Находчивый, умелый рыбак

любитель рыбной ловли

О ротане я впервые узнал несколько лет назад из материала известного в стране журналиста Василия Пескова. И позже из разных источников стало известно об этой странной на вид рыбешке. Доходили слухи, что ротан — хищник, очень прожорлив, может уничтожить в водоемах всех своих сородичей. Песков сообщал, что эта рыба живуча и неприхотлива, в Подмосковье ее встречали даже в больших лужах.

Спустя некоторые время уже и местные жители стали говорить, что поймали ротана в наших водоемах. Известный в то время рыбак Виктор Виноградов рассказал, что на одном из озер этот хищник клюнул сразу на две насадки и заглотил оба крючка.

Новости все больше интриговали удильщиков, в том числе и меня. Я сообщил об этом своему соседу — большому любителю рыбной ловли Виктору Лобухову. Он ответил:

— В выходной день поедем с тобой за ротаном. Лучше всего его ловить на мясо, я использовал шкурку курицы.

Меня очень обрадовали эти слова. Я начал просматривать свои снасти: заменил поплавки, привязал крючки средней величины. Все проверил в ванне с водой. Главное, чтобы поплавок держался вертикально, то есть надо угадать, какой использовать грузик. Словом, я приготовился основательно.

За ротаном

Ранним утром на «Ладе» Виктора поехали мы на озеро Доминное, что в 9 километрах севернее поселка Кудряшовский. На берегу много зарослей, но мне удалось найти хороший подход к воде. Виктор ушел левее, в том месте много росло лилий с широкими листьями.

Клев начался сразу: поймал я несколько гольянов, небольших карасиков, и только примерно через час на крючке оказался ротанчик, проглотивший насадку до самых кишок. С радостью понес я свой трофей, чтобы показать соседу. При первых словах, произнесенных мною, он заметил:

— Посмотри в мой садок!

Я взглянул и обомлел. Садок был наполовину забит ротанами разной величины. Тут я понял свою ошибку и впервые оценил находчивость и умение своего соседа. Оказывается, в то время как все мои силы уходили на попытки забросить леску с крючком как можно дальше, Виктор опускал крупную зимнюю мормышку с коротким удилищем и сторожком на конце у берега меж листьями лилии.

— Ротан — хищник хитрый. Он прячется меж широкими листьями и ждет свою жертву. Когда мимо проплывает карасик или гольян, мгновенно набрасывается на них и почти живыми проглатывает, — пояснил мой сосед.

Тут же при мне Виктор опустил меж листьями большую мормышку с красной ленточкой на конце и вытащил крупного ротана.

Импровизированный ледокол

Можно привести массу других примеров находчивости рыбака-любителя. Однажды осенью, когда только наступали первые холода, мой сосед, как и другие, отправился с поплавочными удочками на реку Чаус. Оказалось, что на поверхности уже появился ледок, привезенную снасть не забросишь.

Что делать? Многие приезжие походили по берегу, посетовали на такое состояние реки и укатили по домам. Но не таков герой моего очерка. Он накачал резиновую лодку, пробил веслом лед и опустил туда плавательное средство. «Поднялся на борт» и продолжил путь.

Веслом впереди разрушал лед и так добрался до места, где уже можно было использовать снасть по следу, где прошло утлое судно. Невдалеке рос куст тальника. Забросив удочку поближе к нему, Виктор почти сразу же выдернул крупного окуня. Потом вновь и вновь вытягивал по рыбине. Домой вернулся с богатым уловом…

Полный садок

Я не перестаю удивляться находчивости и изобретательности соседа. В начале июня мы отправились с ним на Марусинский котлован, где ловился приличный окунь. Я был очень рад этому выезду. Был теплый солнечный день, но дул сильный ветер.

Мы проехали на противоположный берег, где невдалеке росли березы. Крутизна откоса срезана бульдозером, чтобы не допустить крупных обвалов в водоем. Березы и берег сглаживали ветер, порой ураганный. Мы спокойно начали забрасывать поплавочные удочки в воду, где только иногда появлялась рябь. Клев на червя был отличный.

Сидели мы друг от друга метрах в 60. Вытащив очередного окуня, я нередко поглядывал в сторону соседа. У меня задействованы две удочки, у него — три. Порыбачив чуть больше трех часов, решили ехать домой.

Я радовался улову: 35 окуней средней величины, чего давно не было у меня. Каково же оказалось мое удивление, когда мне на глаза попался полный рыбы садок Виктора.

— Сколько ты поймал? — спросил я у него.

— Не считал, — ответил он.

