Цыганские омуты

Зубастая хищница

Вся моя жизнь прошла в маленькой сибирской деревне Назарово. На хорошем месте кто-то ее основал. Стоит она на правом берегу впадающей в Омь реки Ичи. Это не великая водная артерия и не очень богатая рыбой. А раньше здесь даже находилась водяная мельница, которой заведовал мой дядя Андрей. Я часто приходил посмотреть на ее работу. В узкий рукав с напором шла вода и падала на колесо, а оно вращало жернова. В этой протоке дядя ловил больших щук. Я с большим страхом наклонялся и смотрел на хвосты зубастых хищниц.

На смену старому обычно приходит новое. Вот и эта водяная мельница свое отслужила. Но запруда на ее месте еще долго держалась. Мужики раньше все делали на совесть. По-прежнему в рукав с напором шла вода. И этот поток проходил через весь омут. Закручивались воронки, образовывая заводь, которая постепенно разрушала левый берег.

Мне случалось видеть, как язи прыжками преодолевали этот напор, стремясь подняться вверх по течению. У нашего берега из воды торчали старые столбы, а на них лежал круг от жерновов. Я уже не помню, как он там оказался. Эта история забылась…

Погоня за удочкой

Нас тянуло на омут порыбачить, но круговорот воды сдерживал наши мечты. Но вот мой двоюродный брат Иван доставил меня на лодке к этому колесу. Сам же он поплыл в конец омута, где был остров. Я боялся сделать лишнее движение. Ведь любой резкий рывок мог привести к тому, что жернова рухнут. И я тогда окажусь в глубоком омуте!

Пересиливая страх, осторожно раскрутил свою нехитрую снасть, насадил пескаря и забросил. Удилище положил прямо на камень и стал раскладывать баночки с наживкой и прикормом. Покончив с приготовлениями, хотел уже вплотную заняться рыбалкой. Однако, когда повернулся, чтобы взять удилище в руки, заметил, что оно пропало! На моих глазах его утягивало к стремнине, прямо к острову.

Мне было неудобно отрывать Ивана от рыбалки. Я был готов попрощаться со своей простенькой удочкой. Но меня мучило любопытство. Хотелось узнать: кто же так сильно тянет ее? Я окликнул брата и вкратце рассказал ему о своем несчастье, громко выкрикивая каждое слово. В ответ донеслось только недовольное бурчание.

Но, видимо, Ивана тоже охватил азарт. Парень забрался в лодку и поплыл к удочке. Она ему сразу не поддалась, а остановилась только в траве. Брат подхватил удилище и сделал сильный рывок, намереваясь вытащить рыбину из воды. Но… ему остался только поплавок. Да, снасти тогда были несовершенными. Да и удильщик слишком молодой и неопытный…

Утренняя сырость

От пожилых людей я часто слышал про Цыганские омуты, в которых водились огромные щуки и много другой рыбы. До водоема было около четырех километров. Вроде бы недалеко, но меня настораживало, что дорога туда не подходила. Всю эту территорию занимал заливной луг. Идти по нему в одиночку было страшновато. А найти напарника не получалось.

Не знаю, сколько бы я еще так мечтал, но у нас появился велосипед. Это было великое достижение для того времени. Так что я получил возможность съездить на Цыганские омуты. Собрал свои немудреные снасти и стартовал с утра пораньше.

Была обильная роса, от чего колеса стали мокрыми, да и в сапоги проникала сырость. Омуты меня встретили непролазными кустами. Весь правый берег был обрывистым и покрытым густыми зарослями. А вот левый казался более пологим. Там виднелись большие чистые участки.

Пока я искал подходящее для рыбалки место, весь вымок из-за росы на траве. Но зато какую нашел позицию! Прямо надо мной нависали высокие кусты, а вниз уходил резкий обрыв — сразу в черную воду омута. Не раз я оказывался на грани того, чтобы случайно нырнуть. А потом выбил каблуками ямки в грунте и крепко уперся в них ногами.

Насадил червяка на маленькую удочку и забросил между кувшинками. Вскоре поймал крупного пескаря. Это была не совсем подходящая добыча, но выбирать не приходилось. Нацепил его на крючок другой удочки и тоже забросил. А сам внимательно поглядывал на поплавки.

Последствия поклевки

Ничего не происходило, и я отвлекся на уточку с ее выводком. А солнышко тоже играло свою роль, согревая меня. От влажной одежды повалил пар, а моя голова все чаще стала клониться на плечо…

И вот последовал резкий рывок. Руки машинально отреагировали, дернув удилище. А затуманенные дремотой мозги не успели вовремя подать команду, чтобы остановить тело, совершившее на «автомате» движение на краю обрыва.

Миг… и я оказался в воде! Да еще как! Ушел с головой, а дна не достал. Когда вынырнул, удочки в руках уже не было. Она уверенно плыла к другому берегу. Я начал судорожно хватать разные ветки, но они все обламывались. Наконец, ухватил крепкий корень и с пробуксовкой вылез на сушу.

Я был весь мокрый с головы до пят. Это оказалась уже не утренняя роса. Воды из омута нахлебался по полной мере. Поглядел на уплывающую удочку. Рядом не было брата на лодке. А мне так хотелось показать хорошую добычу дома. Чуть было не отправился за своим трофеем, но вовремя представил глубину омута, и желание плыть на тот берег сразу отпало.

Вместо этого я вскочил на велосипед и помчался домой. Крутил педали очень резво: ведь надо было согреться. А прилетев домой, получил очередной внушение. И даже не расстроился, поскольку был наказан справедливо…

Возвращение на водоем

Прошло много лет. В деревне, кроме рыбалки, много разных «развлечений». Поэтому кажется баловством сидеть на берегу с удочкой, когда в хозяйстве работы невпроворот. Но как-то раз мы с младшим сыном Сашей отложили все заботы в сторону и решили съездить к Цыганским омутам. Правда, уже не на велосипеде, а на «Ниве». Загрузили снаряжение в автомобиль, привязали лодку и отправились в путь.

Поехали, а нормальной дороги так и не появилось! Все заросло травой. Лишь виднелся узенький след от мотоцикла. Это ездил на свое избранное место самый заядлый любитель лова на поплавочную удочку в наших краях — Дмитрий Павлович.

Остановились мы там же, где я рыбачил в детстве. Лодку чуть наклонили, и она оказалась на воде.

— Вот так и мне когда-то довелось нырнуть в омут! — сказал я сыну.

Саша занялся удочками, а мое внимание привлекла старая сеть с большими ячейками, в которую мог попасть крупный карась. Омут, как и много лет назад, страшил своей темной водой. Один конец сети был привязан за куст. Пока я плыл, лодку закрутила заводь, с которой пришлось бороться. Справившись с этой проблемой, увидел, что «невод» намертво зацепился за топляк.

Я вернулся на берег, и мы с сыном рыбачили до темноты. Правда, крупных трофеев не добыли. Поздно вечером поехали домой, а с утра пораньше вновь направились на Цыганские омуты. Как хорошо было мчаться в машине… тепло, уютно. Это не на велосипеде педали крутить, замерзая в насквозь промокшей одежде!

Гигантская щука

Сын занял свое место с удочками, а я решил еще раз проведать сеть. Подплыл к месту зацепа, и тут так крутануло воду, что у меня мурашки по коже побежали. Я слышал, что здесь бобры появились. «Уж не один ли из них зацепился?» — мелькнула мысль в моей голове.

Накинул я мешок на борт лодки и начал вытаскивать сеть. Когда подплыл к месту зацепа, вновь ощутил резкий рывок. Стал вытягивать «невод», а он — ни с места! Только громкий треск раздавался. С большим усилием я вытянул корягу, а вместе с ней — щуку во всю длину мешка!

И тут лодка черпнула бортом воды. Мне пришлось сразу отпустить груз, чтобы не потопить свое плавсредство. С глубокого дна омута я бы лодку не поднял! Саша с берега кричал и советовал нырнуть за щукой. Но в детстве мне уже довелось вынужденно искупаться здесь из-за клюнувшей рыбы. Возможно, это была та самая зубастая хищница.

Я попробовал поднять корягу, но рывков уже не ощущал. Пока рвал сеть, заодно и щуку освободил. В итоге отцепил нижний поводок, собрал «невод» и поплыл к берегу. Там мы с сыном долго и горячо обсуждали разыгравшуюся сцену, но ничего уже было не вернуть.

Читал я много рассказов про борьбу со щуками. И немало историй заканчивались победой рыбаков. А вот я не смог одолеть зубастую хищницу ни в детстве, ни в зрелом возрасте. Вероятно, не хватило рыбацкого везенья.

Думаю, что надо вновь съездить на эти омуты. Вдруг моя удача еще ждет меня?!.