Пора на лед!

Рыбалка на северных реках

После прихода серьезных морозов реки и озера покрываются толстым белым панцирем и готовятся к долгой спячке. И только пугливые трещинки, убегающие вдаль по ледяной глади, напоминают нам о жизни там, в глубине наших многочисленных водоемов. Эта пора, которую ждут многие рыболовы, и мы, жители Севера, не исключение!

Планировать поездку мы, как и положено, начали загодя. Выбрали место, вернее сказать, решили проверить участок одного притока Нижней Тунгуски, про который нам рассказал мой хороший знакомый охотник. Его промысловый участок находился в том районе. Этот же приятель безвозмездно предоставил нам свою базу для проживания.

Снаряжение для рыбалки на северных реках

Я бывал в тех краях несколько раз, но по открытой воде. Для всех остальных участников путешествия места были совершенно незнакомые. Обсудив некоторые детали по сборам и времени подготовки, мы стали ждать начала сезона.

Появилась возможность изготовить зимние блесны, или вернее будет их назвать джиг-головками. Я их делаю из меди — трубок или листовой, придав ей форму. По моему мнению, это один из лучших материалов для создания зимних и летних блесен. Любит наша рыба красненькое!

Для обмотки использую перо. Но для крупных крючков предпочитаю медвежью, желательно рыжую, шерсть. Обязательно закрепляю обмотку клеем. С наживкой мы не «заморачиваемся», в основном используется рыбий глаз или же белая часть брюшка. Я сейчас говорю о снастях для рыбалки на реках, удаленных от поселка и малодоступных…

Бытовые вопросы

И вот наш вертолет за 40 минут домчал нас до цели. Разогнав пушистый снег и мелкую гальку с косы напротив охотничьей базы, винтокрылая машина «попрыгала» на месте, прощупывая плотность почвы, и всем весом опустилась на шасси. На холме виднелось несколько строений, жилых и хозяйственных. Все были покрыты слоем снега и хвоей, лежащей на нем, как приправа.

Мы быстро выгрузились. Самым тяжелым был снегоход. Все остальное снаряжение просто скидали возле брюха вертолета и прижали своими телами. Машина вертикально взмыла вверх и скрылась за макушками деревьев.

В день приезда рыбалка не получилась. Мы прибыли уже поздновато, потому что ждали из Красноярска самолет, на борту которого находились друзья из Москвы и Сургута. Ночью идти ловить на неизученном водоеме не имело смысла. Так что время, оставшееся до конца дня, решили посвятить бытовым вопросам — сбору дров, доставке воды, приготовлению еды и так далее.

Первые лунки

Утром будить никого не пришлось. Все были на ногах еще затемно! Позавтракали на скорую руку и вскочили на снегоход. Ехать до впадения притока оказалось недалеко — километра не будет. Так что серьезные сборы не требовались. Спустя немного времени наши буры уже грызли крепкий лед.

Для меня место было знакомое. Я приезжал сюда пару раз — летом и осенью, поэтому знал примерное расположение потенциально клевых мест. Одно из из них начиналось с устья притока и с углублением уходило вверх по основной речке.

Ниже находился остров, одна протока которого была сухая, а вторая — сплошной мелкий перекат, не представлявший для нас интереса. Сверлились в основном на небольших глубинах — от 50 до 100 сантиметров.

Проделки тайменя

Что удивительно для рыбалки на северных речках, так это возможность практически на одном месте поймать почти весь видовой состав водоема. На верхней и нижней границах ловились вперемешку с ленками приличные щуки килограммов по пять, а то и больше.

В лунках ближе к притоку клевал хариус. Там же был ленок и изредка попадался сиг. А вот щуки не было вообще. В самой речушке рядом с устьем поймали одного леночка. Выловили также несколько харюзков.

Но все мы мечтали добыть солидного тайменя. Для этого даже лунки на 200 миллиметров сверлили. Но, увы, нам удалось поймать только несколько мелких особей — до пяти килограммов весом. Их пришлось отпустить подрастать. Однако было и два случая обрыва лески. Вероятно, это «хулиганил» крупный таймень.

Года полтора назад в конце августа мне попался здесь экземпляр весом в 23 килограмма. Скорее всего, и теперь «орудовал» таймень примерно такого же размера. А может, и более подросший. Мы конечно же пробивали новые лунки крупными снастями. Но он на них по какой-то причине не зарился. А вот мелкие приманки кушал, причем без особого вреда для себя.

В гости к «старому знакомому»

В шести километрах выше по основной реке есть карасиное озеро. Из него вытекает небольшой ручеек, под ним — ямка, а сверху — мелкий песчаный перекат. В прошлом году по первому сентябрьскому снегу я ходил туда пешком, смотрел следы лося.

Чтобы не скучать, взял спиннинг и по дороге поймал несколько ленков. А в этом месте зацепил среднего таймешонка, на 10-12 килограммов, поигрался с ним и отпустил.

