Паек из щук

Выловленная щука

Я всегда с трепетом и теплотой вспоминаю периоды детства, когда проводил время с отцом. Он многому меня научил и давал очень полезные жизненные советы. Меня всегда удивляло его умение находить выход из самых сложных и неожиданных ситуаций. В одной из них мы оказались с ним на рыбалке во время заготовки бревен около горной речки…

Помню, мне было лет 15-16, когда отец решил меня взять в лес. Мы должны были доставить материалы для пристройки, которая немного увеличила бы наш небольшой домик. Семья тогда жила в необычайно живописном месте — в деревне Чишма на севере Башкирии. Дома располагались там практически на самой макушке горы Таш-тау, окруженной смешанным лесом. С нее открывался великолепный вид на бескрайние поля, густые чащи и блестящую ленту реки.

Я тогда учился в техникуме, а на выходных по возможности приезжал домой повидаться с родными и помочь им по хозяйству. Вот и в этот раз сразу после прибытия получил очередную задачу. Отец попросил меня помочь ему привезти из лесу бревна. Мероприятие намечалось очень серьезное и непростое: за пару часов тут было явно не управиться. Стали собираться в лес как минимум на два дня с ночевкой.

Обитатели реки

Мы с отцом отправились за бревнами в начале октября. Осень тогда стояла ясная и сухая, что было нам как раз на руку. Перед поездкой мы собирались довольно быстро. Да и что там готовиться? Непромокаемых палаток, спальных мешков, примусов и прочего снаряжения современных туристов у нас тогда и в помине не было. Мы и не думали о них и действовали намного проще. Старались опираться на вековой опыт предков и быть ближе к природе. Кроме всего прочего, взяли с собой наборы для рыбалки — лески и крючки, хотя сомневались, что у нас останется время для лова.

От деревни мы ушли далековато — километров на десять. На одной из симпатичных опушек, окруженной лесными зарослями, решили остановиться. Отец приглядел неплохие дубы, несколько сосен и осин — было из чего выбирать. Пока он готовился к работе и привязывал лошадь, я решил осмотреться как следует и заглянул в чащу. Стояла ясная погода, и сквозь золото листьев в гущу леса просачивались яркие солнечные стрелы.

Вдруг совсем близко я услышал журчание воды. Спустившись с пригорка на шум, обнаружил речку, которую с нашей горы не было видно. Длина ее составляла около 150 километров. Речка протекала и в соседнем Пермском крае. Местами она была довольно полноводной. Около нашего привала ширина ее достигала 15 метров. По речке сплавляли бревна, и некоторые них них тонули по пути, поэтому ее дно кое-где напоминало деревянный пол.

На поверхности держались многочисленные опавшие листья и веточки. Однако воды реки были довольно чистыми, и сквозь них недалеко от берега я увидел несколько хорошеньких щук длиной около 30 сантиметров и более. Также на глаза мне попалась целая стайка то ли окуней, то ли плотвы: они так быстро пронеслись, напуганные новой упавшей веткой, что не успел их толком рассмотреть.

И сразу же мне захотелось порыбачить здесь. Место тут было тихое, спокойное, никто не мешал. Другие удильщики если сюда и забирались, то очень редко: дороги нормальной фактически не имелось. Вот и рыбы развелось много — она словно просилась в котелок! Хорошо, что снасти мы на всякий случай взяли.

Неожиданный казус

Но сначала, как говорится, дело… А потом уж можно было и потешить себя рыбалкой. Стали мы лес валить да рубить. Нелегкая это задача. Огромных усилий и сноровки требовала. Отец мой всегда дружил со спортом и обладал хорошими физическими данными, да и опыта в подобных делах имел немало. Я же старался ему помогать, как мог: пот с меня в семь ручьев тек. Поработав часа три фактически без перерывов, мы решили пообедать.

Заглянул я в наш тормозок и растерялся. У нас оказались тарелки, ложки, кружки, котелок, спички, соль и всего три луковицы и пара небольших кусочков хлеба. Как же так?! Вроде бы взрослые разумные люди собирались на тяжелую двухдневную работу и не взяли никакой провизии? Это было, по меньшей мере, очень странно. Высказав в сердцах все свои эмоции, мы поначалу не на шутку загрустили.

Однако уже через несколько минут отец снова подошел к телеге и достал из-под пакетов с посудой маленький пластмассовый коробок. В нем были самые простые наборы для рыбака: мотки лески, поплавки, грузила и крючки.

— Ну, давай показывай! — воодушевленно воскликнул отец. — Где ты там щук увидал?

Я, захватив немного хлеба для прикорма, пошел к берегу реки. И тут перед нами выросла новая задача. На хлеб зубастую не выманишь — ей бы чего помясистее. Живца бы! Но его еще нужно было поймать. Я уже собрался обрывком березовой коры выкапывать червяков, однако отец и тут нашел решение.

