Зимой — за клыкастыми!

Выловленный судак

На календаре — 12 декабря 2006 года. На улице — мороз. Вначале обещали небольшое похолодание, но вчера повалил снег. Закружила белым покрывалом поземка. К ночи вызвездило, и лед на водохранилище начал потрескивать. Ночью градусник у меня на окне показал минус 22 градуса. И подумалось: «Наверное, рыбалку надо отставить».

Александр посмотрел на меня своими грустными глазами, а по лицу словно можно было прочесть: «Зачем откладывать?! Не надо отказываться от поездки!».

Рыбалка нас ждала ходовая — все время от лунки к лунке. Замерзнуть не успеешь, а если вдруг станет холодно, то есть ведь термос с кипятком! Да и одежда на нас крепкая — валенки, меховые рукавицы, маска на лицо. В общем, все готово, только мы сами что-то «барахлим»!

Так что можно было идти. Да еще стоило помнить, что вчера мой приятель почти в черте города достал на водохранилище десяток судаков и два из них — по три килограмма. Ну как тут не пойти? Конечно же пойдешь!

Я взглянул по сторонам: все смотрели на меня. Молча надел вещмешок с моими рыбацкими принадлежностями и вышел на улицу. Кругом было бело, и мороз сразу же схватил за кончик носа.

— Ну что, поехали? — спросил Шурик Князев и, не дожидаясь ответа, полез в машину.

Ледовая авантюра

Через 15 минут мы уже были на Шершневском водохранилище. Сразу перед нами ощущалась стена ветра, колючего снега и мороза. Чтобы окончательно заставить нас не сомневаться, машина ушла.

И вот мы стояли втроем на морозном ветру. Мне даже показалось, что выглядели мы как заправские авантюристы. Молча достали коловороты и удочки. Одну за другой просверлили три лунки, отходя от берега водохранилища вглубь, и начали блеснить. Так прошло минут пять. Поклевок все не было. Мы подождали еще пару минут.

Потом вытащили удочки из воды. Я намотал леску на меховую варежку и пошел прямо вперед по льду. Мои товарищи двинулись следом. Пройдя вперед метров 80-100, мы остановились, просверлили новые лунки и продолжили наши попытки поймать судака. Но пока все было пусто. Имелись только ветер, мороз да еще несколько фигур, которые так же, как мы, болтались по водохранилищу в надежде поймать свою удачу. Никаких признаков клева даже близко не намечалось!

И вновь мы шли вперед, опять делали новые отверстия во льду. Кто-то на ходу менял блесну, кто-то подкармливал новые лунки мормышом в надежде привлечь судака. Но пока все наши действия не приносили нам никакой отдачи.

Снаряжение для подледного лова

Блесна у меня двусторонняя: с одного боку — белая, с другого — желтая. В нижней части — тройной крючок, несколько прикрытый тонким красным поролоном. Точно так же я прятал острия на щучьих блеснах. Это помогало, и даже очень!

Ближе к тому месту, где крепится крючок, блесна изогнута волнообразно. Такая форма позволяет ей «бросаться» из стороны в сторону, а также легко смещаться вверх и вниз. Был у меня и балансир, применяемый для ловли судаков. Но рыбачить с ним я не пробовал…

Тем временем мы вновь сменили место. По моим подсчетам, под нами сейчас было старое русло реки Миасс. Просверлили лунки в самый раз — почти в центре. Рыба, особенно хищная, любит там застаиваться.

На водохранилище была поземка. Ветер нес снежную пыль, бросал ее прямо в глаза, мешал смотреть. Мы уже просверлились на этом месте по нескольку раз, но поклевок все не было.

Впереди на льду заметили пеструю палатку. Рядом был ввернут бур. И шнур, идущий от него, удерживал палатку на месте. Я шел мимо и на ходу поинтересовался у коллеги по увлечению:

— Рыбу случайно не продаете?

— Весной приходите! — ответил он. — Рыбка будет, ну а сейчас, наверно, пустая затея!

