От истоков Воронежа

Если бы не Петр Первый об этой реке, кроме местных жителей, мало кто знал бы. На Воронеже император строил первый российский флот для взятия турецкой крепости Азов. Корабли планировалось сплавить в реку Дон и далее до моря. Место выбрали удачно, поскольку леса вокруг были большие. Навыки строительства у мастеров имелись. В Воронеже делали малые суда, на которых везли ежегодный «отпуск» для Войска Донского.

От истоков Воронежа
Путешествие и рыбалка. Фото Юрия Баркалова.

На несколько лет город стал центром России. И император здесь пребывал чаще, чем в Москве, а его приближенные и приглашенные зарубежные специалисты сидели тут безвылазно. Согнали мастеровых людей со всей страны, заложили верфи, флот построили и Азов взяли. А после катастрофы в Прутском походе Петр был вынужден заключить с Турцией мир. По этому договору корабли сожгли, а воронежские верфи срыли. Город сразу потерял свое значение.

Несмотря, что с того времени прошло уже 300 лет, изменения в природе Воронежа и его окрестностях до сих пор прослеживаются. Великаны из правобережной дубравы были вырублены еще при строительстве кораблей. На смену им от пеньков поднялись порослевые деревья, которые имеют неглубоко залегающую корневую систему. Они сильно подвержены неблагоприятным погодным условиям — летним засухам и зимним вымерзаниям при малоснежных зимах.

После 70-х годов ХХ века сии метеорологические условия проявляются часто. Результат — дуб стал засыхать, вываливаться и заменяться менее ценными породами. От былых великанов осталось одно дерево, растущее на берегу Воронежского водохранилища между Белой горой и поселком Рыбачий.

Выбор маршрута

Но рассказ не об этом, а о самом интересном участке реки. Он начинается от истока и заканчивается в городе Липецке. Река образуется от слияния Лесного и Польного Воронежа у села Новоникольское, что в десяти километрах южнее Мичуринска Тамбовской области. Первая из этих водных артерий для рыбаков и любителей сплава на лодках не слишком интересна. Она проходит по пригородам Мичуринска со всеми вытекающими последствиями.

Польной Воронеж имеет берега лесистые и малозастроенные. Вот тут бы и половить рыбку, но… русло так сильно закаряжено, что проплыть практически невозможно. Мы пару раз пробовали, но после пропиливания, прорубания прохода и протаскивания байдарок отказывались от этой затеи.

Начинать путешествие надо от железнодорожного моста у села Новоникольское. Добраться удобно на электричке от Воронежа или Мичуринска. Если едете вначале на машине, то стартовое место для сплава можно выбрать другое. Например, начать от шоссейного моста через реки Воронеж дороги Р-204.

Первые интересные места появляются у села Старое Торбеево. Несколько глубоких ям со сбоями струй, глубина порой доходит до семи метров. Лично я тут ничего не подстрелил во время подводной охоты, но рассказы местных рыбаков и характеристика акватории предполагают наличие крупных судаков и сомов.

За правым мелким притоком Алешна самые соловьиные участки, конечно, если путешествуешь в конце мая — начале июня. По берегам песчаные отмели с сидячими на них и порхающими у воды бабочками.

После обеда проходим правый приток Иловай. Летом его спокойно проплывайте, а весной по большой воде сюда попадает много щуки. Даже не нарушая природоохранных законов, с берега и одной удочкой можно вполне удовлетворить свой инстинкт добытчика, насколько хватит совести.

Почти каждый день — рыбный

За устьем Иловая мы расположились на ночевку. Хорошее место с песчаным пляжем нашли на левом берегу реки. Здесь не только комфортно отдыхать, но и удобно входить в реку для «заныра», а поохотиться есть где. Над водой свешиваются ветви деревьев, в русле упавшие стволы. В этих местах я несколько раз стрелял приличных голавлей, а иногда и некрупных сомиков.

Следующий день оказался не такой интересный в отношении рыбалки, но в поселке Кривец виден с реки родник с вкуснейшей водой. А после местного лесничества тянутся плесы с очень живописными, заросшими кудрявыми дубами берегами. В конце этого участка мы нашли красивейшую стоянку для ночевки. Расположились на высоком правом берегу под дубом.

Очередной день — рыбный. Перед невысоким шоссейным мостом у Демкинского кордона многочисленные, интересные подмывы берегов, в которых иногда стоят сомы. Вы их обнаружите, если перед вами не пройдут подвохи, приезжающие сюда на машинах.

Под мостом искать трофеи не стоит. Пустая трата времени, по причине постоянного наличия здесь рыболовов. Надо начинать присматриваться к обитателям реки хотя бы через полкилометра.

На первый взгляд, место выглядело не слишком перспективным. Но здесь я постоянно встречал и стрелял сомиков, весивших по 5–6 кг. А один раз видел красавца-судака килограммов на десять. Он меланхолично держался за бревном на течении, растопырив свои колючки, и от этого казался неестественно огромным. Я наблюдал за ним, пока не кончился воздух в легких, даже стрелять не стал. В последующие годы и «заныры» этот монстр мне не попадался.

Сплавляемся ниже. Через пару километров на левом повороте знаменитая Киселевская яма. Раньше в ней жила огромная стая лещей. Приезжали рыболовы из Воронежской, Липецкой, Московской, Тамбовской областей, но поймать всех особей не могли. Так продолжалось до тех пор, пока яму не замыло. Рыбе пришлось уйти на другие участки.

