Охотник в тумане и охранник Кузя

Долгое время уже в конце советской эпохи я работал в геологоразведке в Казахстане, а в свободные минуты отправлялся за дичью. Во время одной из таких охот со мной произошел любопытный и поучительный случай. Но история эта оказалась бы не полной, если бы в ней не принял участие наш песик Кузя.

Использование маскхалата зимой. Фото_by Cassowary Colorizations@FLICKR.COM

Будучи беспородной дворняжкой с лохматой шерстью, он обладал миролюбивым характером. Пес весело играл с детьми и нашими, и соседскими, со всеми был ласков, никогда ни на кого даже не рычал и совсем редко лаял.

Питался Кузя, как и большинство дворовых собачек, остатками с хозяйского стола, очень уважал заячьи косточки, но почему-то совсем не ел мясо диких уток. Спал обычно на крыльце возле двери, исполняя роль сторожа. Во всяком случае, так считали наши дети. Но однажды с четвероногим охранником случился конфуз…

В белом молоке

В декабре на наш экспедиционный поселок наносило туман с еще не замерзавшего в начале зимы Балхаша. При этом чувствовался столь волнующий охотника запах болота и гниющего тростника. Однажды, накануне запомнившегося дня, ночью неожиданно выпал снег. Первая пороша! Какой охотник в такой день будет сидеть дома?

Утром я вышел за поселок, надел сшитый женой белый маскировочный костюм, натянул на рюкзак светлый чехол и отправился тропить зайцев. Была суббота, выходной день.

С утра не везло. Заячьих следов было много, но отыскать «косого» мне никак не удавалось. Ушастые зверьки напетляли порядочно. Я, распутывая их многоследицу, все дальше удалялся от дома.

Еще охоте сильно мешали сайгаки. В это время был их массовый переход на юг, и часто заячий след, который я тропил, оказывался затоптан степными скитальцами.

Запахло болотом, потом появился слабый туман, который становился все гуще. Одного «косого» мне подстрелить удалось, но вскоре все потонуло в белом молоке. Я совершенно потерял ориентировку.

Без компаса как без рук

В голодной степи-пустыне Бетпак-Дала все кругом одинаково: камни, щебень, саксаульники да мелкий кустарник боялыч на склонах горушек. Никаких характерных примет, которые позволили бы мне определить свое местоположение. Ситуация неприятная, если не сказать опасная.

Да еще и компаса у меня не оказалось, о чем я тотчас пожалел. Это первый предмет, который должно иметься у человека, очутившегося в незнакомой местности или в экстремальных погодных условиях: в тумане, во время сильного снегопада или пурги, при закрытом облаками небе.

Когда нет ориентиров, выручит только компас. Пользоваться им должен уметь каждый охотник, рыбак, турист, грибник и просто путешественник. Отсутствие компаса в нужный момент может привести к беде или даже к трагедии. Все вроде бы знают это золотое правило, только не всегда его соблюдают.

Осознав свою оплошность, я задумался над тем, что делать дальше. У меня было две идеи: пережидать туман или возвращаться своим следом. Оба варианта надежными не казались. Никто не мог точно сказать, когда исчезнет туман. А мысль идти обратно по оставленным следам тоже доверия не внушала. Вместе с зайцами я и сам напетлял основательно.

На пути миграции

После некоторого раздумья все же выбрал первый вариант. Решил ждать, поскольку заметно похолодало, и потянувший слабый ветерок вселил надежду, что туман скоро исчезнет.

Рядом был саксаульник, я развел костерок, сел на камень, подстелив рюкзак, допил из термоса уже остывший чаек и доел остатки последнего бутерброда. Тут самое необычное и началось. Мимо шли сайгаки. Их не было видно в тумане, только слышался стук копыт по камешкам и звуки, которые они издавали: что-то среднее между блеянием овечек и хрюканьем свиней.

Животные шли и слева, и справа, проходило одно стадо, вскоре приближалось другое. Как оказалось, я очутился на пути их миграции. Сидел долго, а шествие сайгаков все продолжалось, и туман им нисколько не мешал. Двигались все в одну сторону и как они ориентировались в таком молоке не представляю.

Стемнело. Костер мой давно погас, и я основательно замерз. Наконец туман стал рассеиваться, на небе появились звезды. Я поднялся на горку, увидел огни соседнего шахтерского поселка, сориентировался и направился к дому.

Добрался уже поздно ночью. Через заднюю калитку вошел во двор и по мягкому снегу белым привидением бесшумно приблизился к крыльцу, на котором безмятежно почивал лохматый сторож.

Конфуз с охранником

Увидев рядом странную светлую фигуру, Кузя ошалело вскочил со старенькой циновки и… бросился прочь. Он проскочил под основной калиткой, чего раньше никогда не делал, оказался на середине улицы и только там громко залаял. «Хорош охранничек!» с усмешкой подумал я. Положил на крыльцо оружие и рюкзак, открыл калитку и позвал трусишку.

Песик сразу узнал исходивший от «белого привидения» голос хозяина, лаять перестал, но ко мне не подходил, лишь издали недоверчиво помахивал хвостиком. Пришлось зайти в дом и снять маскировочное обмундирование. Когда вернулся в обычной одежде, Кузя меня сразу опознал и мир был восстановлен.

Утром я рассказал детям и супруге о конфузе нашего охранника. Все посмеялись, однако действия сторожа были признаны правильными: он облаивал «чужого», следовательно, исполнял свои обязанности. За это Кузя и получил награду набор заячьих косточек.

Через два с половиной года мы навсегда уезжали из Казахстана. Кузя крутился возле нашей машины, не понимая, что происходит, а детишки утирали слезы. Взять песика с собой у нас не было возможности. К счастью, его приютили соседи…

А мы, преодолев на автомобиле четыре с половиной тысячи километров, на шестой день путешествия прибыли к новому месту жительства. Наступали «лихие девяностые, рухнул Советский Союз… И пришла новая жизнь с ее бестолковщиной и многочисленными проблемами, которым нет ни конца, ни края…