Мастерим сани-волокуши

Сделать сани-волокуши

Пешком на рыбалку уже давно никто не ходит. Одни используют легковые автомобили, но для бездорожья они не годятся и, в лучшем случае, лишь приблизят к вожделенной точке на карте. Другие обзавелись «джипами», однако и этот транспорт пройдет не везде. Самые продвинутые удильщики приобретают снегоходы или мастерят себе каракаты и «мотособаки». Но и здесь нет предела совершенству. Одно дело — довезти только себя любимого до водоема, а другое — еще и напарника с собой прихватить. Да пару рыбацких ящиков. И еще, если планируется выход с ночевкой или на несколько дней, надо взять палатку, запас воды, инструмент, продукты… Тут уж без саней-волокуш… не обойтись!

Покупка и обслуживание машины, да еще и снегохода или мотобуксировщика, — это уже серьезные траты. А ведь нужно еще учесть расходы на кучу всякого необходимого для рыбалки снаряжения. Так что в итоге далеко не каждому по карману оказываются еще и надежные фирменные сани. Это тоже не самая дешевая продукция. Однако выход всегда можно найти.

Материалы для доработки «тазика»

Пластиковые сани сравнительно доступны по цене. За характерную форму их в народе называют «тазиками». Но в базовой версии они весьма недолговечны. Стоит несколько раз протащить такие сани по наледям вдоль дороги, а то и вовсе по голому асфальту, и… все. Бегать же за новыми каждый сезон вообще не вариант!

Однако «тазик» можно легко довести до ума. При наличии некоторого запаса времени, инструмента (что не составит проблемы для автовладельца) и элементарных навыков работы с ним нет ничего невозможного.

Первым делом нужно закупить материал. Прежде всего, нам потребуется пластиковая труба. Диаметр — не менее 100 мм, толщина стенок — от 5 мм. Длина должна быть как у саней, но с запасом примерно в 100 см.

Теперь — самое сложное. Трубу следует «распустить» вдоль на две равные половинки. Места среза необходимо обработать рубанком до ровного состоянии. Если такого инструмента под рукой нет — придется повозиться, орудуя шлифмашинкой или напильником. Однажды я видел, как для заглаживания подобного среза использовали старый утюг.

Но все это детали. Выбор инструмента можно оставить на усмотрение мастера. Огромное внимание нужно уделить качеству. Чем ровнее получится плоскость, тем плотнее будет примыкание к днищу «тазика», а значит, меньше шансов на поломку.

Для направляющих потребуется металлический пруток сечением не менее 8 мм. Обе стороны этого «стержня» загибаются под углом в 90 градусов, а края нарезаются под гайку.

Процесс сборки

Затем можно начинать монтаж. В полозьях высверливаются отверстия под крепежные болты. Готовим подобные дырочки и под направляющие. Крепим полозья по краям саней таким образом, чтобы лишняя длина равномерно распределилась спереди и сзади. Головки болтов нагреваем до тех пор, пока они полностью не утонут в пластике. Так они не будут мешать скольжению.

Потом подвергаем термическому воздействию «лишнюю» часть полозьев так, чтобы они стали пластичнее, и загибаем их в направлении саней. В идеале хорошо завершить кольцо крепежом на борт. Потому-то и нужен солидный запас «на вылет». Иначе трубу можно перегнуть и сломать. Зато теперь сани без проблем будут скользить и вперед, и назад.

Теперь — направляющие. Отверстия для них, как уже было указано, делаются заранее. Оптимальное место размещения — ближе к концу саней. Набрасываем на зарезьбованные шпеньки шайбы и затягиваем гайки, плотно прижимая полозья к днищу.

Плюсов в такой доработке сразу несколько. Срок службы саней вырастает многократно. А сам «тазик», благодаря направляющим, перестанет рыскать во время маневров снегохода или «мотособаки».

Все — своими руками

Теперь рассмотрим вариант без приобретения основы. Рыболову придется самому сделать сани-волокуши.

Дерево на днище годится не очень в силу слабой сопротивляемости тому же асфальту и наледям. Значит, остаются металл и пластик. Впрочем, дерево не стоит совсем сбрасывать со счетов. Оно тоже подойдет… но для других целей. Об этом — чуть позже.

Вначале рассмотрим волокуши с днищем из листового металла. Первое и ключевое требование — способность материала сопротивляться коррозии. Паузы между выездами могут превратить сырое железо в ржавый хлам. Такой риск совершенно ни к чему, поэтому рекомендую сделать выбор в пользу оцинковки.

Материал можно купить в магазине, или… разобрать старую большую стиральную машину. Размер листа металла мастер подбирает произвольно, но не жадничая. Согласитесь, что слишком длинные волокуши — скорее проблема, чем удобство. Ширину стоит выбрать такую же, как у лыж или гусениц снегохода или «мотособаки», соотношение 1:1.

А вот теперь можно вернуться к дереву. Борта из него получаются… загляденье! Достаточно прочные, весьма легкие, удобные в обработке. Главное — их высоту не стоит делать больше полуметра. А длина должна быть короче, чем у листа металла, из которого создается дно.

Почему? Все очень просто. После того как передние и задние торцы будут закруглены, а каркас собран с помощью саморезов, придет очередь днища. Лист металла, из которого оно делается, нужно закрепить. А его концы поднять по закруглению спереди и сзади. Это обеспечит лучшее скольжение саням. Задник может быть короче, но не менее 10 см, иначе волокуши при любом движении назад будут пытаться набрать снега.

Работа со сварочным аппаратом и кувалдой

Думаете, это все? А вот и нет! Нужно еще запастись металлической трубой сечением 20-40 мм. Ее длина должна составлять не менее полутора метров. Этот элемент потребуется для сборки дышла.

При сварке труб не стоит забывать о нескольких моментах. Во-первых, об амортизаторах. Во-вторых, о ребрах жесткости собираемой конструкции.

В зоне сведения — то есть в противоположной от волокуш стороне — нужно подварить «оглобли» к другой трубе. Желательно, чтобы ее диаметр был раза в два с половиной больше. На эту вторую трубу следует наварить заглушку, в которой заранее создано отверстие под 10-миллиметровый прут. На одной стороне такого «стержня» надо сделать резьбу, а другую свернуть в кольцо под фаркоп.

После этого придется попотеть немного с кувалдой в руках у верстака. А куда деваться?! Зато изделие будет уже почти готово! Теперь нужно пруток с петлей вставить в отверстие в заглушке, накинуть на резьбовую часть пружину и шайбу. Затянуть все гайкой. Остается только закрепить дышло к саням, и можно отправляться в путь!..

Другие варианты

Встречаются еще волокуши с днищем из пластика. Я лично видел такие. Сказать по правде, технология мало чем отличается от описанной чуть выше, но… Работать даже с прочным и морозоустойчивым пластиком (или особенно с ним) — куда сложнее, чем с металлом… А потому многие мастера предпочитают все-таки сделать сани-волокуши из оцинковки.

Впрочем, какими будут именно ваши «тазики» — полностью «кустарными», доработанными, или исключительно покупными, — зависит только от вас. Здесь все определяется финансовыми возможностями и личными предпочтениями.

Ну а мы надеемся, что этот материал оказался для читателей весьма полезен. Хороших вам поездок на зимнюю рыбалку!

Арсений Маврин, г. Казань

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий