Банальная тема

Мы возмущаемся, видя беспорядок и мусор на берегу; негодуем, наблюдая браконьерский беспредел. Но всегда ли мы ощущаем собственную ответственность за то, что творится вокруг нас?

Тема рыболовной культуры банальная, неприятная, даже непонятная многим: что это за культура такая? Это заграницей культура, а у нас — рыбачат, как хотят. Однако прямо на глазах меняется облик рек, некогда красивых и опрятных. И «прозревает» рыбак, понимая: надо что-то менять.

Самый близкий пример человеческого равнодушия к природе — река Мулянка в пределах микрорайона Паркового. Если верить рассказам старожилов, в ней даже хариусы когда-то водились. Чистая была. И что мы видим сейчас? Берега красивой некогда речушки в черте города превратились в зловонную помойку, в которую свою «лепту» не внесет разве что ленивый да брезгливый. Сейчас там не то, что купаться и рыбачить — мимо пройти противно. Недовольны все, кто привык пользоваться «услугами» речушки, но самое поразительное — мало у кого возникает мысль прийти и просто прибраться на своем любимом месте отдыха. Есть отдельные энтузиасты, есть, только убирает один, а гадят — десятки и сотни. Даже традиционные весенние субботники мало помогают речушке — природе нужно постоянное внимание.

Традиционно считается, что на природе «можно все». То есть расслабиться нужно как-то человеку, одичавшему в городских джунглях? Нужно! Вот и расслабляются, кто как может. Спиртное — это обязательно. Не зря же на «рыбацких» трассах ночные магазины дежурят — как это на рыбалку да без водки! А там, глядишь, кому-то уже не до рыбы — отдыхает…

На природе можно все: пить водку, материться (несмотря на то, что рядом дети и женщины), хамить и даже драться за клевое место! Не потому ли все чаще я слышу от своих коллег: хорошо бы такое место найти, где никого нет…

Случай был: поехали с друзьями на Сылву рыбачить. Приезжаем на свое излюбленное место: народу — как на Черном море в разгар сезона. Пока собирали лодки и готовили снасти, на берег целый автобус выкатил — свадьба! С танцами, с фейерверком. Какая уж тут рыбалка — за весь вечер одного окунька испуганного вытащил и все. Плюс сети: каждый камышовый кустик был ими опутан. Каждый!

Что самое обидное, мало кто из отдыхающих прибирает за собой. Остаются на берегу безобразные следы отдыха «культурных» людей: мусор, обрывки сетей, банки, бутылки. Место, где сотни людей могли бы наслаждаться природой, становится попросту опасным. И уже вместо «Далеко не заплывай!» говоришь ребенку, что здесь купаться нельзя, а по берегу обязательно ходить в обуви. И как, скажите, объяснить растущему человечку, что пьяный дядя, танцующий у костра — это не обезьяна, хотя очень на нее смахивает? Приходится объяснять, что устраиваемое взрослыми безобразие — это не пример для подражания. Что мусор, оставленный другими, надо убрать. Что сети, забытые случайными «рыбаками», надо обязательно собрать и уничтожить, иначе вся рыба погибнет.

Браконьерство — отдельная тема, конечно, но отношение к закону — тоже часть нашей с вами культуры. Всем же понятно, что одним запретом ситуацию не изменить.

Если почитать посты на любом рыбацком форуме, так сердце радуется — сколько людей, искренне болеющих за реку, за культурную рыбалку! Однако когда дело касается личного участия в конкретном мероприятии, направленном против браконьеров, количество «борцов» за чистоту рек резко сокращается.

В прошлом году на одном известном пермском форуме рыбаки развели активные дебаты по поводу того, как бороться с браконьерами. Предлагались самые разные варианты: от мирного бойкота магазинов, продающих сети, до создания «боевых бригад». Даже инициативную группу создали и отправили в Пермский территориальный отдел Средневолжского территориального Управления Федерального Агентства по рыболовству. Мол, готовы помогать и людьми, и транспортом! В итоге, когда позвали рыбаков на совместное инспектирование, вызвался один-единственный человек! А пустопорожние разговоры продолжаются. Может, хватит уже болтать?

Что касается браконьерства, то тут напрашивается аналогия с нарушениями правил дорожного движения: вроде бы, согласны все, но насчет соблюдать… То есть когда вы попадаете в ДТП по вине какого-нибудь бесшабашного лихача, вы искренне возмущаетесь: надо же, какой негодяй! Наказать! Но когда сами… На красный свет? Да успею! Не уступил дорогу? Да не страшно, я потихонечку! На «встречку»? Да мне нужно поскорей! То есть мы все за то, чтобы закон соблюдался, но самим соблюдать — не то, чтобы скучно, немодно, стыдно даже. Не принято в нашей стране быть законопослушным.

Тысячи рыбаков круглогодично выезжают на водоемы, но рыбацкое счастье часто имеет вид экологической катастрофы — часть выловленного улова остается на берегу. Много рыбы больной, зараженной паразитами, но есть еще одна причина варварского отношения — не все любят речную рыбу. Принцип «поймал-отпусти», усиленно культивируемый на Западе, плохо пока приживается на российских просторах — традиция не позволяет. Проще выбросить.

Пермский край — один из немногих регионов РФ, где интенсивное использование водных биоресурсов не сопровождается планомерным воспроизводством рыбных запасов. Можно ли переломить ситуацию? Можно, считают специалисты Института озерного и речного хозяйства, если изменится отношение не только чиновников, но и всех, кто пользуется природными ресурсами (безвозмездно!). Замечательный русский писатель Виктор Астафьев, хорошо знавший и любивший наши края, написал когда-то слова, к которым стоит прислушаться: «…услышь, человек… — нельзя далее поперек природы идти, нельзя себе вперерез, иначе запустеет вокруг, зарастет бурьяном, и сам в себе (человек) выродится, запаршивеет, лишится силы и последнего разума».

Андрей Никулин, г. Пермь

kultura

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий