Как уполз наш улов?

Речная змея

После 2008 года многие удильщики, мечтавшие поймать «речную змею», вдруг загрустили, поскольку именно тогда пресноводного угря официально занесли в Красную книгу. Но те, у кого эти чудные рыбы побывали в трофеях, вспоминают охоту на них с большим удовольствием. Ведь ловить таких «вертихвостов» — весьма непростая, но очень интересная задача. Вот и у меня есть что рассказать…

Первый опыт

Лет 10-15 назад довелось мне с моим лучшим другом и спутником по рыбалке Антоном побывать на живописном Рижском взморье. Что именно привело нас туда, сейчас уже и не вспомнить…

Вдоволь нагулявшись по красивейшей местности и насмотревшись на необычные дачные домики, мы, как настоящие рыбаки, не могли не обратить внимания на ловлю угря местными удильщиками. Умение обуздать эту не совсем обычную добычу считалось тут эталоном искусства. По мнению местных, лишь тот, кто мог поймать угря, достоин был почетного звания настоящего рыболова.

Прохаживаясь по берегу, мы долгое время оставались простыми наблюдателями. Поверьте: это зрелище по-настоящему завораживало! Но конечно же нам хотелось гораздо большего — своими собственными руками поймать эту замечательную, необычную рыбу.

По рекомендации местных мы пробовали ловить угрей на донные снасти, но это были крайне редкие поклевки. Мы жаждали настоящей захватывающей охоты! Тем более что эта рыбка очень вкусная как в жареном, так и в копченом виде.

Встреча с «профи»

Когда наш одноклассник Валера после многочисленных уговоров пригласил нас «поудить речных змеек» под Выборг, мы очень обрадовались и с удовольствием приняли приглашение, мечтая о незабываемом приключении и великолепном улове. Моментально собрались: загрузили снасти, необходимые атрибуты для рыбалки (о них узнали заранее, изучив немало литературы) в машину и отправились к другу.

Валера встретил нас и привел к старенькому покошенному от времени домику, располагавшемуся на берегу примерно в 20 метрах от Выборгского залива. Именно тут жил его старый знакомый — опытный рыбак. По словам Валеры, этот человек как никто другой знал толк в лове угрей.

Возле дома нас встретил невзрачный лысоватый мужичок лет 50 в клетчатой рубашке. Он весьма нерадостно отреагировал на наш приезд: не удивился и не представился… Друг начал подробно излагать, зачем мы прибыли к нему. А мужичок все это время только хмуро смотрел на Валеру и на нас исподлобья и в итоге проговорил:

— Всем хочется угорька!

Наша компания не придумала, как на это отреагировать. Мы все лишь промолчали в ответ.

Выбор снаряжения

— Угорек? — пробормотал мужичок. — Есть он, конечно. Полно его в наших краях. Вот только скажите мне: чем вы его тягать будете?

Мы с радостью разложили перед ним свои рыболовные снасти. Он внимательно посмотрел на них, улыбнулся и объявил:

— Вероятно, они стоят очень много денег, но мало подойдут для этого случая. Так что ловить угорька мы будем моим снаряжением!

Мужичок удалился в сарай, из которого через несколько минут вынес удилища, внешне гораздо больше напоминающие березовые пруты длиной от двух до трех метров. Причем было заметно, что владелец этих приспособлений не очень беспокоился об их внешнем виде. Удилища выглядели, мягко говоря, кривоватыми и неаккуратно обструганными. К этим прутам он ловко привязал по леске метров 15 длиной с двумя крючками на конце и закрепил самодельные грузила.

На фоне наших суперсовременных дорогих снастей деревяшки мужичка смотрелись достаточно убого. Мы уже начали сомневаться в успехе предстоящей затеи. Но тут вспомнили слова Валеры о том, что этот самый невзрачный на вид человек является настоящим асом по ловле угрей. Что ж, хозяин-барин…

Советы консультанта

Как раз наступила прекрасная пора, когда украшением вечеров становятся легкие сумерки, а темнота сгущается постепенно. Пожалуй, это был один из самых подходящих моментов для рыбалки. Ведь угорьки — ночные охотники.

Именно поэтому ловить мы пошли поздно вечером. Следуя за своим проводником, одолели с полкилометра по берегу, после чего остановились у поваленного дерева, одной стороной полностью ушедшего под воду.

— Тут больше всего угорьков, — пояснил нам мужичок. — Удочки забрасывайте на всю длину лески.

После этого он достал наживку — двухлитровую банку, в которой плавали совсем малюсенькие карасики. Сам мужичок от ловли угрей отказался. На протяжении всей рыбалки он ограничивался ролью консультанта. Изредка давал ценные советы или указывал, как правильно забросить удочку. Также подсказывал, как лучше насадить живца.

Передача опыта

Постепенно мы разговорились. Мужичок назывался Макаром Семеновичем. Он поведал нам о своих успехах. Похвалился, что в его руках побывали аж пяти-, а то и шестиметровые «змейки». Скорее всего, это были только байки, но сомневаться вслух мы не стали.

Интересным фактом для нас оказалось то, что угри весьма живучи. Макар Семенович объявил, что самая смертельная рана для этой рыбины — переломленный позвоночник. Даже с отрезанной головой угорь может шевелить челюстями около четырех часов.

Узнали мы и о местных особенностях ловли «речных угрей»: на шнурок, на иглу, на пучок червей и пр. Универсальных методов не оказалось. Каждый рыбак выбирал что-то свое в зависимости от места, сезона и времени суток. Хотя угорь бы особенно активен ночью, некоторые мастера умудрялись поймать его и днем.

Ловля без спешки

Заслушавшись Макара, мы чуть было не прозевали поклевку. Она произошла примерно через 40 минут после начала рыбалки. Первым обладателем небольшого угря (около 70 сантиметров в длину) стал Антон.

Но и я не особо припозднился с поклевкой, однако оказался менее удачливым. Ждал резкого рывка, как в случае с другой рыбой, но его не последовало… Поплавок достаточно медленно, как бы нехотя поплыл в сторону поваленного дерева. С непривычки я преждевременно подсек и остался без ожидаемой добычи. И тут же услышал критические рекомендации нашего проводника:

— Спешка во время ловли угрей недопустима!

Когда последовала очередная поклевка, моя леска дернулась, и буквально сразу же ослабла. Я схватил прут, который мужичок называл удилищем. Леска сразу натянулась. Было заметно, что добыча начала метаться. В какой-то момент я опять почувствовал на леске подозрительную легкость. Мне показалось, что рыба снова сошла.

Скользкий трофей

С разочарованным видом я начал поднимать удилище, чтобы вытянуть крючок и заменить приманку. Однако, когда до берега оставалось около метра, вновь ощутил приятную тяжесть на леске.

В итоге в моих руках оказалась почти метровая извивающаяся рыбина. Для того чтобы ухватить скользкого, полностью покрытого слизью угря, необходимо пересилить себя и проявить недюжинную ловкость.

Добыча постоянно обвивалась вокруг руки и все время норовила выскользнуть. К тому же достаточно проблематично было достать крючок из пасти трофея. Ведь угорь, подобно окуню, практически всегда жадно и глубоко заглатывает приманку вместе с острием.

Наш проводник посоветовал нам складывать рыбу в его мешок, который каждый раз нужно было завязывать как можно крепче.

— У меня сумка с надежной застежкой, — уверенно заявил в ответ Антон. — Никуда оттуда добыча не денется!

После этого он отнес сумку под деревце, которое стояло примерно в десяти метрах от берега, и положил ее на травку. Туда мы и складывали всю пойманную нами рыбу.

Неожиданный финал

В течение примерно двух часов мы выловили пять или шесть угрей. После этого неожиданно поклевки почти полностью прекратились.

Спустя еще пару часов мы поймали несколько небольших угрей. И снова наступило бесклевье. Вскоре закапал мерзкий мелкий дождик, угрожая перейти в продолжительный и серьезный ливень. Тут-то мы с друзьями поняли, что нужно собираться. Видимо, наша рыбалка закончилась. Поторапливая друг друга, мы стали впопыхах складывать свои вещи.

Антон гордо подошел к своей заветной сумке, чтобы оценить размеры улова. Поднял ее и вдруг вопросительно посмотрел на нас…

— Ну и где вся рыба? — поинтересовался он.

Мы подбежали к нему, думая, что это всего лишь его очередная не очень удачная шутка. Но все оказалось всерьез… Действительно, несмотря на то что сумка была надежно застегнута, ни одного угря в ней уже не имелось… Все еще не веря в произошедшее, мы начали ползать по траве и искать наш пропавший улов. Но нигде его так и не обнаружили.

Горький урок

— Говорил же я вам, надо в мешок рыбу класть! — с укором сказал наш проводник. — Не в коня, видно, корм!

Слишком поздно и, к сожалению, на собственном опыте мы узнали о том, что за угрем нужен глаз да глаз. Ведь нередки случаи, когда по суше эти речные змеи переползали из одного водоема в другой.

Некоторые сельские жители даже подозревали, что угри способны выбираться из привычной среды и ночами безобразничать на грядках. Хотя мне кажется, что последнее — это, скорее всего, вымысел. Но, тем не менее, наш улов спокойно перекочевал обратно в речку.

Безусловно, было очень обидно осознавать бесполезность нашей большой, тщательно спланированной и долгожданной «операции». Но, кроме нас самих, в произошедшем винить оказалось некого! Нужно было послушать опытного рыбака, и тогда бы мы точно остались с уловом. Как бы там ни было, но наша давняя мечта о ловле угря сбылась. Мы его поймали, но вот донести до дома, к сожалению, не смогли…

Под защитой закона

Хотели было потом вернуться на то же место через несколько лет, для того чтобы взять реванш у скользких и хитрых рыбин. Надеялись в это раз вернуться домой с долгожданными трофеями. Но к тому времени лов угрей запретили на законодательном уровне.

Нам теперь остается закидывать удочки и предлагать приманки другим обитателям водоемов. Однако мы с ностальгией вспоминаем о нашем походе за угрями, когда они еще считались легальной добычей. Пусть наша рыбалка в тот раз оказалась и не очень удачной, но зато впечатлений осталась масса, и они сохранились в памяти на всю жизнь.