На льду водохранилища

Зимняя подледная рыбалка

В этот сезон погода в целом благосклонно отнеслась к рыболовам Сибири. После становления льда на озерах и прудах пришла оттепель. Но панцирь замерзшей воды не растаял, а продолжал медленно увеличиваться в размере после небольших ночных заморозков. Основная масса знакомых удильщиков отправилась ловить ротана на мелкие пойменные озера в черте краевого центра. А мы старались найти водоемы с плотвой и окунем, так как однообразные поклевки «головешки» нас не интересовали.

Команда специалистов

В составе нашей рыбацкой бригады были только опытные безмотыльщики. За штурвалом «Нивы» находился Александр Миронов. Штурманом стал Сергей Вейкман, а меня взяли за компанию — «чтобы искал, где стоит рыба». Мы не пропустили ни одного выходного. Постоянно выезжали на разные водоемы в надежде половить рыбу на еще не тронутых другими удильщиками участках.

В нынешнем сезоне наши взгляды на «тандемы» из безнасадочных мормышек резко разошлись. Александр постоянно нахваливал цветную «мушку» для ловли хариуса. Приманка была навязана на леске верхней мормышкой. Сергей придерживался классических «чертиков» в «паровозе».

Мне же нравилось экспериментировать и искать именно ту мормышку… на которую рыба отказалась бы клевать. Странное, конечно, желание. Просто за свой 50-летний опыт зимней подледной рыбалки я неоднократно убеждался, что не существует неуловистых мормышек. Есть лишь удильщики, которые не могут подобрать к ним нужную игру и частоту колебаний.

Платный пруд

Рыболовные группы в Интернете, организованные на Алтае, буквально «пестрели» сообщениями и отчетами об успешных выездах на тот или другой водоем в пределах 100-километровой зоны от краевого центра. И тут же встречались отзывы недовольных людей, которые отправились туда же, а клева не было. Так что лучше руководствоваться правилом: «Доверяй, но и сам предпринимай попытки найти свою рыбу».

Стоило одному человеку хорошо наловить мелких подлещиков на городском платном пруду в районе поселка Землянуха, что в черте города, как туда двинулись десятки удильщиков, желающих увидеть поклевку. Их не останавливал тот факт, что придется отдать деньги за посещение водоема. Но стоило ли игнорировать точно такие же пруды на лугах, а также протоки и заливы Оби, вставшие под лед? Ведь и там мог водиться подлещик того же размера.

В четверг мы с друзьями обсудили, на какой водоем лучше отправиться в субботу. А в пятницу Александр пораньше освободился с работы и предложил мне съездить на платный пруд и понаблюдать за рыболовами. Я согласился, и через полчаса, уже на закате, мы оказались на месте.

Люди сидели над своими лунками явно не в настроении. Оказывается, подлещик немного ловился только с утра. А уже с полудня клев полностью прекратился. Не успели мы поговорить на эту тему, как к нам устремился сторож. Он поинтересовался, собираемся ли рыбачить, и предложил отдать лично ему сумму вдвое меньше установленного тарифа.

По всей видимости, это была «скидка» за позднее время и за то, что нам не выдали бы официальный талон на право ловить здесь. Посмеялись, конечно, над «загадочной русской душой» и отправились в город. Нужно было готовиться к предстоящему выезду.

Путь к Правдинскому водохранилищу

День выдался пасмурный. Изморозь сыпалась с деревьев. Стоял небольшой туман, и закрытое плотной облачностью солнце лишь матовым диском правильной окружности обозначало свое местопребывание на небе.

Еще в автомобиле, как только въехали на дамбу, начали планировать, где оставить машину. Из-за действия режима природоохранной зоны парковка ближе чем за 100 метров до водоема была запрещена. За нарушение предусматривался немаленький штраф. Так что пришлось проехать пару лишних километров, чтобы найти место, где можно было спокойно приблизиться к берегу. А многие из наших «коллеги» и не думали обращать внимание на эти запреты…

Наконец, рыбацкие ящики оказалась у нас за плечами, ледобуры — в сборе. Мы вышли на лед Правдинского водохранилища. Сперва удильщиков встречалось не так много. Они все расположились в основном ближе к противоположному берегу и «колдовали» над лунками.

«Штучные полосатики»

Мы принялись искать окуневую стаю на середине водоема, разойдясь метров на 20. Сделали по пять-шесть лунок на безопасном расстоянии друг от друга. После этого стали соблазнять рыбу своими мормышками, навязанными на лесках тандемами. Не прошло и пяти минут, как Сергей показал первого пойманного окуня, даже не сняв его с крючка. Почти сразу же и у Александра произошла поклевка. Он также открыл счет сегодняшнему улову.

У меня же лунка почему-то отказывалась «выдавать» рыбу. Чтобы не тратить время в ожидании подхода полосатых разбойников, я перешел на запасную позицию. Тут же кивок ударил вниз, и после мгновенной подсечки на леске стал ощутим вес трофея. Теперь можно было и немного задержаться на этом участке. Я спокойно просверлил еще ряд лунок…

Однако после двух часов зимней подледной рыбалки нам уже не хотелось долго оставаться на одном месте. В процессе мы сделали интересное наблюдение. Рыба тут была, но почему-то в «штучном» количестве. После поимки одного-двух окуней поклевки прекращались. Нужно было переходить на запасные «точки». Не помогал и живой мормыш, которого подбрасывали в створ лунок в небольшом количестве.

Зубастые малыши

Также мы отметили, что вся пойманная рыба соблазнилась только на верхние безмотылки. А у нас они стояли разные. У Сергея в «тандеме» верхней обманкой был маленький «чертик». У Александра — навязанная на крючке крохотной мормышки мокрая «муха». А я использовал маленького «муравья» без всяких кембриков. В течение дня мы меняли мормышки в «тандеме», надеясь активизировать клев. Однако от этого результативность не улучшилась.

Сразу хочется сообщить, что мои друзья все-таки поймали на нижние безмотылки по… щуренку. Интересно: почему эти «карандаши» не обрезали своими зубами-бритвочками тонкую леску? Данный факт остался маленькой загадкой. Но уже одно то обстоятельство, что щурята атаковали мормышку, говорило о низкой активности клева. Видимо, рыба практически не перемещалась по водоему.

Ситуация становилась все хуже и хуже. Поклевки заставляли себя долго ждать, и мы решили переместиться ближе к дамбе, где два десятка блеснильщиков пытались соблазнить щук и окуней на балансиры и блесны. Пока раздумывали, мимо нас к оставленному на берегу автомобилю двинулись три рыболова. По пути они поинтересовались нашими успехами.

Наглядный урок для «коллег»

Рыба у нас была, правда не так много — десятка по четыре окуней, не больше. Но даже этот скромный результат вызвал легкую зависть у коллег по увлечению. Оказывается, они ловили на мормышки с насадкой, от которой подрастающие горбачи категорически отказывались. А тот момент, что мы не пользовались наживками, привел в недоумение наших новых знакомых. Они стали доказывать, что при плохом клеве это пустое занятие.

Тогда Сергей Вейкман пригласил их к схватившейся ледяной пленкой лунке. Очистил ее и запустил в створ «паровоз» с «чертиками». Хитрец Сергей выбрал самую уловистую лунку, где больше всего поймал рыбы. Теперь он мог спокойно демонстрировать свои способности, заранее зная, что окунь подошел на подбрасываемого мормыша.

Действительно, уже на втором подъеме снасти вверх при игре «ступенькой» в 20 сантиметрах от грунта последовала поклевка. «Матросик» длиной примерно в 15 см буквально выбросился из лунки. Точно таким же образом был пойман и второй окунь.

— Вы что, уходите? — поинтересовались единомышленники. — Тогда мы на ваших лунках немного порыбачим…

Простор для выбора

Вот так два небольших окуня смогли задержать здесь людей на неопределенное время. А мы, собрав снасти и сложив ледобуры, отправились к дамбе водохранилища в надежде поймать крупных окуней, а если повезет, то и щук. Каждый год рядом с дамбой кому-нибудь удается выловить «полосатика» с килограмм весом. Информация об этом попадает в Интернет, и на водохранилище едут и едут удильщики, любители поединков с достойными соперниками!

К тому времени, когда мы добрались до района дамбы, людей там заметно убавилось. Нам ничто не мешало выйти на лед и определиться с участком предстоящей рыбалки. Лунок было не просто много, а полным-полно — старые и новые вперемежку. Мы проверяли их одну за другой и сверлили свежие, продвигаясь к середине дамбы.

Но большинство наших попыток заканчивалось нулевым результатом. Даже «царапушки» ни разу не было. Только Сергею повезло: он поймал окунька на «шарагу». Да и тот схватил приманку с грунта вместе с илом. Промучившись так примерно с час, мы пошли к автомобилю. Немного передохнули и решились на еще один заход.

На прикормленном месте

Уголком последней надежды выбрали пятачок льда, где с утра стояло пять палаток. По всей видимости, рыболовы здесь ночевали, а сейчас уехали в город. Лунки были явно прикормлены. Мы тут же достали свои снасти с тандемами и запустили их под лед. Сергей, зная, что в этом районе постоянно водится плотва, насадил на крючки «чертиков» по одному мотылю и поставил удочку на «сторожок». Мы с Александром по-прежнему продолжали ловить без насадки…

Сергей практически сразу сделал подсечку. Вначале он вытащил из лунки плотвичку длиной в 12 сантиметров, затем еще и еще одну. У меня закралось сомнение, что чебак отказался брать безмотылки. Но именно на этой ноте поклевка прервала мои размышления. Точно такая же плотвичка оказалась и в моем улове. А затем и Александр поймал чебака на свою «мушку», с которой экспериментировал.

За час мы добыли десятка по полтора рыбешек. А потом начали заметно скучать. Поклевки становились все реже и реже, а затем и полностью прекратились. Смена мест успеха не принесла. Мы решили возвращаться в город, поскольку и так уже посвятили рыбалке большую половину дня.

Почему рыба не клевала

На обратном пути сделали «разбор полетов» — проанализировали этот выезд на водохранилище. По нашему мнению, основной причиной низкой активности рыбы стало полнолуние. Также не способствовал клеву продержавшийся весь день куржак на деревьях. Он свидетельствовал о неблагоприятной для зимнего лова погоде. Низкое атмосферное давление прижало рыбу к грунту, и она не передвигалась в поисках корма.

Мы обсудили ситуацию и пришли к выводу, что даже этих названных причин вполне достаточно, чтобы успокоить себя за не совсем удавшийся выезд на водоем. Ничего… в следующий раз погода будет лучше и клев тоже!