Рыбалка на таежной реке Нигия

«Ее и на карте-то трудно отыскать, эту реку Нигия, а тут внезапное приглашение приятелей порыбачить на севере нашей области! Оно привело меня в некоторое возбуждение, так как оказалось неожиданным, а дел и дома и на работе ждало немало, — рассказывал мой старый приятель Валерий. — Много слышал об этой местности, а тут появилась реальная возможность осуществить свою мечту — порыбачить на таежной реке Нигия».

Долгая дорога к цели

По словам Валерия, побывавшие там любители природы рассказывали, что посетили край непуганых птиц и зверей. А рыбы в прежние годы (когда еще не вступили в силу нынешние суточные нормы вылова) можно было поймать столько, сколько сможешь унести. И время для поездки выбрали оптимальное — снег уже давно лег, но морозы еще не сильные.

«Раздумывал я недолго. Разобрался со всеми служебными и домашними делами, взял на недельку отпуск и в темную ноябрьскую ночь отправились мы на двух машинах в северную малонаселенную часть области, — продолжил рассказ Валерий. — Смелости прибавило то, что приятели были надежные люди. Мы и работали вместе, и в осенне-зимнюю пору частенько выезжали на природу.

С первыми проблесками рассвета наши машины прибыли в легендарный Нарым. Первым делом мы посетили популярный термальный источник. Здесь перекусили у знакомых, оставили автомобили, пересели на снегоходы, в прицепы которых погрузили рюкзаки, сумки, удочки, ледобуры и прочее снаряжение. Нам предстояло не один десяток километров пробиваться по тайге и болотам.

Поездка на снегоходах. Фото_by VisitLakeland@FLICKR.COM

В областном центре бывали сильные оттепели, а здесь уже давно установились полновластная зима. Мы ехали по любопытному бездорожному маршруту. Шум двигателей нашей маленькой экспедиции поднимал белых куропаток.

Нередко показывались и копалухи. Услышав рев моторов, птицы высовывали головы из сугробов и прятались обратно. А вскоре пернатые с шумом взмывали из-под самых полозьев «железных коней», осыпая нас снегом. Но мы на копалух и на куропаток не реагировали, поскольку ехали не на охоту!

Нигия — таежная речка, приток Пыжима, открылась нашим взорам неожиданно. Ширина ее составляла метров пять или шесть. Берега заросли кустарником. По середине протоки она еще не замерзла. Нигия мирно несла свои воды, собирая их из ручьев и болот со всей округи, чтобы отдать как дань старшей родне — Пыжиму, и дальше — во чрево великой сибирской реки Оби, которая устремлялась к студеному Ледовитому океану.

Мелькнула мысль: а где же будем рыбачить? Неужели в этом ручье кого-то можно поймать? Приятели успокоили, объяснив, что Нигия — настоящая река и рыбы в ней немеряно.

— Хочешь, бури лунки во льду у берега и устраивайся здесь, — предложил мне один из товарищей. — А если жаждешь экстрима — то иди и закидывай в открытую воду снасть с поплавком или с крепким грузилом. Только будь осторожен, не лезь к самой протоке. Там лед еще не окреп — можно провалиться.

Дебют на новом месте

На берегу стояла избушка, где мы и остановились. Гостеприимно и тепло встретила нас заимка. Оказывается, дружная бригада заранее отправила сюда пару добровольцев-смельчаков, которые протопили печку в домике, наловили рыбы и сварили уху, чему мы, разминая суставы, были безмерно рады.

Долго расслабляться нам не хотелось. Часов в десять все уже собрались на льду. На удивление, Нигия оказалась довольно глубокой — уже полтора-два метра было у самого берега.

Мы пробурили лунки, забросили снасти. Я решил по привычке экспериментировать. Начал настраивать удочки с опарышем, червяком, мормышками, блесенками. Поклевки не заставили себя ждать, и вполне привычные полосатые хищники яркой краской засверкали на льду.

Выловленные окуни. Фото Андрея Белова

Один из приятелей поправил меня и предложил отложить в сторону большинство снастей и ловить только одной. Он посоветовал оставить удочку с блесной, а на крючок насадить еще глаз пойманного окуня.

— Вот так и рыбачь! — сказал друг. — А то половину времени будешь тратить на то, чтобы цеплять насадку и снимать улов с заглоченного крючка. А это такая канитель!

Оказывается, главным делом здесь было поймать первого окуня, чтобы использовать его глаз для привлечения других обитателей реки. Когда я принял этот метод на вооружение — дело пошло. Поклевки следовали беспрерывно, но особенно часто попались окуни, хотя в улове встречали и чебаки, и ельцы, и даже язи.

Короток зимний таежный день. К четырем часам дня мы уже сворачивали снасти. Все половили хорошо, поэтому были довольны. Теперь я понял, почему здесь в почете крючки без бородки. Просто рыба легко сама снималась и оставалась на льду, даже без участия человека. Удильщику не нужно было оголять пальцы, чтобы освободить крючок от улова. Не зря говорят, век живи — век учись.

