но деваться-то нам больше некуда…

Пруд явно знавал лучшие времена, когда-то даже был полноводным. Об этом говорил помост, теперь возвышающийся над поверхностью на уровне вышки для прыжков в воду. Как оказалось, дно здесь глинистое, почти везде покрыто илом, без зацепов, а в одном месте присутствовал даже небольшой песчаный пляжик.

Вечер посвятили шашлыку и успокаивающим нервную систему напиткам. Разнообразие и немного положительных эмоций в наш невеселый отдых внес салют — оказывается, в Малоярославце праздновали День города.

— Я карася поймал! — Диман, как всегда, проснулся раньше всех.

В пластиковом ведерке плескались поимцы, да не один, а целый десяток. Только размер подкачал — гораздо меньше ладони.

Карасики клюют на опарыша чуть ли не с каждого заброса. Диман выдал Ксюше удочку, и девочка первый раз в жизни приобщилась к настоящей рыбалке.

Клев активизировался после прикормки запаренной в термосе перловой крупой. Не игнорировала рыба и покупного червя. А на красного опарыша попался самый крупный карась размером больше ладони. На эту же насадку Диман умудрился выловить малька размером со спичку.

Рыбалка в первой половине лета

Хоть и раннее утро, но солнце уже сильно припекает, постепенно «разгоняя» температуру до невыносимых для средней полосы тридцати двух градусов. Веселая рыбалка прерывалась на короткие освежающие купания.

Вольготно расположившись в раскладных креслах, наслаждаемся характерными карасиными поклевками, вдруг за спиной… что-то взрывается!

— Интересно, что это так бумкнуло? — сказал в подобной ситуации мультяшный медвежонок.

А вот нам с Диманом было не до смеха. Осмотр лагеря ничего не дал, только перед отъездом обнаружили, что в сумке взорвался газовый баллон, нагревшийся на солнце.

Ближе к обеду созвонились с эвакуаторщиком. На автомобиле примчалась супруга Димана Ольга и забрала с собой Ксюшу и надувную лодку с мотором.

Пока собирали лагерь, подъехал эвакуатор, загрузили на платформу «Бармалея». Довольно быстро добрались до Москвы и сдали внедорожник на автосервис. Сами продолжили отдыхать уже у Димана на Пахре, где жерлицы с плотвой и окунем простояли нетронутыми.

Да, карасиный клев в июле получился гораздо лучше июньского. Но это если не учитывать всех обстоятельств. А по себестоимости половина ведра карасиков вышла нам гораздо дороже отборной осетрины.

Пруд в Голохвастово

На самом деле, если верить карте, он называется Никольским. Но все как-то привыкли именовать его Голохвастовским. Название водоем получил в честь довольно известного в нашей местности населенного пункта. Голохвастово прославилось тем, что здесь не так давно ударными темпами, к «радости» жителей, возвели инфекционную больницу для ковидников…

К своему стыду, на местном пруду я никогда не отдыхал со снастями, хотя еще отец советовал тут половить. Раньше здесь был платник, который приказал «долго жить», оставив после себя на радость рыбакам карасей приличного размера. Кроме них в водоеме встречаются окуни, плотва и ротан.

Общественным транспортом добраться до этого места довольно просто, но от остановки придется пройтись прогуляться по второстепенной шоссейке около двух километров. И вот, покинув салон первого утреннего автобуса, иду пешочком, наслаждаясь прохладой. Накануне вечером прошел сильный дождь, жара, душившая московский регион, отступила. По пшеничному полю стелятся клубы густого тумана. Я, признаться, думал, что эту культуру в наших краях уже давно не выращивают…

Голохвастовский пруд назвал бы, скорее, озером. Берега поросли камышом, в котором имеются удобные подходы. На стоянках и в лесочке встречаются груды мусора, дешевые одноразовые мангалы. Кто-то оставил на берегу червей, опарышей и пакет ванильной прикормки — все пригодилось, пошло в дело.