Игра с приманкой

Мы прошли еще метров 100 и опять стали сверлиться. Замерил глубину — оказалось, что под нами метра два с половиной, три. Подкормил лунку, опустив мормыш прямо на дно. Потом погрузил в воду блесну. Стоя смотрел, как леска уходила в лунку. По инерции запрыгал кончик удилища. Я его приподнял сантиметров на 20 и очень аккуратно подбросил блесну. Секунды три не было никакого движения.

Через несколько мгновений я продублировал маневр — опять блесну вверх и стоп. И так повторял раз за разом. А затем опустил приманку на дно и оставил ее там без движения. Уже бывало, когда она при ударе о подводный грунт поднимала вверх разную муть, после чего обычно происходила поклевка…

В последнее время на Шершневском водохранилище судака развелось довольно-таки много. Растет он быстро. В нашей стране за три года клыкастый в среднем достигает 1,5 кг. А у нас на Урале за это же время он прибавляет в весе только килограмм. Хотя в регионе встречаются экземпляры, масса которых доходит до 8 кг…

Первые судачки

Я взглянул на своих спутников. Саша — заядлый рыбак и охотник, но не всегда удачливый. С нами еще Василий Степанович — потомственный рабочий с Челябинского тракторного завода. Рыбалку, как сам говорит, любит больше всего на свете. Какие только водоемы в области не обловил…

Только я подумал о Василии Степановиче, а он уже удочку опустил на лед и начал что-то вываживать. И перед нашими глазами оказался выловленный судак граммов на 400. Я подошел к Степановичу: он выглядел довольным, улыбался. Начало есть!

Тело судака удлиненное, слегка сжатое с боков. Чешуя мелкая, крепко сидящая. Спина зеленовато-серая, брюхо белое, на боках туловища — буро-серые поперечные полосы.

Я еще раз взглянул на своего товарища и порадовался за него. А сам подумал, что пойманный судачок явно сеголеток. А они обычно живут стайками и кормятся сообща.

Степанович опустил блесну в лунку и вновь начал трясти. Я стоя наблюдал, как он это делал. А у него приманка только поднялась ото дна, а сторожок уже раз — и свернулся! И еще одна поклевка! Второй судачок был выдернут из воды на 20-градусный мороз.

Я пошел к своей лунке, попробовал ловить. Все попытки завершились ничем! У Александра тоже ничего не было. Мы двинулись в сторону Степановича. Не доходя до него метров 20, я просверлил лунку. По леске было видно, что здесь глубже на полметра.

Как только блесна дошла до дна, начал ее приподнимать. Рукой ощутил стук — поклевка! Она была быстрая, как бы с ходу. Но, видно, не судьба. Я выругался про себя: «Вот ведь старье! Вовремя подсечь не могу. Дома сидеть надо!». А рука автоматически тянула удочку, периодически подрагивая кивком. Вниз! Вверх! И еще несколько раз.

Рыбацкая удача

Я заметил, что ветер начал стихать и вроде бы стало теплее. Стоя к Степановичу спиной, слышал, как он приговаривал:

— Ну пошел, пошел. Давай, давай!

И тут же раздался стук рыбы об лед. Я обернулся и увидел, как пляшет свой последний танец клыкастый весом с килограмм. И в это самое время удочка в моей руке дернулась. На этот рывок тело как-то само ответило подсечкой. Последовала короткая борьба: у кого — за жизнь, а у кого — ради спортивного интереса. И вот уже судачок-сеголеток лежал передо мной на льду. И у меня начало есть!

Мы еще с полчаса стояли на этом месте, пытаясь что-то поймать. Но надежды наши не сбылись. Пришлось идти дальше, рассчитывая на рыбацкую удачу. И в тот морозной день она нас не покинула. Я добыл четырех судаков. Два из них были по килограмму. Александру повезло на сеголеток, он поймал пять экземпляров. Но всех превзошел Степанович. Одиннадцать выловленных судаков лежали у него в мешке. Когда мы шли к машине, приятель ворчал так, чтобы мы слышали:

— Знал бы, не ловил столько, а то таскай теперь вас!