Теперь я решил навестить этого «старого знакомого». Серега Ткаченко вызвался составить мне компанию. Мы завели импортный снегоход и пустились в путь.

Что для такой техники шесть километров?! Нам удалось добраться до места всего за несколько минут. Мы просверлили лунки и с большой надеждой опустили в них крупные блесны. Но, увы, даже леночек не попался! Просто полное безрыбье!

Экстремальная поездка

На следующий день с утра пораньше, как и положено, все уже были на своих «рабочих» местах. Кто-то расчистил старые лунки, прихваченные морозом за ночь, кто-то просверлил новые. Клев не радовал активностью, становилось скучновато!

Я вспомнил еще об одном интересном месте. Примерно в трех километрах вверх по притоке мне встречались довольно неплохие щуки. Летом они, конечно, были среднего размера. Но ведь сейчас зима!

После недолгих уговоров Сереги мы скидали свои снасти, бур и поехали туда. Первый километр по притоку преодолели нормально, а потом нас ждал сюрприз. При пересечении очередной ямки нарты, на которых я сидел, не поехали, а поплыли по осколкам плавающих льдинок! Из-под «гусянки» полетела в лицо вода с ледяной крошкой!

На мой крик обернулся Сергей, понял, в чем дело, и, добавив газу, пролетел ненадежный участок на всех парах. Утонуть на такой речушке, конечно, невозможно. Но и мокнуть как-то не хочется.

Следующие ямки мы пересекали уже осторожней. Я переходил, прощупывая лед. А потом Серега на большой скорости пересекал опасный участок. Так мы и добрались до цели нашей поездки.

Изобилие сига

Сверлиться начали с верхнего конца участка. Глубина составляла около двух метров, рыбы не было. Клев появился примерно в середине, где оказалось заметно мельче. Обитатели протоки атаковали крючки без заметной активности. Примерно на три пробуренные лунки приходился один пойманный ленок или хариус.

Зато, когда мы выбрались на мелководье, клев усилился. Глубина там составляла всего 15 сантиметров. Основной рыбой был сиг. Причем ловился на крупную ленковую блесну!

Просидели мы там до сумерек. Потом пришла пора ехать, хвастаться уловом и слушать нотации от старших товарищей. Ведь уехали еще до обеда, а уже вечер! Ну ничего, ради такой рыбалки можно и потерпеть! Может, мы бы и еще посидели, но нас стало заливать водой, идущей поверх льда. Видимо, где-то перекат перехватило. Значит, судьба!

Вперед — без разведки!

Следующий, последний, наш день в этом прекрасном месте решили посвятить поездке вниз по основной реке с конечной остановкой на щучьем озере. Протяженность маршрута составляла около восьми километров. Но с учетом времени на рыбалку это было как раз на световой день.

Мы с Серегой предложили вначале произвести разведку молодыми участниками команды. Однако эта идея почему-то была резко отвергнута.

В итоге поездка по самой реке оказалась не очень успешной. Рыба клевала вяло даже на весьма перспективных, на наш взгляд, местах. До поворота на щучьем озере мы поймали всего несколько леночков да с пару десятков хариусов.

Щедрое озеро

Меж тем стало уже чувствительно холодать. Прямо до озера на снегоходе нам доехать не удалось: помешал крутой берег. Пришлось со всем рыбацким скарбом продираться метров 100 по тайге.

Озеро выглядело безжизненно: торчащие коряги, нависший над ними с другой стороны мрачный утес да еще низкое свинцовое небо. Картина не предвещала хорошего клева и веселья.

Но, как ни странно, на первой же лунке в коряжнике произошел обрыв, больше похожий на удар рыбы. Пришлось срочно переделывать удочки. На всех была только одна катушка с приличной леской. Мы ее поделили поровну на всех, пообещав хозяину такого богатства вернуть по приезду все с лихвой.

Переоснастили удочки и приступили к лову. Озеро, встретившее нас так недружелюбно, в итоге порадовало своей щедростью. Из своих закромов оно выделило нам десятка три вполне достойных щучек.

Прощальный подарок

Утром ждал ранний подъем, но не связанный с рыбалкой. Нужно было уже собираться в обратный путь. Вертолет, следующий по маршруту аэропорт «Горный» — поселок городского типа Тура, ожидался до обеда.

Скоро все разъедутся по своим делам… Когда теперь соберемся? Да и все ли смогут? Но сквозь грусть пробивались ростки новой рыбацкой мечты, которая ведет нас по рекам нашей необъятной Родины, подгоняя ветерком надежды!..

В момент посадки прибывшего за нами вертолета Серега поймал рыбу. Это был словно какой-то знак. Река подарила на прощание двухкилограммового окуня, словно визитку при расставании!

Нам, пожарным, желают «сухих рукавов», а я вам пожелаю мокрой лески!!!