В таежном раю

Вернувшись с рыбалки в домик, мы сложили снаряжение и сразу пошли в жарко натопленную баньку, где хорошенько прогрели косточки. Веники поочередно гуляли по нашим спинам. Напарившись, все собрались в теплом зимовье. Расслабившись в уютной обстановке после целого дня пребывания на льду, да предшествующей бессонной ночи в дороге, некоторые коллеги отправились на боковую. Избушка наполнилась звуками мерного храпа.

А мы с одним из приятелей еще долго продолжали беседу. Баня сыграла свою роль, помогла снять усталость и приободрила. Сердце работало как мотор, спать пока не хотелось.

Оказалось, что трое из нашей экспедиции — местные жители, а еще несколько человек — из города. Летом они работают в Обском пароходстве, трудятся в одном коллективе. А с окончанием навигации ловят рыбу и охотятся.

Домик, в котором мы расположились, был построен еще в шестидесятые годы прошлого столетия. Он предназначался для рыболовной бригады, а потом остался бесхозным. Местные жители поддерживают его в нормальном состоянии, чтобы не развалился, и сами находят приют под кровом. А вообще таких зимовий немало в пойме Оби.

Я вспомнил, что поздней осенью было много случаев, когда косолапые не спешили залечь в спячку в тайге. Некоторые из них приносили неприятности людям, подбираясь к поселениям и одиноким домикам.

— А как здесь с медведями? — не мог не поинтересоваться я.

— Они тут тоже периодически появляются, — ответил один из местных жителей. — Но сейчас косолапых нет поблизости. В противном случае собаки бы уже забрались в дом. Так что можно спать спокойно. Если что — наши питомцы просигналят и предупредят.

Здесь я узнал, что это место пользуется большой популярностью не только в Томске, но и за его пределами — чуть ли не во всем сибирском крае. Из Новосибирска, Кемерово, Барнаула и других городов приезжают сюда любители экстрима и просто рыбаки.

Азартный лов

Утром мы снова отправились на лед. Теперь уже хотелось не просто обловиться, а добыть крупный экземпляр, каких раньше не попадалось. Вначале поймал пару неплохих окуней. Я их с трудом вываживал в лунке, диаметр которой составлял 130 миллиметров. Каждый из вытянутых полосатых разбойников весил больше килограмма.

Вопреки рекомендациям опытных наставников, я посадил на крючок уловистой мормышки сразу шесть мотылей и такую рубиновую гроздь медленно опустил в воду. Сразу последовал удар, который едва не лишил меня любимой удочки. Оказывается, крупная рыба ждала на двухметровой глубине у самого дна.

Потяжка вышла тяжелой. Я вынужден был попустить леску. Короткое удилище согнулось в дугу, того и гляди — вырвется из руки. Мои усилия поднять рыбу к поверхности ни к чему не привели. Клюнувший обитатель реки начал ходить то в одну сторону, то в другую. Но вытащить его мне не удалось.

Единоборство закончилось так же быстро, как и началось. Леска вдруг ослабла, и снасть спокойно была поднята вверх. Мормышка оказалась пустой. Ни рыбы, ни мотыля и в помине уже не было.

Вытерев пот со лба, я поведал приятелям о случившемся. Мне объяснили, что сходит всегда самая крупная рыбы.

— Не ты первый это испытал! — успокоил меня товарищ.

Весь улов мы складывали в мешок возле дома. Собаки ее не трогали. Каждый взял себе столько, сколько позволяла совесть. Напомню еще раз, что тогда не было нынешних суточных норм добычи.

Прожили мы в этом таежном раю три дня, дважды топили баньку. Длинными вечерами ремонтировали снасти, рассказывали и слушали байки и, конечно, готовили еду.

Дело того стоило

Назад возвращались усталые и довольные, дав себе мысленное обязательство непременно хотя бы еще раз побывать здесь. Остановившись возле термальных источников, вновь поменяли «железных коней», искупались в серо-водородной ванне, освежились».

Валерий вел рассказ размеренно, не торопясь. Чувствовалось, что он еще раз переживал все виденное им в таежной глуши. Много говорил о людях, с которыми сдружился, об их трудолюбии и непритязательности, о человечности.

В конце все-таки признался, что в какой-то момент в азарте шагнул не туда, угодив на непрочный лед. Река поймала Валерия на оплошности и заставила искупаться в ледяной воде. Хорошо, что глубина там была невелика. Рыбак провалился под лед примерно по пояс. Из-за этого случая и пришлось топить баню во второй раз — чтобы поскорей согреться и обсохнуть в тепле.

А я смотрел на Валерия и думал, что мой собеседник человек работящий, общительный, любящий и умеющий общаться с коллегами, включая подчиненных людей. Очень заметна воспитанность, уважение к старшим по возрасту, предупредительность.

Валерий отметил, что поездка на таежную реку Нигия — мероприятие приятное и полезное, но, конечно, довольно затратное, хотя дело того стоит. От себя добавлю, что мой собеседник любит не только рыбалку, но и вообще ценит природу. И я решил поделиться с читателями газеты историей об этом увлекательном путешествии.