Рядом с ямой есть заросли камыша, где обычно охотится некрупная щука. Взять ее довольно просто, если подходить тихо.

Рыбопитомник и знаменитые «Вилюшки»

Река идет на запад. Пока она не дошла до правого притока Становая Ряса надо нырять и добывать рыбу. Это самое перспективное место. За два десятка сплавов я ни разу не оставался без солидного улова! Попадалась вся знаменитая троица — сом, сазан, судак!

Участки весьма разнообразные — песочек с сильным течением, завалы, «крыши», подмывы берегов, заросли водной растительности, остатки старых деревянных мостов. Надо смотреть везде. Кроме основной «троицы» есть вездесущий голавль, костлявая красноперка, даже очень редкий в реке любитель низкой температуры — налим. А о рыбьей мелочи и говорить не стоит.

После Становой Рясы можно спокойно плыть, сливаясь с природой. Когда по берегам появляются многочисленные цапли, это значит, вы приближаетесь к местному рыбозаводу. Его официальное название — Добровский зональный рыбопитомник.

Главный бич здешнего производства — цапли. С ними борются, но, судя по многочисленности птиц, результат отрицательный. После бетонного сброса с питомника на левом берегу песчаный пляж. Здесь же можно устроиться на ночевку.

Периодически, но не каждый год, ниже пляжа образуется завал из приносимых весной бревен. Здесь иногда держатся судаки. Вероятно, их привлекает «мелочевка», сбрасываемая вместе с водой с полей питомника. Место подарило мне несколько удачных охот.

Участок ниже, пока не прошли село Каликино, показался малоинтересным. Правый берег выбит многолетним выпасом скота.

Насторожиться надо, только когда река входит в лес. Это начинаются знаменитые «Вилюшки». Течение здесь быстрое, есть резкие повороты и много коряг. Глубина меняется от 50 см до 5 метров, имеются затоны. Между корягами шныряют многочисленные голавли.

Лет 10 стрелял здесь хороших сомов (весом до 15 кг), пока про это место не прознали липецкие «подвохи». Они за три года выбили весь «крупняк», остались одиночные экземпляры. Это летом, а в октябре через «Вилюшки» сом идет на зимовальные ямы, но всего пару дней. Если угадал со временем, то будешь вспоминать такую охоту еще много лет. Остановиться на ночевку здесь можно в середине участка на поляне левого берега, других мест нет.

Меандры заканчиваются развалинами ГЭС местного значения. После Великой Отечественной войны их много понастроили на небольших реках. Поработали эти гидроэлектростанции лет пятнадцать и были брошены. Напротив развалин крупная, замываемая песком, яма. Еще лет семь назад в ней плескались жерехи, но сейчас ушли.

Финальный этап путешествия

Через четыре километра следующее интересное место — глубокий котлован, идущий до поселка Доброе. Он был вырыт лет шесть назад. Местные ловят в нем сазанов. Рыба действительно в котловане есть, и ее много. Сам, ныряя, видел мелькание хвостов, но они мне «не дались».

Поселок Доброе — районный центр, в котором можно закончить путешествие, если время «поджимает», а мы плывем дальше. Миновав высокий шоссейный мост, поворачиваем в левую протоку. Прямо идет широкий затон, приводящий в тупик. На правом берегу горы песка, следы углубления русла.

Несколько раз здесь нырял и не безрезультатно. На глубине четырех-пяти метров на песчаном дне встречаются разреженные одиночные судаки. Охота тут очень трудоемкая. Нужно преодолевать течение и погружаться глубоко, поэтому не всегда получается добыть трофей.

Ниже по берегам луга с цветущим разнотравьем. После очередного бетонного моста слышны всплески жерехов, гоняющих плотву и красноперку. Спиннингистам есть, где проявить свои навыки.

Далее начинается место, которое мне пока разгадать не удалось. Километров 15 до поселка Пионерлагерь заполнены камышовыми островами и глубокими протоками с быстрым течением. На поворотах солидные ямы со сбоями струй. Очень удобные места для обитания крупной рыбы, но все мои ныряния это не подтверждают. Больших особей найти не удалось, и причина их отсутствия остается для меня тайной.

Ниже места живописные, есть песчаные пляжи. В высоких левобережных лесах имеется земляника. Особенно богат ягодой луг за местом Желтые Пески. Колокольни скромных сельских храмов навевают мысли о вечном. Можно посидеть тут с удочкой и наловить плотвы в добавку к единичным линям. Иногда на живца попадается килограммовая щука.

Людей на реке все больше. По правому берегу села переходят в пригороды Липецка. Река Воронеж становится все шире. За шоссейным мостом Северного обхода Липецка с востока незаметно впадает Матыра.

У железнодорожного моста между частными домами мы нашли удобное место. Здесь можно заняться сушкой и упаковкой байдарок. За мостом открывается широкая гладь Липецкого водохранилища. Наше путешествие заканчивается. Оно длилось девять дней, по реке пройдено 140 километров. А до автовокзала всего 300 метров.

Юрий Баркалов, г. Воронеж. Фото автора

Оцените автора
www.oir.su
Добавить комментарий