Первая рыбалка внука

Юный рыболов

В этот раз Обь нас встретила серой, слегка грязноватой водой и золотыми осенними берегами. Мой родственник Николай арендовал на пару суток дачку на самом берегу великой сибирской реки в районе поселения Оськино. Домик поразил нас своей ухоженностью, оптимальностью планировки, наличием удобств и даже баньки под одной крышей и видом на Обь с обоих этажей.

В прошлогоднее посещение этой реки я здесь же пробовал забросить пару закидушек, но примчавшийся быстроходный катер забрал меня и отвез в протоку выше по течению реки. Там мы великолепно ловили на поплавочные удочки.

Теперь в нашей компании только у меня одного есть пристрастие к рыбалке. Поэтому я сразу же направился к воде. С собой взял пару спиннингов с кормушками и закидушки. Дул южный ветер с верхов. Иногда начинались осадки и «крупа» больно секла по щекам и кистям рук. Выпадал и мокрый снег. Но температура воздуха не была очень низкой. Я развернул свои спиннинги с пружинками. На один насадил гроздь опарышей, на второй — земляных червей.

Шестилетний рыбак

Первой поклевки ждал недолго. Вначале сработал опарыш. Сильный подлещик в полкилограмма весом забился в моем садке. Это вселило надежду. И, несмотря на ветер и мокрый снег, я продолжал свою рыбацкую вахту на берегу.

Пришло время осмотреться. Недалеко лежали опрокинутые вверх дном дюралевые лодки. По реке иногда пробегали моторные суденышки разных размеров. Несколько барж, груженных гравием, проследовали вниз по течению.

Погода немного улучшилась, осадки прекратились, стало проглядывать солнышко. Ко мне на берег из домика скатился 6-летний внучек. В зимней взрослой куртке явно не по росту, он выглядел катящимся вниз колобком. Ребенок заявил, что хочет помочь мне ловить рыбу.

Я быстро настроил лежащую рядом со мной поплавочную удочку и показал Янису (он прибыл из Прибалтики), как надо забрасывать. Груз с двумя крючками лег метрах в 6-7 от берега. Хотя это была в первая рыбалка в жизни внука, он прекрасно справился. Удилишко положил на камень так, что поплавок повис в воздухе, выполняя роль кивка.

Мои спиннинги молчали. Янис тоже заскучал… Сначала он принес большую деревяшку и сел на нее возле своей удочки, как раньше сделал я (только у меня был складной стульчик). Потом мальчик встал и начал выискивать цветные камешки на берегу.

Лещ-беглец

Юный рыболов оставил свою удочку без внимания, а я заметил, что поплавок на ней задергался. Кончик удилища согнулся и снасть поползла в воду. Я крикнул:

— Янис, клюет!

Внучек подбежал к удочке, схватил ее и стал вытягивать леску на берег. Она натянулась струной, а удилище выгнулось дугой. Я поспешил на помощь. В воде заблестел зеркальный бок леща. Внук оторопел, остановился, а потом бросил удилишко и устремился к рыбе. Этой паузы было достаточно, чтобы лещ беспрепятственно сошел с крючка. Я не успел помочь.

Но мой юный рыболов не расстроился.

— Дедушка, я его видел. Вот такой большой! — он развел руки на полметра.

Я ему показал, что надо не ослаблять леску, а продолжать вытягивать рыбу на берег, самому отходя от воды с удочкой в руках. Тогда лещ будет добыт. Ребенок согласился, мотнув головой. Я насадил червя и отдал рыбачку удочку. Янис с каким-то подскоком послал леску в реку.

Обмен опытом

Мне очень хотелось встретиться с кем-то из местных рыбаков, чтобы получить у них консультацию, посмотреть конструкцию снастей, размер крючков и др. Я еще с детства хорошо запомнил изречение одного опытного удильщика, что у каждого водоема свои законы.

Однако никто из местных жителей не появлялся. «Неужели они не ловят на удочку?» — подумал я. Но вот ниже по течению показался на берегу человек. Я быстро направился к нему. Он закрепил в грунте в метре от суши тычки из катанки (6 или 8 мм проволоки), а на берегу лежал 6-метровый удильник с леской в 0,3 мм, двумя крючками и свинцовыми грузилами. Простота!

Я поприветствовал его, на что он как-то неохотно буркнул:

— Чего?

Для меня это был первый случай такого неприязненного отношения во время рыбалки в Сибири. Тем не менее я повторил приветствие и продолжил беседу. И разговорил-таки деда. Он оказался примерно моего возраста. Мужчина поведал, что недавно выписался из больницы и несколько дней назад на этом месте на удочку поймал 7 лещей, каждый из которых весил до килограмма. В качестве приманки использовался навозный червь. Дед также заметил, что здесь располагаться мне не стоит, так как сейчас придут еще двое рыбаков. С тем я и ушел…

Внучек встал на посту и зорко следил за гладью реки. После моего возвращения ребенок начал заниматься второстепенными делами. Я проверил спиннинги, поправил насадку и был удручен тем, что рыба не клюет.

Смотрю, к деду подошел какой-то человек. Они посовещались и вскоре оба ушли домой. Итак, клева нет и не предвидится.

Дебютный трофей

На удочке внучка вдруг дернулся поплавок. Я оказался ближе к снасти, подсек рыбу и, кликнув Яниса, отдал ему удилище. Он рьяно потянул леску на берег. Удивительно, что в этот раз мальчик четко выполнил все мои рекомендации и вытащил из воды стандартного полукилограммового леща. И только тогда ребенок подбежал к добыче. Это была первая в его жизни рыбалка, и дебютный трофей оказался совсем неплохим.

Я торжественно вручил внуку мою лучшую и самую новую удочку:

— Бери, это твоя. Мой подарок!

Счастью ребенка не было предела. С гордым и довольным видом мальчик пронес добычу до нашего домика и долго рассказывал старшим о всех деталях своего успеха.

А я был бесконечно рад тому, что еще одно земное существо накрепко, якорной цепью, привязалось к этому древнейшему занятию человека — рыбалке, которая не только дополняет рацион разными деликатесами, но и дает психологическую разрядку и укрепляет здоровье. Конечно, если обходиться без фанатизма и не допускать излишеств. Мне кажется, что это один из лучших способов воспитания и времяпрепровождения — вместо отдыха в городских подворотнях и подвалах, приобретения вредных привычек и сидения целыми днями за экраном компьютера.

У меня в памяти сохранились слова известного писателя Ефима Пермитина, воспевавшего красоту природы. Литератор рассказывал, что в детстве мать отправляла их с братом на ночную рыбалку, когда они начинали хандрить. Обратно мальчики возвращались здоровыми и с уловом. Как мудро поступала женщина! Она же включала в этот процесс влияние природы и внутренние психологические силы молодых ребят.

Особенности местной рыбалки

Попав в теплый домик, в котором полы были с подогревом, мы с внуком уселись у окна, выходящего на реку. Передавая друг другу бинокль, изучали акваторию, замечали проходящие суда и лодки и появившиеся на противоположном берегу автомобили и рыбаков, рассредоточившихся вдоль кромки воды. Это горожане прибыли в выходной день отдохнуть на Оби. Мы насчитали около 15 машин и даже автобус.

Два человека на моторной лодке двигались по одному и тому же маршруту. Они поднимались против течения, а потом сплавлялись по течению. Я решил, что рыбаки практиковали троллинг. Это продолжалось несколько часов. Видимо, там было глубже, водилось больше рыбы и, естественно, сохранялся клев.

Подошедшему к нам приятелю я рассказал о недружественной встрече с местным жителем. Мне объяснили, что для населения в этом районе рыбалка — не хобби, а хороший способ пополнения рациона и семейного бюджета тоже. Приезжие дачники воспринимаются как потенциальные враги, которые могут испортить снасти и лишить промысла. И я оказался таким чужаком, поэтому и столкнулся с неласковым приемом.

Полученные сведения скоро подтвердились. В предвечерье внучек заметил в бинокль человека, который ходил по берегу, проверяя закидушки. Вот причина того, почему я пришелся не ко двору.

Наутро вновь отправился на рыбалку. Также забросил спиннинги с кормушками. Ко мне опять прикатился внучек-колобок, хотя я его и не приглашал, давая возможность выспаться. За день мы поймали еще двух лещей. Погода вроде бы успокоилась, ветер стих, но клева все равно почти не было. Лещ подходил к берегу ночью, о чем хорошо знали местные рыбаки. Так что они и не морозили носы целый день, а перешли на закидушки, которые проверяли только утром и вечером.

Урок на рыбалке

Ловлю пришлось прервать, потому что позвали в баню. Я оставил на ночь две закидушки. Утром в день отъезда пошел проверить свои снасти. На обоих клевало. Одного леща я добыл, а другой, наоборот, сам утащил закидушку. Так рыба наказала меня за беспечность: нужно было лучше закрепить леску на берегу. Однако я не в обиде. Пять лещей вполне удовлетворили мои гастрономические потребности. Будет чем угостить друзей…

В заключение вояжа на Обь решили побывать в окрестном сосновом бору. Побродив по лесу, мы убедились в том, что грибной сезон давно завершился. Ночами держалась уже весьма холодная погода.

И только пугливый рябчик, взлетевший у меня из-под ног, напомнил о другом виде охоты — настоящей, буйной, требующей больших сил и энергии. Но это уже не для нас — людей преклонного возраста. Будем надеяться на следующий сезон тихой охоты.

Дома внук подошел ко мне и попросил показать ему ящик для зимней рыбалки, где хранится все снаряжение. Я разрешил и видел, как загорелись глаза мальчика, когда он брал в руки блесны, мормышки, крючки и другие полезные предметы. Конечно, часть из них он увез с собой в Ригу. Пусть станет рыбачком, и надеюсь, что и человеком будет хорошим!