Но меня очень интересовало: сколько же в садке особей? На другой день сосед сказал, что поймал 122 окуня. Я по сей день не могу представить, как можно успеть забросить и вытащить удочку свыше сотни раз, да еще и с рыбой! Разумеется, эта история произошла до установления суточных норм вылова в нашем регионе…

Мастер на все руки

Перед окончанием той рыбалки случилось непредвиденное. Споткнувшись о бугорок, я левым сапогом наступил на удилище, которое за день до этого купил за 445 рублей. Оно переломилось в конце — на предпоследнем колене. Подойдя к машине, признался Виктору:

— Только что закопал в песок 445 рублей!

— А я 800! — с горечью в голосе ответил сосед.

Дело в том, что накануне рыбалки Виктор с гордостью показывал, какой прекрасный, очень легкий ящик он купил в магазине. И в самом деле, можно было позавидовать: поблескивала на солнце зеленая краска, крышка обита удобным для сидения материалом. А под ней всякие перегородки-гнезда, где многое можно хранить.

Но ящик был сделан из пластмассы, что, честно говоря, меня насторожило. Мои подозрения вскоре оправдались. Крышка не выдержала веса рыбака и раскололась. Я, конечно, выразил возмущение по поводу случившегося. А в ответ на мои слова Виктор спокойно произнес:

— Все будет в порядке! Отремонтирую твое удилище и свой ящик.

Прошло несколько дней. Проходя мимо, я заглянул к Виктору в гараж. Смотрю: сидит на том самом злополучном ящике. Оказывается, сосед снял верхнюю мягкую обивку. Точно по размеру наложил на треснувшую крышку прочную фанеру. По его собственным словам, «взял все это на заклепки». Снятый материал наклеил на фанеру.

— Теперь будет держаться крепко! Не страшны никакие перекосы, неровности! — объявил Виктор и тут же продемонстрировал мое отремонтированное удилище. — Готово! Чуть короче стало, но это не беда…

В самом деле, раздвинутое удилище едва уместилось в гараже. А я ведь думал, что ничего уже не получится починить, хоть выбрасывай.

Мастерить, что-то улучшить — одна из черт опытного и умелого рыбака Виктора Лобухова. О себе он не любит рассказывать, очень скромный. Все-таки мне удалось узнать, что его детство проходило на берегу реки Ини. Тогда в магазинах вообще не было никаких снастей. Все приходилось делать самим, приглядываться, как это получается у взрослых.

Крючки Виктор мастерил из швейных иголок, которые находил с трудом. Лески были из суровых ниток или конского волоса. Даже с такими простыми снастями он всегда приносил домой рыбу. Вот эта закваска мальчишки и осталась на всю жизнь.

Чувствительный поплавок

Несмотря на то что сейчас в магазинах все есть, Виктор до сих пор многое делает сам. Вот один из свежих примеров. Рыбачили мы с соседом на реке Чаус в Колыванском районе. Дул сильнейший ветер, высокая волна.

Однако чебачок все же попадался. Я вытащил несколько штук, однако из-за волны плохо замечал клев. Виктор посмотрел и предложил свой поплавок, сделанный из пробки и пера, взятого из крыла птицы. Он оказался настолько чувствительным, что при малейшем касании рыбы уже сигнализировал.

Мой сосед хорошо изучил повадки обитателей водоемов. На реке Чаус у села Скала есть небольшой по площади, но глубокий заливчик. Туда весной всегда заходит рыба, но поймать ее непросто. Сколько раз местные жители закидывали удочки… и все безуспешно!

Не мог ничего выловить на простую удочку и Виктор. Однако он не из тех, кто пасует перед неудачей и отступает из-за капризов природы.

Поразмыслив, Лобухов достал трехметровое удилище, на конце которого был большой сторожок. Леску взял чуть длиннее, привязал крупную мормышку. На крючок нацепил опарыша, забросил новую снасть в воду и начал подергивать.

Игра несколько напоминала зимнюю у лунки. И вдруг произошла сильная поклевка. Несколько секунд… и у ног рыбака затрепетал крупный язь! И так повторилось около десятка раз. А поплавок удочки как был недвижим, так и остался!..

Как известно, в Колыванском районе много рек, озер. Виктор все их знает отлично: где какая водится рыбина, когда ее удобнее поймать. В последнее время больше начал охотиться на хищников: щуку, судака, окуня. Но не пренебрегает и другими рыбками, помельче. На днях его племянник из Тогучинского района сообщил, что начала попадаться уклейка.

— Хотя она и меньше окуней или щук, но я люблю ее ловить, мне нравится, как клюет. Завтра же после работы еду к поселку Горный, а там невдалеке и озеро, — сообщил Виктор.

Наверняка привезет много или оставит сестре… Нередко любители рыбной ловли говорят об удаче. Возможно, она и есть, но везет только тем, кто сам отличается находчивостью и умелостью.