Успехи и неудачи рыболова

Хитрая рыба

В субботу собрались мы с приятелем наведаться на глубокие озера за рекой Мингер, что на севере Шегарского района. Он там бывал и рассказывал о прекрасной природе, необычайно глубоких озерах и хорошем клеве рыбы. Как часто бывает, чем дольше собираешься, тем больше возникает препятствий в осуществлении задуманного. А выходной-то один.

Всю ночь накануне шел дождь. Мощный ливень переходил в мелкую морось, потом осадки вновь усиливались. Одним словом, настоящий осенний грибной дождик. Однако мы посчитали, что к утру он прекратится. В 5 утра наш кортеж тронулся в путь. Мы ехали на автомобиле Lexus с прицепом, на котором гордо возвышался новый только что приобретенный квадроцикл («луноход», да и только).

— А дождь перестанет, — сказал приятель, и бодро повел машину.

Через полтора часа мы оказались в старенькой деревеньке по имени Подоба. Дорога была приличная: асфальт до моста через Обь, потом за Жарковкой поворот направо через Гусево и Новоильинку мы преодолели без приключений. Только стеклоочиститель на лобовом стекле не останавливался ни на минуту, навевая унылые мысли. Похоже, намечалось затяжное природное явление.

Марш-бросок на «луноходе»

Но желание попытаться поймать громадную щуку или горбатого окуня в килограмм и более весом брало верх. Владислав Николаевич — добродушный хозяин дома, в котором остановились, предложил отложить поездку в тайгу до прояснения погоды. Однако мы ответили отказом. Сноровистый приятель быстро согнал «луноход» с прицепа и переложил необходимые вещи в его кузовок. Вскоре путешествие по мокрой дороге продолжилось. Напутствие Владислава Николаевича — ехать медленно — мы поняли только тогда, когда через пару сотен метров от деревни встали на «адский путь» рытвин и ухабов.

Дождь все моросил, и наполненные водой канавы скрывали свою глубину. «Луноход» все время скатывался по глинистой почве в самую низкую точку, из которой надрывно урчавший двигатель не в силах был вытащить нас на горбину. Помогала лебедка, укрепленная на месте переднего бампера. Освободив трос с крюками, цепляли его за ближайшее дерево, и, как говорится, «двойной тягой» наш квадроцикл медленно выбирался на твердую почву. И так повторялось несколько раз. Расстояние в два с небольшим километра мы преодолели минут за 45.

И вот долгожданная таежная река Мингер шириной метров в 20. Вода стояло неподвижно, течения не было заметно. Обилие не примятой травы по берегам ничего хорошего нам не обещало — значит, рыбаков здесь не было.

Озеро за Подобой оказалось недоступным

Я остался у «лунохода», а приятель пешком двинулся вверх вдоль берега реки на разведку. Вернулся он скоро и сообщил, что мост совсем рядом, но сгорел, а вброд мы не переправимся, так как вода сильно поднялась.

Решили попробовать свое рыбацкое счастье здесь, в реке. Три заброса блесны с берега ничего не дали. Во время четвертой попытки она наглухо зацепилась за что-то под водой. Я понял, что это конец рыбалке, потому что вокруг только трава и коряги. Знать надо места! Блесну оставил хозяину тайги на память о нашем неистребимом желании порыбачить.

Оборвав леску спиннинга, я наконец-то поднял голову от воды и увидел в ста метрах выше обугленный черный остов моста. По рассказам местных жителей, его сожгли подростки в отместку водителям большегрузных автомобилей — «КамАЗов», «Уралов», — которые своей тяжелой техникой разбили дорогу до такой степени, что по ней стало совершенно невозможно ездить на легковушках. А приятель говорил, что раньше тут спокойно добирался до глубокого озера на иномарке.

Отдых в деревне

Дождь, иногда прекращаясь на короткое время, продолжал моросить. Мокрые и уставшие, мы вернулись в деревню. Нас провели в комнату с огромной металлической печкой, в которой потрескивали березовые дрова. Я впитывал желанное тепло, и во мне крепла уверенность в том, что, чем дальше от цивилизации, тем добрее, душевнее и чище люди на Руси.

В комнате были специальные вешалки для просушки одежды, чем мы непременно воспользовались. Вскоре хозяева пригласили нас за стол. Оказывается, в семье было торжество, собрались родственники. Все они чествовали хозяйку дома. Обилие блюд, яств разных сортов и размеров меня поразило. Я много лет провел в Средней Азии, жители которой славятся восточным гостеприимством. Но здесь было что-то несравнимое. Культурно оформленные блюда и разносолы заняли столько места на столе, что вилку воткнуть было некуда. Опустевшие тарелки тут же заменялись новыми. Вот оно — русское гостеприимство, не сравнимое ни с чем…

Кто-то из хозяев пригласил и посадил рядом со мной старого рыбака деда Сергея. Мы оказались одногодками. Он рассказал нам во всех подробностях о сгоревшем мосту и пожаловался на хитрую рыбу: чтобы ее поймать, требуются время, знания и хорошие снасти. Откровенно говоря, долгой беседы и обмена опытом с ним не получилось, поскольку мы использовали разное снаряжение.

На прощание он растолковал нам, откуда взялось такое название деревни:

— Так Обь рядом, километров 15 отсюда. А поселение наше под этой рекой, вот и название — Подоба.

Нас такое объяснение удовлетворило и положило конец досужим домыслам и измышлениям.

После застолья, обогревшись, стали собираться спать, но тут появилось предзакатное солнце. Наконец-то дождливый циклон покинул пределы региона.

