Ленивая рыбалка

Хорошо, когда есть опытные люди, готовые поделиться своими секретами. Несколько лет назад мы с другом встретили на одном из водоемов умудренного сединами рыбака, который решил рассказать нам об уникальном способе ловли рыбы. Он называл его «ленивой рыбалкой», так как все, что здесь надо делать — подсекать, когда клюет. Не буду утаивать от вас какие-то секреты и расскажу о своем первом опыте ленивой рыбалки.

Щука_by ThomasKohler@FLICKR.COM

Подготовительный этап

Мы с другом Александром подождали, когда закончится период нерестовых запретов и ограничений. Теперь можно было начать ловить, используя различные снасти. Поехали мы на одну из проток Оби. Как мне кажется, в нашем регионе (в Томской области) именно на этой речке идет вся серьезная рыбалка.

Стартовали около трех часов утра, надеясь успеть доехать к началу утреннего клева. Во время поездки мы намеревались испытать на практике новый способ рыбалки. Это было нашей главной целью, так что подготовились заранее. Нам пришлось запастись «авиационной» резиной (около 30 метров), мотком миллиметровой лески, вольфрамовыми поводками (20 штук) длиной 150 мм, катушкой лески (диаметром 0,3-0,4 мм), двумя колокольчиками и силиконовыми приманками в виде рыбок разного окраса и размера (20 штук).

Не подумайте, что это все для организации всего лишь одного лова. Данная комплектация предназначена для сооружения сразу пары «снастей-резинок», ведь мы отправились на рыбалку вдвоем.

Помимо всех перечисленных выше деталей, важно было не забыть взять с собой заранее подготовленные свинцовые блины, вес которых достигал восьми килограммов. Можно было сделать их даже немного потяжелее, а вот если бы блины из свинца были маленькими, и их вес не превышал пары килограммов, ленивая рыбалка бы не состоялась.

Виной тому стало бы сильное течение Оби, которое даже в протоке способно снести не самый тяжелый груз. Учитывая способность рыбы различать запахи и зачастую чувствительное отношение ко всему, что напоминает о людях, мы прокипятили свинцовые блины в воде с добавлением веток деревьев и листьев полыни, после чего брали их, исключительно надев на руки перчатки.

Сборка и установка

После того как был обустроен рыбацкий лагерь на берегу, мы стали собирать непосредственно саму снасть. Делается это следующим образом: к свинцовому блину, который выполняет функцию груза (якоря), к ушку или через отверстие привязывается «авиационная» резинка.

К ней, в свою очередь, цепляется основная леска толстого диаметра. К этой основе крепятся поводки из более тонкой лески длиной около 30-40 см. Расстояние между ними — не менее метра. Затем привязываются вольфрамовые поводки. Потом крепятся с помощью застежки (карабина) наши силиконовые рыбки. В принципе, для привлечения обитателей водоема можно использовать и другие приманки, но мы взяли именно такие.

И вот, наконец, снасть готова. Остается только поставить ее и прикрепить сигнализатор поклевки — колокольчик.

Мы устанавливали «резинку» таким образом. Один из нас с привязанным грузом отчалил от берега на лодке и отплыл метров на 50-60. Тем временем второй зашел в реку с другим концом снасти, удерживая его. Остается добиться хорошего натяжения «резинки». После этого первый рыболов может отпускать груз, а второй — фиксировать конец снасти на «рогатине», воткнутой на берегу.

Важно обеспечить должный уровень натяжки, при котором и колокольчик не будет реагировать на малейший плеск реки, и силиконовые рыбки «зависнут» спокойно в воде, и резинка утянет поводки с приманками на приличную глубину. Кстати, желательно заблаговременно привязать прочный шнур с кусочком пенопласта к грузу. Это поможет его без проблем вытащить после завершения рыбалки. Зная длину резинки, вы легко прикинете, где находятся ваши приманки.

На заключительном этапе остается лишь ждать поклевки. Вот поэтому и называют такой способ рыбалки «ленивой», поскольку делать ничего не надо — только сиди и поглядывай на колокольчик. Как вздрогнет — подсекай. После подсечки ты просто вытягиваешь леску на берег, растягивая резинку, которая привязана к грузу.

Чтобы потом можно было без проблем снять рыбу, на леске заранее делаются петельки, расположенные друг от друга в двух-трех метрах. Цепляешь петельку на колышек, спокойно снимаешь рыбу, поправляешь приманку, потом снимаешь петельку, отпускаешь леску — и резинка вновь утаскивает приманки далеко от берега на достаточно солидную глубину.

Запасной вариант

На установку обеих снастей у нас с Саней ушло около получаса. Просто мы решили для надежности заплывать с каждым свинцовым блином и резинкой по отдельности, а не брать сразу две снасти в лодку: еще что-нибудь запутается — потом не распутаешь. Лучше два раза сплавать на лодке, чем создавать себе дополнительные трудности.

Наши свинцовые блины-якоря были установлены метрах в 70 от берега. Соответственно, сами приманки тоже были достаточно далеко и глубоко. Время было все еще утреннее, и мы стали ждать первой поклевки. Честно говоря, мы с Саней не думали, что эта снасть с резинкой будет очень эффективной, поэтому, установив ее, стали рыбачить неподалеку на поплавочную удочку.

Однако уже минут через двадцать на Саниной «резинке» зазвенел колокольчик. Он подбежал к колышку, схватил леску и сделал подсечку. Поначалу моему товарищу показалось, что хищник сорвался с крючка — все-таки резинка постоянно создавала напряжение, и сложно было понять, есть ли что-то еще, мешающее вытягиванию лески на берег.

Вскоре мы с Саней поняли, что другие помехи, помимо резинки, однозначно есть: когда мы вытащили на берег пару первых приманок, леска стала резко дергаться в руках и уходить в сторону.

Первый блин не комом

Еще несколько секунд, и мы увидели, что на крючке сидит достаточно неплохой для дебюта экземпляр. В общем, спустя несколько мгновений, щука примерно на 1,5 кг уже не имела шансов улизнуть. Есть первый трофей на новую снасть!

Дальше дело пошло еще лучше. Второго хищника мы вытащили тоже на снасть моего друга. Это вновь была щука — правда, поменьше — граммов на 800, но и не «карандаш», что тоже приятно. После радости за товарища я было начал переживать, что у меня почему-то не клюет, однако буквально минут через десять вновь зазвенел колокольчик — на этот раз уже мой! Сделав подсечку, я сразу же ощутил, что кто-то мне активно сопротивляется.

— Саня, ты чувствовал сопротивление, когда вытаскивал сегодня первую щуку?

— Да не особо, только в самом конце.

— А у меня прямо сразу сопротивляется.

— Может быть, трофейный экземпляр?

— Вряд ли, силенок маловато для трофейного, но кто-то более-менее неплохой должен быть.

Через минуту стало понятно, что я был прав: на мою снасть-резинку попался двухкилограммовый судак. Такого красавца очень приятно держать в руках, скажу я вам! Через некоторое время решили, что щука из этих мест ушла, зато подошли как раз судак и окунь.

Именно их мы активно ловили в течение нескольких часов. В итоге получилось, что уже до обеда нам удалось выловить трех клыкастых и пару щук. Да еще семь штук окуней, каждый из которых в среднем потянул на полкило.

После полудня клев прекратился. Ждать вечера мы не стали. Просто собрали снасти и покатили домой. Мы подумали, что улов для первого раза нормальный. Значит, не зря и время потратили.

Что еще можно сказать об этой снасти и о таком способе рыбалке. Принцип тот же, что у донки. Но наша «резинка» имеет преимущество, поскольку охватывает разные глубины. Соответственно, и количество поклевок должно быть значительно больше.

И еще… Вместо силиконовых приманок можно цеплять живца либо нарезку из мелкой рыбки. Мы пробовали так делать уже во время следующих поездок на реку. Эти приманки тоже показывали неплохой результат.