— Смотри! — сказал он, указывая на одну из луж (метра полтора в диаметре) с правой стороны от берега. — Там что-то плавает!

Мы подошли ближе и увидели плотную стайку пескарей, ютившихся под упавшими ветками и листьями. Видимо, рыбки оказались в этой луже после разлива реки, да так там и остались. Отец, недолго думая, засучил рукава и начал выхватывать их голыми руками. Вот было весело! Вода в луже забурлила, заплескалась, будто ожила.

В итоге мы выловили около 10-15 пузатеньких усатиков. Некоторые были совсем маленькие, другие — больше ладони. Вряд ли щуки могли отказаться от такого угощения! В целом на уху у нас теперь хватило бы и пескарей, да вот мысли о более крупной добыче не давали нам покоя. Мы с отцом решили все-таки попытать удачу и постараться поймать зубастую хищницу и отведать выловленной щуки

Первая поклевка

Подготовив наживку, перешли к охоте на главную добычу. Отец пошел вдоль берега, выбирая материал для удилища. Долго искать ему не пришлось: на пути попался ивовый кустарник с плотненькими и длинными ветвями. Для нас это бы то, что надо! Выбрав подходящие гибкие ветви, мы смастерили из них удочки, плотно привязав леску с поплавком и предварительно отрегулировав грузило для ловли на мелководье.

Зарядив крючок первым живцом — жирным 10-сантиметровым пескарем, отец запустил его в реку. Я тоже не зевал и снарядил свою удочку. Сделал заброс на пару метров от берега — в место рядом с камышами и с едва уловимым течением. Лесная тишина и умиротворение располагали к отличной рыбалке. Мы стали ждать и мысленно призывать удачу.

Надо признаться, что серьезного опыта ловли зубастых у меня еще не было. Мне попадались только мелкие щурята. Но по рассказам бывалых деревенских рыбаков я знал, что дело это непростое. Иногда ради одной щуки им приходилось по полдня сидеть в засаде.

Я совсем не хотел, чтобы и у нас так вышло. Голод, даже больше чем усталость, давал о себе знать! А перспектива остаться без провизии на оба дня как-то совсем не радовала и абсолютно не воодушевляла на дальнейшую работу.

Однако, к моему удивлению, долго клева ждать не пришлось: видать, щуки-то тоже еще не обедали. У отца поплавок заплясал первым. Но и мой не дремал. В итоге мы практически одновременно вытащили на берег по хорошенькой хищнице длиной почти до локтя. Такая удача нас вдохновила на продолжение рыбалки! Лучше было сразу основательно запастись провизией, чтобы потом не отвлекаться от работы.

Успешная рыбалка

На прежнем месте хорошо клевало, но я все же решил сместиться немного в сторону, чтобы не мешать отцу. Кроме того, у меня сохранялась надежда добыть трофей покрупнее. Я отошел метров на пять, обогнув заросли камышей и встав с другой их стороны. Насадив очередного толстопузого усатика, отправил его в воду.

И пяти минут не прошло, как мой поплавок резко пошел на дно! Я вытащил очередную зубастую «красавицу» длиною примерно в 30 сантиметров. Молодая и ретивая, она меня чуть было не цапнула за палец, что нисколько не испортило мне настроения и не отбило желания продолжать рыбалку. Но хватать добычу я старался теперь осторожнее.

Тут за камышами раздался очередной всплеск одновременно с радостным возгласом отца:

— Еще одна!

В тот день Фортуна была явно на нашей стороне! Казалось, будто щуки только и мечтали о пескарях из лужицы: хватали их без устали и без оглядки. Наверное, живя в такой глуши леса, хищницы и не подозревали о существовании удильщиков!

Если бы не поход за бревнами, то и мы вряд ли бы пришли сюда за рыбой. Представляю, как бы радовались такому клевому месту и неизбалованным щукам наши деревенские соседи, если б попали сюда! Зато теперь и мне было, что им рассказать!

Двухдневная уха

Примерно через 30-40 минут после начала рыбалки мы с отцом решили остановиться и наконец-то приступить к приготовлению еды. Уж очень слюнки текли по щучьей ухе! В нашем улове насчитывалось с полтора десятка зубастых.

Пока отец умело их разделывал и мыл, я развел костер и поставил воду в котелке кипятиться. Пригодились тут и лук, и соль. Конечно, мы еще раз посетовали на то, что ни картошки, ни достаточного количества хлеба с собой не взяли. Но уха, на удивление, оказалась наваристой и очень вкусной!

Выловленных щук нам хватило на оба дня, пока мы работали. Рыба нам заменила и первое, и второе, и хлеб, и овощи. После этого мне казалось, что щук я не захочу как минимум месяц. Хочется верить, что благодаря такой диете за эти два дня мы с отцом еще больше поумнели! Но одно запомнили точно: к подготовке провизии для дальнего и длительного похода нужно относиться более ответственно и обязательно проверять ее наличие перед отправкой в путь!