Чулым-батюшка

Со временем у каждого рыболова складывается определенная компания единомышленников, людей, с которыми приходилось проводить совместные рыбалки.

Есть такая компания и у меня, и периодически, как правило, раз в год мы устраиваем совместный выезд. В конце сентября, собравшись компанией в составе 11 человек, мы решили совершить рыболовное путешествие на Чулым, вторую по размеру реку в Томской области.

Осень в Сибири — благоприятное время для рыбалки на реках. К сентябрю в большие реки скатывается огромное количество рыбы из различных речушек и озер. Кроме этого, из-за невысокого уровня воды не только безопаснее передвигаться по водоему, но и проще искать рыбу. Осенью рыба в основном собирается на ямы или стоит в прибрежном коряжнике, чего не скажешь про июнь, когда рыба нагуливается по различным заливам и старицам и найти ее концентрированно очень сложно.

Осенью на реке можно ловить хищную рыбу на спиннинг самыми различными способами, и почти все они дают достаточно схожие неплохие результаты. Вот и мы ехали, полные надежд половить троллингом, попрактиковаться в ловле в отвес с лодки, да и просто покидать блесну с берега в различных закоряженных омутах, которых на Чулыме великое множество.

Был среди нас и мастер по джиговой ловле, известный московский рыболов Виктор Гушелик. Два кофра со спиннингами, сумки с катушками, коробочки с джиг-головками и твистерами говорили о том, что он всерьез собирался наловить на Чулыме рекордное количество рыбы. Однако первое, с чем он столкнулся, — наши сибирские реки совсем не похожи на его любимые протоки и ерики Астрахани. Безусловно, на реках Сибири джиг, как говорится, «рулит», но случается это далеко не повсеместно и не в любой день. Особенно непредсказуем в данном случае бывает Чулым. В этой реке, конечно, есть основной объект для джиговой ловли — судак, но встречаются судачьи места на Чулыме чрезвычайно разрозненно. За четыре дня рыбалки Виктор пришел к выводу, что капризней сибирских рек он еще не встречал нигде. Во-первых, рыба не стояла на классических бровках, во-вторых, ловилась она крайне плохо и если ловилась, то только не на джиг, в третьих, такого количества медвежьих следов он не встречал еще нигде, а потому был не очень расположен к ловле с берега.

А меж тем, пока Виктор с моей помощью без устали искал судачьи бровки, далеко не самые искушенные рыбаки, не мудрствуя лукаво, вытаскивали с берега весьма серьезных щук. За несколько дней у нас на куканах накопилось немало трофейных экземпляров щук весом в 5, 6, 7 и одна почти в 10 килограмм. Щука, как выяснилось, почти вся стояла в коряжнике или же у береговой бровки, которая находилась в зависимости от рельефа на расстоянии от 1 до 3—5 метров от берега. Ловить ее можно было с одинаковым успехом либо становясь на якорь в десяти метрах от берега, либо еще проще — прогуливаясь вдоль берега и облавливая все возможные перспективные места. Конечно, случалось много зацепов, и изрядное количество приманок осталось на неведомых подводных корягах, но зато только в таких «крепких» местах и можно было рассчитывать на улов. Причем в самом конце рыбалки дело дошло до того, что мы даже перестали ловить в заброс с берега, а попросту ловили в отвес. Для этого мы делали следующее: сматывали с катушки 4—5 метров, защелкивали дужку катушки и таким способом совершали микропроводку вдоль берега и коряг, а иногда ловили и вовсе на вертикальную игру в особо закоряженных местах. Естественно, приходилось достаточно сильно ослаблять фрикционный тормоз, чтобы щука при поклевке не сломала спиннинг, да еще и повсюду с собой таскать подсачек, но зато поклевки случались практически на каждых 15—20 метрах маршрута. Только не подумайте, что мы наловили просто огромное количество рыбы, дело в том, что поклевки — это еще не поимка рыбы. Было много сходов и поклевки мелкой щуки весом в 500—700 грамм, которую мы, даже не беря в руки, просто стряхивали с тройников «вращалок» или «колебалок». Было и много зацепов, борьба с которыми выматывала, а еще более изнуряло бесконечное преодоление прибрежных буреломов.

В последнее утро нашей рыбалки Виктор Гушелик сдался и, взявшись за казалось бы «дедовский» способ ловли, все-таки отметился первыми трофеями, что еще больше поразило его. «Разве так можно ловить рыбу», — досадовал рыболов-спортсмен. Оказывается, можно, с периодичностью доказывали другие участники нашей экспедиции, подтаскивая к обеду на место стоянки очередную трофейную щуку.

Я очень хорошо понимал чувства этого московского рыболова, поскольку сам участвовал в джиговой ловле и в какой-то мере испытал схожие с ним чувства разочарования. И только в последний день я, что называется, отвел душу и сумел обрыбиться своими обычными проверенными сибирскими способами ловли.

Однако стоит отметить, что рыбалка на Чулыме была для нашей компании не только охотой за трофеями, но еще и приятным времяпрепровождением. Настоящая суровая сибирская природа радовала глаз и грела душу. Засидевшись до глубокой ночи у костра, мы вдруг запели старинные русские песни. И так душевно запели, что просто диву давались своим вокальным данным…

А что была за приятная ловля на фидер! Сначала мы ловили язей на мелких песках, а затем передислоцировались на более глубокое место и стали беспрерывно выхватывать солидных чебаков, некоторые из них достигали веса в 300 грамм.

Из досадных моментов, которые мы обязательно учтем на будущее, было то, что лагерь разбили на песчаном пляже. В конечном итоге песок оказывался буквально везде: и в еде, и в одежде, и даже в ушах. Зато сильно выручила бензопила, с которой можно было быстро заготовить необходимое количество дров, и различное снаряжение для ночевки: надувные матрацы и газовые горелки, без которых спать в минусовую температуру было бы весьма неприятно. Следует учесть и еще один факт: осенью на Чулыме встречается довольно много затопленных коряг и мелей. Поэтому идти на лодке нужно осторожно и следовать так называемым «створам» согласно бакенам на реке либо сигнальным маякам на берегах. Дойдя до одного сигнального маяка, ищем взглядом следующий знак и движемся по направлению к нему.

Для успешной ловли щуки с берега подходит далеко не каждый берег. Как правило, это должен быть берег на перекате реки. Такой берег имеет достаточно пологий склон, почти сплошь усыпанный поваленными деревьями, но и в этом буреломе встречаются чистые участи, удобные для ловли. Кроме того, перекатные берега позволяют хоть и с трудностями, но все же передвигаться от одного места к другому, да и водные глубины тут достаточно умеренные и почти нет резких свалов на большие глубины. Есть и еще один немаловажный нюанс: течение на таких перекатах обычно умеренное, а у берега либо слабое, либо вовсе отсутствует. Причиной такого слабого течения служит зигзагообразный рельеф береговой линии и большое количество деревьев, которые отбивают основную струю воду.

Для береговой ловли лучше выбирать более мощное удилище и обязательно брать с собой подсачек и набор куканов. Что касается приманок, то наиболее подходящими будут классические «вертушки» и «колебалки» среднего и крупного размера. Колеблющиеся блесны желательно выбирать хотя бы с минимальной вертикальной игрой. Что касается «вертушек», то они должны хорошо «заводиться» буквально на первых сантиметрах проводки, и ими тоже можно неплохо играть вертикально даже на метровых глубинах. Конечно, в таком способе ловли мало спортивного, и многим рыболовам он придется не по душе, но метод работает и позволяет возвращаться домой с неплохими уловами и даже устанавливать личные рекорды.

Надеюсь, что кое-что из нашего опыта пригодится и вам в походах на многочисленные реки и озера нашей бескрайней Сибири.

Константин Фадеев

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий