Неплохой улов

«Оставив двадцать километров дороги позади, мы с приятелем вдвоем, миновав село Тимирязевское, оказались на речной протоке возле поселения Эушта. Припарковав машину в положенном месте, спустились на лед, где уже бурили лунки, а то и ловили вовсю приехавшие раньше нас из города рыбаки, — рассказывал Александр, сопровождая свое повествование энергичными движениями рук. — Поставили палатки и мы.

Подледный лов. Фото Сергея Бабикова.

Рыбалка в окрестностях города

Первые забросы балансиров не принесли удовлетворения, обитатели водоема молчали. Мы пообщались с соседями, которые ловили на мелкие блесенки. Нам посоветовали сменить снасть. Мы прислушались к этой рекомендации, и дело пошло. Поклевки были смелыми, забористыми. Брал окунь размером в ладошку и более. На крючок сажали опарыша. Лучше клевало на блесну, у которой был изогнутый, как у змейки, профиль и красный низ.

Ловля проходила с переменным успехом. Мы поняли, что поблизости держится стайка рыб. Они как красавицы на подиуме дефилируют вперед и назад, задерживаясь, если в лунку была опущена хоть одна удочка. Мы с напарником старались соблюдать это «правило» и поклевки нас не разочаровывали. Но, к сожалению, рыба попадалась все реже и меньше по размеру.

Решили попробовать сменить место. Пройдя метров 70, остановились возле мужиков, у которых в улове преобладали ерши. Тогда мы, следуя принципу, что «от добра добра не ищут», вернулись обратно. Подкормили лунки и… клев пошел интенсивнее. Стали попадаться ельчики и чебаки разных размеров.

К обеду поднялся ветерок, погода испортилась. Это нарушило обстановку комфорта, в которой мы пребывали. Стали собираться домой, поскольку палатки наши шумели и раскачивались под порывами ветра. Но рыбалка в тот день все же удалась. Мы и померзли, и надышались свежим морозным воздухом и наловили по несколько килограммов. В общем, остались довольны».

— Когда я рассказал об этой поездке коллеге-приятелю, — продолжил свою историю Александр, — он слушал внимательно, но в конце заявил, что для него настоящая рыбалка бывает только тогда, когда города рядом не видно, когда города рядом не видно, находишься один на один с рекой, с лесом на берегу и глубокой ямой на плесе.

Друг добавил, что приглашает меня попытать счастья в одной из заводей в верховьях Томи, за Калтаем. Договорились, что приятель на следующей день уедет вперед и будет ждать на льду. Я уладил городские дела и на своей машине отправился в указанное место. Меня подогревал интерес, с которым коллега рассказывал об уловах и интенсивном клеве окуней.

Вдали от густонаселенных районов

Не сразу я нашел нужный поворот с трассы к пойме реки, где намечалась рыбалка. Поплутав в снежном царстве, все-таки отыскал указанное место на схематичном плане, который приятель нарисовал на листке бумаги.

На крутом берегу уже стояли около десятка автомобилей с кузбасскими номерами. Внизу расстилалась пойма Томи с замерзшими протоками и многочисленными черными точками на белом полотне. Помахав с взгорка, я увидел ответный жест человека, оказавшегося на краю скопления рыбаков.

Товарищ встретил меня скучным лицом и разведенными во всю возможную ширь руками. Мол, ничего тут нет. Однако палатка его уже стояла. В ней были просверленные лунки и лежали удочки. В руках приятель держал снасть с балансиром.

Я просверлил пару лунок и тоже поставил палатку, так как сильный южный ветерок с верхов Томи вынуждал искать укрытие. Морозец казался невелик, но на свежем воздухе было не слишком комфортно.

Поставив пару удочек на глубине трех метров, я выбрался из палатки и выше по течению пробурил еще одну лунку, в которую выгрузил «самосвал» с прикормкой. Активный клев пока не начался. Пользуясь этой паузой, я прогулялся с балансиром и попробовал обловить замерзающие лунки, не занятые другими рыбаками. Эта проверка оказалась безрезультатной. Вернувшись в палатку погреться, не досчитался одной удочки и недовольно пробурчал:

— Утащил-таки, проклятый окунь!

Тогда я присел на стульчик, достал запасную снасть, насадил опарыша на крючок и, забросив, начал дразнить рыбу. Видимо, на мою прикормку подошел хороший елец. Мы начали с ним «разговаривать» с помощью снасти. Дело спорилось. Приличный елец непрерывно клевал — забористо и почти без сходов.

После одной из подсечек я понял, что на крючке экземпляр покрупнее. С трудом мне удалось завершить вываживание хорошего чебака. Красноперый и красноглазый, он долго не хотел мириться с постигшей его участью, пока не был спрятан в пакет.

Мерные ельчики постоянно тревожили насадку. Можно сказать, что рыбалка задалась. Клюнул еще один крупный чебак, потом одинокий мелкочешуйчатый экземпляр соблазнился гроздью опарыша.

Достойный противник

Затем попался хариус, обладавший необыкновенной силой по сравнению с прочими моими сегодняшними трофеями. Его не так просто было выводить из водяной пучины. Случилось так, что он зацепился за крючки сразу на двух моих удочках. Как вытащить в такой ситуации? Одной удочке я дал большую слабину, а другую держал в натяжку.

В это время раздался сигнал мобильника. Звонка я в общем-то ждал, так что он не стал для меня сюрпризом. Одну удочку прижал ногой и, высвободив руку, вытащил из кармана телефон. Хариус все время беспокоил меня, но я держал его «на привязи», высоко подняв кисть со снастью. Звонил приятель, который сообщил, что уезжает домой и желает мне хорошей рыбалки.

Попрощавшись с другом, я начал поднимать добычу к лунке. Тут хариус просто выскочил из воды, поскольку наши усилия сложились. Красавиц с плавником-парусом на спине весил около полукилограмма.

Я знал, что мне повезло и решил продолжать рыбалку. За короткий промежуток времени на мой крючок попались и окунь, и мерный елец и несколько добрых чебаков. Мой улов увеличивался, целлофановый пакет был почти полон. С активными поклевками время летело незаметно. Я подумал, что раз попался такой любитель чистоты как хариус, то с качеством воды в верховьях Томи все в порядке.

Выйдя из палатки, заметил, что машин на взгорке уже не было. Жители Кузбасса с утра неплохо половили и отбыли домой. Уже вечерело, сильный ветер обжигал лицо. Видимо, и мороз крепчал.

Я начал собираться домой. Смотал удочки, взял бур, свернул палатку и по сумеречному снегу побрел к своему автомобилю. Подъем на взгорок оказался трудным. Мне пришлось затаскивать скарб на высоту четвертого этажа. С этой операцией я справился в несколько этапов.

Машина стояла на месте. Я запустил двигатель, прогрел его и с включенными фарами, соблюдая все правила, покатил по уже знакомой теперь дороге к трассе. А так, как говорят, дело уже привычное. Домой добрался без приключений.

— Несколько раз вспоминал вас, Иванович, — закончил свой рассказ Александр. — Если бы не крутояр, где проходит тропа на лед, можно было вместе выбраться на рыбалку. Но боюсь, что вам с вашей тросточкой не удалось бы там пройти. Собирайтесь, как-нибудь съездим на другое клевое место.

— Непременно! — ответил я. — Спасибо, Александр! Обязательно выберемся на рыбалку, если погода будет хорошая.