Судак на Балхаше

Выловленный судак

До переезда в Сибирь, в Томск, я считал, что самое рыбное место на Земле — это Казахстан, хотя полвека прожил в Киргизии. Обилие рек, озер и искусственных водохранилищ подтверждало мои умозаключения, а местные уловы лишний раз их подчеркивали. Такого количества рыбы я нигде и никогда ранее не видел! Тем более мне не выпадало случая самому поймать столько.

Наш путь лежал из города Фрунзе на северо-запад — в бескрайние степи и солончаки Прибалхашской низменности. Мы мчались в семиместном автомобиле ГАЗ-69. Владелец и водитель машины Игорь Сыромятников, инженер-геолог по профессии и неистовый дачник и рыбак по призванию, вез нас на подледный лов судака на известное огромное озеро Балхаш.

Курс на Полярную звезду

В этом регионе наш автомобилист провел не один десяток лет, вскрывая тайны недр огромной тогда советской страны, не знавшей внутренних границ и таможен. На склоне лет Сыромятников поселился в замечательном зеленом городе Фрунзе, теперь приобретшем имя Бишкек.

Наша веселая компания состояла из людей солидного возраста, очень интеллигентных, объединенных одной профессией. Мы всю жизнь что-то искали, хотя ничего не теряли…

Тем пятничным вечером наша машина шла по намеченному маршруту. По пути все время попадались развилки, большие и малые дороги. Я спросил водителя, как он ориентируется в этом хитросплетении. Сыромятников полушутя ответил, что держит курс прямо на северную Полярную звезду. Приятели в салоне подсказали, что здесь нашему Игорю Васильевичу знакомы не только дороги, но и каждая сопка и даже нора барсука или корсака. Он, оказывается, бурил тут скважины и добился таких результатов, что был удостоен престижной Государственной премии.

Продвигаясь по темной уже дороге, автомобиль неоднократно придерживал свой бег. На пути возникали яркие блики. Это молодые корсаки, попав под свет фар, метались по дороге. Однако юного зверька машина все-таки зацепила, несмотря на все попытки водителя избежать столкновения.

Приготовления к рыбалке

К утру мы добрались до небольшого городка-поселка Аксуек, который был построен на самом берегу казахстанского озера Балхаш. Заехали к знакомому Игоря — местному жителю, но того почему-то не оказалось дома. Однако подобный поворот нас не смутил. Сыромятников лихо подъехал к одному магазину, купил два-три килограмма популярной тогда мойвы и начал сам искать дорогу на балхашский лед. Первый же поворот вывел нас на просторы необъятного природного водохранилища.

Стоял ясный безветренный солнечный день. Поразила толщина льда, близкая к метру. Озеро было исчерчено громадными трещинами. Как объяснили бывалые «коллеги», здесь ночью морозы достигали 30 градусов.

Мы перекусили на капоте машины и начали готовить снасти. Бур оказался без надобности. Метровая палка, леска вдвое длиннее, толщиной 0,6-0,8 мм, заканчивающаяся крючком 10-го или 12-го размера. Да еще легкий груз, чтобы затонула насаженная в виде приманки мойва. Палка укладывалась на лед поперек трещины. Крючок с насадкой опускался на полутораметровую глубину. Оставшийся отрезок лески петлей ложился на лед.

Сбор трофеев

Вот и вся рыбалка! Честно говоря, перспектива такого однообразного и не очень романтичного времяпрепровождения не привела меня в восторг. Нам требовалось только ходить по зеркальной глади и, заметив деревяшку на трещине, смотреть на леску. Если она оказывалась натянута, а петли уже не имелось, то можно было смело вытягивать на лед сидящего на крючке выловленного судака.

Рыба тут же замерзала и превращалась в какое-то подобие «полена». Собрав несколько трофеев в охапку, мы их, как дрова, несли к машине. При этом попадались экземпляры от одного до двух килограммов весом.

К вечеру взошла луна, и заметно похолодало. Мы устроили совет и договорились разбиться на пары. Ночь коротали в машине. Хозяин зажег в брезентовом кузове керогаз, благодаря чему можно было греть руки и ноги, дремать сидя. Дежурная пара через час-полтора делала обход снастей. Ночью судаки попадались покрупнее. Мы набрали их целую «поленницу» возле машины, перестав считать.

Монотонная «заготовительная» рыбалка меня утомила. Если бы не закон товарищества, я бы оставил это занятие. Но казаться неженкой не хотелось, так что пришлось исправно выполнять свой долг дежурного обходчика. Потом моя смена завершилась, и я отправился на отдых.

Тревога в ночи

Вдруг меня, дремавшего в машине, разбудил крик. Кто-то звал на помощь! Все выскочили из автомобиля и устремились на помощь бежавшим к нам людям. Оказалось, что на дальних наших «поставушках» хозяйничали двое чужаков! Вот наши спутники и подняли тревогу. Все бросились туда…

Я имел самое теплое снаряжение — был закутан в шубу, в шарф, обут в валенки. Поэтому к месту происшествия прибежал последним. К тому времени тревога уже улеглась, и все обнимались. Выяснилось, что этими чужаками были люди из Аксуека, к которым мы заезжали ранее, но не застали их. Узнав о нашем визите, они отправились нас искать. Увидев в лунном свете машину, пошли к ней. По дороге проверяли «закидушки», решив нам помочь. Выловленных судаков положили в единую кучку.

Воспоминаниям и разговорам не было конца. Но с рассветом всю эту рыбалку по общему согласию решили прекратить. Выловленных трофеев оказалось вдоволь. Каждый брал из «поленницы» столько, сколько считал нужным. Часть рыбы оставили местным жителям в Аксуеке.

Возвращение с добычей

Обратная дорога была полусонной. Не спали только наши водители. Машиной теперь управляли два человека по очереди. В воскресенье после обеда мы приехали в город и разбрелись по домам. Моим уловом оказались довольны и члены семьи, и все соседи.

Мне сообщили, что ночью было до 30 градусов ниже нуля. Однако никто из нас не обморозился и даже не простудился. Хотя поездку эту сложно было считать истинной рыбалкой, потому что не хватало романтики, клева и вываживания трофеев, но в целом мы здорово провели время в приятной компании без особых излишеств и происшествий. Организовано все было правильно, четко. Каждый знал свое дело и место, постоянно чем-то занимался…

О балхашской рыбе будем вспоминать всю оставшуюся жизнь. Был я на этом озере еще не один раз, но уже в летнее время. Те поездки оказались намного увлекательнее. Была настоящая рыбалка с удочками, поплавками и клевом. Но об этом, если удастся, я расскажу как-нибудь в другой раз…