В Белый Яр на Белое озеро

Столетиями очищается родниковая вода, которая, как говорят местные жители, еще и обладает лечебными свойствами. Узнав об этом, мы всю рыбалку только и пили эту чудесную озерную воду. Так, на всякий случай… Впрок.

Как это часто бывает, в подобных чистых озерах водятся только щука и окунь. Чебак, карась, линь вряд ли найдут здесь себе пропитание. На поверку озеро Белое оказалось ровной чашей с постоянной глубиной в 2,5 метра. Где бы мы ни бурились, везде нас ждала стандартная глубина, и только возле самого берега чаша плавно поднимается вверх к сосновому бору. Где-то (со слов наших провожатых) на этом достаточно большом (длиной порядка 3-х км и шириной не менее полукилометра) озере были две ямы в 6 и 10 метров глубины. Но мы их искать сразу не стали и решили попробовать половить прямо напротив избушки, на расстоянии около 150 метров от берега. Возможно, мы и зря поступили, что не поехали на ямы, но и у «дома» достаточно неплохо клевало. Первая поклевка произошла на балансир буквально спустя 10 секунд, и окунек жерличного размера был вытащен на лед. После чего тут же мы взялись за установку жерлиц, чему сильно помешал все увеличивающийся размер ловящегося окуня. В конце концов, дело дошло до экземпляров в 200—250 грамм, на которых у нас рука не поднималась использовать такой трофей в качестве живца.

Окунь на Белом озере выглядит несколько необычно: продолговатый, светлый и с необычными желтыми плавниками. И что характерно — очень упорный боец. Окуни в 200—300 грамм боролись так, что создавалось ощущение как будто на крючке сидит килограммовый экземпляр. Приходилось даже слегка стравливать леску, чтобы утомить эту напористую рыбу.

Установив жерлицы, мы всерьез всей группой взялись за окуня. Так как озеро было практически гладкой чашей, то мы предположили, что и ловля будет, скорее всего, ходовая, поскольку ярко выраженных стоянок на таких водоемах у окуней не бывает. Обычно в подобных озерах рыба распределена приблизительно равномерно и проку долго ловить в одной лунке нет. Так оно и оказалось. Пробуришь лунку и ловишь от одного до пяти окуней самого разного размера. Причем ловля эта занимает не более десяти минут. Затих клев — и нужно идти сверлиться дальше. Пробовали, сидели на уловистых лунках и по полчаса, но все это приводило к 1—2 поклевкам за столь немалое время.

Ближе к вечеру с тактикой мы определились, и дело пошло на лад. После часового обеденного перерыва клев рыбы возобновился. На балансир ловилось хуже, чем на мормышку с подсадкой мотыля. Местные жители ловили на небольшие темные блесенки длиной 2—3 сантиметра и внешним видом напоминающие какого-то жучка. Но и их проверенные блесны уступали в уловистости мормышке с мотылем. Причем было замечено несколько характерных особенностей. Просто на мотыля без игры мормышки окунь не брал совсем. Поклевки случались в подавляющем большинстве в 3—7 см от дна. И еще: если мотыль терял свой яркий красный свет, поклевки прекращались, и нужна была свежая наживка.

Иногда мы ложились на лед и смотрели в лунку. Было хорошо видно светлое песчаное дно, где изредка величаво проплывал окунь. Любоваться подводными красотами можно долго, но пора и за дело браться. В разгаре вечерний клев. А как там у нас дела с жерлицами? Молчат… Впрочем, мы и не рассчитывали на активный клев щуки. По всем приметам — это по большей части окуневое озеро. Но щука здесь есть, а стало быть, поклевки вероятны. Хотелось бы посмотреть на то, как выглядит местная щука.

Еще засветло, собрав улов, мы пошли готовиться к ночлегу. Нам еще предстояло протопить избу и приготовить себе пропитание одновременно и на вечер, и на утро. Погода на дворе была хорошая. На улице —3°С. Ночь мы провели отлично: готовили еду, травили анекдоты и успели дважды поспать, в промежутке между двумя снами встретив Старый Новый год.

Наутро я продолжил ловлю еще более успешно, чем в прошедший день. Часам к одинна-дцати я заметил, что рыба все чаще бьет по мормышке, но брать — не берет. Я сменил лунку, но и это не помогло. Тогда я решил поменять мормышку. И тут же вновь начались верные поклевки. У моих спутников дела тоже шли неважно, и я им посоветовал поменять мормышки, но они отмахнулись. А меж тем в смене был смысл. Вода в озере светлая, и если сумрачным ранним утром я ловил на яркую желтую мормышку, то днем она, видимо, сильно отпугивала окуня, и рыба отдала предпочтение маленькой, цвета никеля приманке. Окунь брал верно, и вскоре по косым взглядам своих сотоварищей я понял, что перегибаю палку, таская одного за другим полосатых разбойников.

Не то чтобы со мной не случалось ранее того, что иногда приходилось менять мормышки в зависимости от времени суток и освещения. Но всякий раз, когда возникает подобная этой ситуация, как бы заново проживаешь период поиска искомой мормышки и испытываешь удовольствие от того, что именно ты нашел верную приманку. Для верности я провел эксперимент и попробовал половить на еще одну приманку и, увы, безуспешно. С полным удовлетворением я вновь вернулся к уловистой мормышке и продолжил лов.

Случилась поклевка и на жерлицу. И хоть трофей был невелик (немногим более кило), но зато как красив! Щука была темно-серебристого цвета с особым ярким пятнистым узором. По словам наших проводников, здесь, на озере Белом, есть и большие щуки весом за 10 килограмм.

Чуть позже мы узнали о существовании других озер в этой местности, где и щуки побольше (в смысле количества) и окуни крупнее. И мне отчего-то подумалось: а разве в других местах по-другому? Где бы ни был, всегда тебе говорят, что «в 30 км отсюда (из них 14 километров — пешком) есть озеро — рыбы тьма. Щуки — 7—10 кг, окуни — 1—1,5». Доводилось бывать на таких рыбных озерах. Все рассказы близки к истине. Но вот в чем дело, там тоже существуют времена бесклевья, и рыба так же капризничает. Случается, что все время, отведенное на рыбалку, уходит на то, чтобы найти верную приманку. А меж тем, сидят сейчас рыболовы где-нибудь в Коларово и подергивают вполне приличных ельцов, подлещиков и окуней. Возможно, именно там и мы будем искать удачу в следую-щие выходные. Не все же время ловить там, где много рыбы и велика вероятность поимки. Надо и в пригородных водоемах потренироваться.

Хотя загадывать на следующие выходные — дело неблагодарное. Раздастся телефонный звонок, и тебя в очередной раз увлекут в новое неизведанное место. А может, мы вновь отправимся в Белый Яр на Белое озеро, где обитает такой упорный «бойцовский» окунь.

Константин Фадеев

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий