К каждому водоему — свой ключик

Ключик к водоему

Мне повезло на соседа. Рыбачить Виктор начал еще в раннем детстве — как только научился удерживать удочку в руках. Вырос он в поселке Горный Тогучинского района и хорошо изучил местные водоемы и повадки их обитателей. С тех пор секреты успешного лова при себе не держит — всегда готов поделиться своими знаниями. Рыбаки-любители говорят, что ему всегда везет. Сколько раз бывало, что нам удавалось поймать по три, четыре или пять окуньков или чебаков, а он за то же время добывал десяток, а то и полтора! Как я все больше убеждаюсь, дело тут не в простой удаче, а в умении, достигнутом опытом.

Виктор всегда старается сделать так, чтобы не только он сам вернулся домой с рыбой, но и его напарники. А если им совсем не везет, то может и своим уловом поделиться — такое случалось много раз!

«Полузимняя удочка»

Межсезонья у Виктора не бывает. Вот и нынче, когда рыба перестала клевать на насадки, он применил другую снасть. К трехметровому удилищу с леской 0,14 приспособил зимний сторожок, повесил мормышку средней величины. На крючок нацепил маленький кусочек от зеленого твистера.

По сути получилась «полузимняя удочка», подходящая как для осенней рыбалки, так и для подледного лова. Виктор испытал снасть в тот период, когда морозы сковали еще не все водоемы. На реке Оеш Колыванского района с берега делал забросы между корягами. Поймал с полведра приличных окуней.

В следующий раз отправился на один из котлованов за селом Криводановка. На поверхности был тонкий ледок. Что делать в такой ситуации? Находчивый рыбак быстро нашел выход. Накачал резиновую лодку, поставил на замерзшую поверхность и забрался в свое плавстредство. Ледок не выдержал и проломился. Пешней Виктор расчистил путь впереди и отплыл от берега метров на десять. Потом пустил в ход собранную «полузимнюю удочку» и вновь оказался с хорошим уловом.

Я как-то тоже имел возможность опробовать его снасть. Когда несколько раз пришел с Оби без рыбы, сосед дал мне свою удочку и посоветовал поехать на озеро Глухое. Там сразу у берега было довольно глубоко и можно было рассчитывать на неплохой улов. Однако, увы, даже с такой снастью я ничего не поймал.

Промашка на озере Глухое

Но и у Виктора бывали осечки. После одной из них он мне сказал, что нужно подобрать собственный ключик к водоему любому. А дело было так…

Однажды на Глухом я ловил подо льдом окуньков на мормышку с насадкой в виде мотыля. А два рыбака поставили вдоль озера жерлицы с чебачками на крючках. И вскоре поймали несколько щук. Об этом я рассказал Виктору. Он загорелся, и рано утром мы уже были на озере. Кстати, сосед сам сделал жерлицы, которые при поклевках срабатывали превосходно. В качестве живца он насадил гольяна, которого еще летом выловил на другом водоеме.

Прошел час, другой, а флажок жерлицы оставался недвижим. Тут другой Виктор — из Криводановки — на удочку с леской сечением 0,09 и самой мелкой мормышкой вытащил щуку, которая потянула на 1,2 килограмма. Рыбину удалось добыть с большим трудом. Минут десять он кружил вокруг лунки. С катушки вся леска была размотана. И все-таки он сумел ухватить хищницу, благо было перволедье.

Вскоре Василий, также житель Криводановки, на жерлицу извлек из лунки зубастую на 900 граммов. А у моего соседа все было тихо. Обдумав эту ситуацию, он сказал:

— Насадкой должно быть то, чем питается рыба в водоеме. Гольянов в Глухом нет, так что окуни и щуки их просто не знают.

В этом приходилось убеждаться не один раз. На запад от Новосибирска в получасе ходьбы от автобусной остановки находится котлован Левобережный. Там обитают окуньки и довольно неплохо ловятся. Но только на мотыля, и чтобы на крючке мормышки был клочочек от зеленого твистера. Мормыша и опарыша «полосатики» просто не признают.

Правильный живец

Вспоминается и еще один характерный случай. Когда я жил в Кокчетаве в Казахстане, мы с соседом Яшей на его новеньком «жигуленке» поехали рыбачить на озеро Никольское, что в 117 километрах от города. Ринулись на новый для нас водоем, потому что среди рыбаков прошла информация о замечательном окуне, который там водился. Поймать его можно было только на живца.

Учитывая это, мы в речушке Чаглинка наловили мальков плотвы и примерно к четырем часам дня прибыли к месту назначения. С берега было хорошо видно, как любители то и дело таскали из воды крупных окуней. Озеро к тому времени еще не замерзло, поэтому мы поспешно накачали свои резиновые лодки, сложили в них снасти и отплыли от берега.

Решили испытать свою удачу, настроение было отличное. Увы, оно улетучилось буквально через полчаса. Окуни нашего живца не замечали. Мы меняли места, глубину заброса, но все было бесполезно.

Тут Яша увидел знакомого рыбака и спросил у него:

— Не подскажешь, в чем дело? Ты таскаешь крупняка, а у нас ни одной поклевки!

— Какая насадка? — спросил удачливый «коллега».

— Мальки плотвички, — ответил мой сосед.

— Дохлое дело, толку не будет! Окунь берет только на малька или мясо усача.

— А где его взять?

— Примерно в 12 километрах отсюда есть малое село, которое называется Смольный. Рядом — небольшое озерко, в нем мы наловили мальков усача.

За наживкой!

Меня заинтриговало даже название этого населенного пункта. Однако солнце уже клонилось к закату. Мы задумались: что же делать?

— Ехать к Смольному! — сказал я.

Будучи человеком доброй души, Яша согласился. Приехав на место, мы увидели, что в селе всего пять дворов. Озерко оказалось болотистой лягой. На дне была жидкая грязь, которая быстро затягивала вглубь. Да еще на улице к тому времени ощутимо похолодало. Тем не менее мы решили ловить наживку и добыли довольно много мальков. Они были темно-коричневого цвета, с усиками.

Когда вернулись на Никольское, солнце уже коснулось горизонта. Все-таки мы заплыли и поймали по пять крупных беловатых окуней. К моменту окончания вечерней рыбалки в ведре оставалось еще десятка три мальков. Просто выбросить их в воду было жаль. После оживленных дебатов мы решили заночевать на берегу озера. К счастью, теплая палатка имелась, и продуктов хваталось. Улеглись спать около полуночи.

Вскоре, как мне показалось, нас разбудил гомон людей на берегу. При свете фонарика я взглянул на циферблат наручных часов: они показывали 03.15. Выйдя из палатки, глазам своим не поверил: человек пять стояли на берегу и забрасывали поплавочные удочки. Оказывается, рыбаки собирались добыть усачей, чтобы потом их мясо использовать на насадки. Окуни считали такое угощение лакомством.

Поклевки могли продолжаться до пяти часов утра. Нам с Яшей удалось поймать по одному экземпляру. Зато днем мы отвели душу. В качестве насадок использовали мясо усача и мальков, которые еще были живы. От такого предложения не смогли отказаться многие «полосатики». В итоге мы наловили по ведру крупных окуней.

Секреты успеха

…Да, много еще загадок таит в себе рыбалка… Недавно в телефонном разговоре мой брат Гриша — заядлый удильщик — рассказал, как отправился на подледный лов на реку Орда в Ордынском районе. За одну поездку ему удалось добыть более 30 окуней.

Буквально рядом с ним рыбачил другой наш брат — Алексей. Так он сумел поймать только шесть «матросиков». Потом решил перебазироваться: ходил в разные стороны, искал клевые места, но не повезло. А дня через два, наоборот, не заладилось уже у Гриши…

Так что к каждому водоему необходимо приноровиться. Нужно приспособиться к местным условия и найти клевые «точки». А еще очень важно выяснить, какое лакомство предпочитает рыба. Другими словами: надо уметь подобрать свой ключик к водоему — и тогда без улова точно не останешься!