Хитрая рыба

Утром хозяин встал вместе с нами и, расспросив о планах, посоветовал порыбачить с дюралевой лодки, что лежала в прибрежных кустах. Без завтрака помчались мы на «луноходе» к Мингеру. Но не тут-то было. Злополучный низменный участок так размок, что наш «вездеход» при увеличении скорости становился поперек дороги, и снова в дело вступала лебедка.

Но все же добрались до реки. Дюралевую лодку кормой вперед столкнули в воду, привязав за кол, вбитый в берег. Я закинул две поплавочные удочки, предварительно подкормив «активатором клева» предполагаемый участок лова.

Насторожила тишина, которая царила на реке: ни одной ряби, ни всплеска, не говоря уже о гоне щуки или окуня за мальками. Я поменял насадку опарыша на червя. Результат тот же — вялые подрагивания поплавков указывали на то, что кто-то на глубине присутствует, но есть не хочет. При проверке насадка оказалась объедена только со стороны цевья, а на жале кусочки червей остались нетронутыми. Прав был дедушка Сергей, который жаловался на хитрую рыбу.

После двухчасового ожидания и любования исключительно благоприятной погодой пришлось организованно отступить. Только приятелю удалось добыть трех увесистых карасей. Вот и вся рыбалка.

Однако неожиданный результат в таежном краю не обескуражил нас. Вспомнили фразу из какого-то телевизионного комикса: «Разве на рыбалке главное рыба?». Добрые, приветливые люди, хорошие беседы, теплое солнечное утро, спокойная сибирская река и бескрайнее море тайги дали нам хороший заряд бодрости и установили душевную гармонию.

Мы вернулись отдохнувшими и пообещали все-таки добраться до глубоких озер на севере Шегарского района в другой раз. А фаршированные караси, запеченные в сухарях, создали прекрасное настроение всем членам семьи. Разве в магазине такое лакомство купишь?

И в черте города есть место рыбалке

Отдохнув после экстремальной поездки в таежные края, я получил возможность снова побывать на своем излюбленном месте — «плесе», что на правом берегу реки Томь, в пределах города. Это было первое утро, когда осень ярко заявила о себе. Хорошо, что оделся потеплее, и холодный северо-западный ветер не испортил мне рыбалку.

Настроив два фидера, я ожидал поклевку, которая вскоре последовала. И вот уже приятного размера елец затрепетал в садке. Были еще поклевки, и такие же рыбы одна за другой отправлялись в свое новое зарешеченное «жилище». Я уже начал мечтать о хорошем подлещике или язе, которые раньше нередко ловились в этом месте.

Но клев внезапно совсем прекратился. Я решил, что во всем виноват холодный ветер, который поднял волну. Но мое рыбацкое сознание неотступно будоражила мысль, что в прикормленном место собралось много мелочи. Клев действительно вскоре возобновился. Однако резкие и отрывистые поклевки лишь подтверждали предположение, что за приманкой охотится мелкая рыбешка, которую трудно подсечь. Так и оказалось. Несколько выловленных небольших ельцов и даже уклеек удалось вернуть обратно в родную стихию.

Охота на хищников

Вместе с тем я подумал, что раз здесь появилась мелочь, то, значит, неподалеку плавает и хищник — щука или судак, возможно, и окунь. Это их корм. Но крупные особи белой рыбы предусмотрительно удалились на безопасное расстояние.

И тут я вспомнил, что в рюкзаке должен сохраниться земляной червь. Он обитал в холщовом мешочке с большим количеством периодически увлажняемой земли. Я не ошибся: червь был жив. Он похудел, но подвижности не потерял. Насаживаю его на один фидер, а сам боюсь, что ерш замучает. Так и есть: поклевка последовала незамедлительно, и «комендант акватории», как мы его прозвали, затрепетал на крючке.

Отпустив эту рыбу в воду, сделал еще заброс. Теперь поклевка последовала резкая, я бы сказал, «дерзкая», которую трудно с чем-то спутать. В моем садке оказался приличных размеров чебак. Так повторилось несколько раз. Попеременно с ершом стал клевать хороший чебак.

Я успокоился, рыбалка не сорвется. И последовала какая-то необычная потяжка, одновременно кончик удилища сгибался и постоянно дрожал, леска уходила в сторону. Подсечка, и что-то упрямое потащило мою снасть прочь от берега. Я не растерялся, медленно вращая катушку спиннинга, подвел рыбину к берегу.

Беспокойная щука

Почувствовав свое бедственное состояние, серая с красными плавниками красавица-щучка сделала «свечку» и пошла гулять из одной стороны в другую. Хорошо, что рядом не было других рыбаков, и я беспрепятственно вытащил ее на берег метрах в десяти от своего насиженного места. В щуке не было и килограмма, но шуму наделала много.

Она подтвердила мою версию о том, что наша прикормка собрала мелочь, а за ней пришли хищники. Щучка клюнула на червяка. Видимо, разуверившись поймать малька, польстилась на «беспозвоночную насадку». Это оказался первый щуренок, пойманный мною в Томи на удочку. На спиннинг на реке Анме мне довелось добыть несколько хищниц на блесну.

А рыбалка продолжалась до тех пор, пока не кончилась каша. Хотя и холодный, и ветреный выдался день, но уловистый. Кроме того, я познакомился с новым любителем рыбалки Александром, который, судя по экипировке и прекрасному снаряжению, был асом в этом деле. С противоположного конца города на автобусе с пересадкой он приехал сюда, чтобы часок-другой посидеть на берегу Томи с удочкой.

Поклевки на его великолепной снасти не заставили себя ждать. Опытный рыбак-любитель, он охотно рассказал о рецепте приготовления своей прикормки. Жаль, что телефонный звонок позвал меня домой. Да и каша, припасенная для рыбы, закончилась. Однако я надеюсь еще не раз побывать с удочкой на берегу до наступления серьезных холодов.