Вода зеленая, цветет, что, конечно, породило сильнейшие сомнения в хорошем клеве. У берега совсем неглубоко, мне по грудь. Глубину выяснил в процессе купания, нащупав ногами на илистом дне колонии здоровенных ракушек-перловиц.

Рыбалка в первой половине лета

На противоположном берегу нувориши отстроили себе коттеджный рай, отгородившись от человечества шлагбаумом с будкой, у которой с тоской сторожевого пса скучает, сомлевший от летнего тепла в своей форменке, ЧОПовец.

На эту рыбалку я поставил себе несколько задач:

* во-первых, конечно же, знакомство с новым водоемом;

* во-вторых, продолжение сравнительного анализа июньского и июльского клева;

* в-третьих, проба новой насадки для лова карповых.

Секретным рецептом для третьей задачи со мной поделился коллега по работе Дмитрий Бочаров. Вечером перед рыбалкой берем около стакана перловки (лучше ту, которая продается сразу в порционных пакетиках), на три часа завариваем в термосе, добавив чайную ложку меда.

Рыбалка в первой половине лета

Распаренную крупу размещаем на газетных листах тонким слоем. Перемешиваем, перемещаем на следующие страницы. Так повторяем эту процедуру раза четыре. Это нужно для того, чтобы газетная бумага впитала лишнюю влагу.

На последней стадии крупу обильно перемешиваем с сухарной крошкой из пшеничного хлеба. В результате каждое зерно должно сделаться как бы «пушистым» от панировки. Заворачиваем в бумагу, оставляем на ночь.

При ловле необходимо периодически подкидывать к поплавку маленькую горсть перловки в качестве прикормки.

Рыбачить я начал только около шести часов. Пока пешком добрался от остановки, пока прикорм замешал, пока донки закинул… Чудо-насадка оправдала себя моментально — с первого заброса выуживаю плотву! Далее идут все новые поклевки, жадные, уверенные. Плотва клюет ровная, по 75–100 граммов. Изредка попадаются карасики. Коллега пояснил, что панировка, которой облеплены распаренные зерна перловки, в воде создает небольшое облачко, дополнительно привлекая рыбу.

Рыбалка в первой половине лета

Клев продолжался час, потом прекратился. Изредка пищали сигнализаторы донок — кто-то объедал червей и высасывал опарышей. Вымучил кое-как несколько карасиков. На этой рыбалке на донки попадался исключительно карась. Некоторые хитрецы тихонько съедали насадку и сидели на крючке, как мышь под веником, не потревожив сигнализатор. Вытаскиваешь снасть для замены насадки, а на крючке мается поимец.

Так же тихо в кустах, буквально метрах в трех, расположилась компания уток и наблюдала за процессом рыбалки. Москва разрослась аж до Калужской области, охота на территории города запрещена, и утки чувствуют себя вольготно, уже совсем не боятся человека. Скормил пернатым несколько кусков хлеба.

Часам к девяти снова активизировалась плотва, но попадалась уже гораздо реже. Постепенно, ближе к обеду, клев сошел на нет. Скоренько собираю снасти, бодро топаю до остановки. Дома мама пожарила карасей, а плотву я решил завялить.

Рыбалка в первой половине лета

Пруд мне понравился, буду и дальше здесь рыбачить. Новая насадка тоже отработала на «отлично».

Подведение итогов

В импровизированном «соревновании» июльский клев, без сомнения, одержал победу над июньским, который можно охарактеризовать фразой знаменитого генерала из культового фильма: «Рыба здесь есть, ловить ее надо уметь». Местные жители, которые знают водоем как свои пять пальцев, редко возвращаются с пустыми руками.

И, как я уже не раз отмечал в своих отчетах, выручает тончайшая снасть. Позволяет уехать с рыбалки хоть с неказистым, но с уловом.

Андрей Рыбаков, г. Москва, г. Троицк. Фото автора

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий