Рыбалка на Томи

Всю зиму готовился я к этому дню, когда смогу забросить удочку в воду и замереть над поплавком, качающимся на речной глади. Несколько раз я подходил к устью Ушайки, где она впадает в Томь. Оказывается, в городе живет немало таких же любителей-поплавочников. Я насчитал человек 40. Одна половина из них расположилась возле промоины от речки, другая — на обоих берегах Ушайки. Я заинтересовался результатами.

Улов. Фото_by Aland@ESACADEMIC.COM

Поздоровавшись с памятником Антону Павловичу Чехову, спустился к рыбакам, расположившимся ниже. Это оказались люди разного возраста, но больше было почтенных старцев. Одни из них лихо забрасывали свои длиннющие удочки, другие, наоборот, короткими снастями орудовали возле самого берега. Но ловили все.

Попадалась в основном мелочь. Чаще клевало на опарыша. Некоторые, сняв с крючка малявок, отпускали их обратно в воду — пускай подрастают.

А многие складывали добычу в целлофановые пакеты, объясняя, что их хозяйки после чистки пропускают весь улов через мясорубку и готовят знатные котлеты. Вкусно, елец ведь! Вдоволь насмотревшись на рыбаков, я решил и сам прийти сюда с удочкой.

Воспоминания о ледоходе

А ведь, казалось бы, еще совсем недавно это было невозможно. Когда я некоторое время назад подошел к речке, то не увидел в ней воды. До самого моста многоярусный лед, глыбами в десятки тонн каждая, прочно, будто из громадного шприца, запечатал все пространство. Все это силища!

Ниже устья Ушайки на сотню-полторы метров также белело ледовое нагромождение. А дальше от берега по фарватеру, вырвавшись из холодного плена, изголодавшаяся за зиму по свободе несла свои воды наша Томь, устремляя мутный поток в великую реку Обь.

Рыбаки-экстремалы нашли-таки прорывы в этом крошеве изо льда и забрасывали удочки: кто — зимние, а кто — длинные летние. Ловили в основном ельца. Да, тут тоже проявилась необузданная сила — душевный порыв, который затянул любителей рыбалки на лед, несмотря на опасность. Но такие занятия были уже не для меня.

Я сел на автобус и поехал к коммунальному мосту. Сильный ветер преграждал мне путь на левый берег. Духа хватило дойти по мосту только до середины реки. Я увидел обилие воды, несущейся с огромной скоростью и занявшей до предела всю ширину долины под самый бетон правобережья.

Быстрый поток тащил отдельные огромные и мелкие льдины, бревна, выкорчеванные деревья, ветки, всякий мусор. Оба берега Томи были в белом обрамлении из многоярусных плит застывшей воды.

Необычная картина. О рыбалке и разговора не могло быть. К воде не было подхода. Повернув назад, бросил свой взгляд на правый берег многоводного потока ниже моста, где невозмутимо стояли замурованные в белом плену городские катера. Организованно отступив под напором стихии, я ретировался домой.

Улов на Ушайке

Но ельцов мне все-таки удалось добыть, правда только через некоторое время, когда погода улучшилась. Я снова оказался возле моста через Ушайку. Река уже очистилась ото льда и мусора и уверенно несла свои мутные потоки в Томь. С десяток рыбаков пытали свое счастье на берегу.

Я тоже пристроился рядом. Клев был слабым. Соседи обсуждали причины этого и пришли к заключению, что низкая активность рыбы объясняется понижением уровня воды, вызванным внезапным похолоданием. С таким выводом можно было согласиться. К обеду немного потеплело и клевать стало лучше. В общей сложности я добыл десяток ельчиков.

Вечером дома отремонтировал удочку, заменил поводки и крючки. Утром следующего дня я снова был здесь. Устроился у самого моста. Здесь было менее ветрено и вода казалась спокойнее. Набросал в угол пшенной каши, и клев начался с первого заброса. На удочке было два крючка. На один я посадил червя, на другой — опарыша. На первом поклевки были чаще.

Удивило настойчивое любопытство проходивших по мосту людей. Задерживаясь, мужчины давали советы, подбадривали. Ахали и охали, когда рыбка срывалась с крючка. В общем, было весело, а виной всему — активный клев.

Особо хочу отметить любопытство женщин, гулявших с детьми. Дамы спускались вниз к рыбакам, подходили к самому парапету и рассказывали, что «дяди» делают. Мальчики проявляли интерес, вселяя в наши души чувство умиления и ощущение преемственности. Нет, не угаснет генетическая тяга людей к любительскому рыболовству, она глубоко укоренилась в душах!

Десятка три ельцов разного калибра стали моей добычей в этот раз, чем я был безмерно доволен. Прожил еще одну долгую сибирскую зиму, а впереди — активный рыболовный сезон. Больница подождет… Мне кажется, что природа лечит лучше, чем некоторые дорогостоящие аптечные снадобья. Однако это только мое личное мнение.

Разговоры «коллег»

Во время рыбалки многие удильщики встречали старых друзей после зимней разлуки, живо обсуждали первые походы на открытую воду. Не забывали и последние политические события.

Но основной нитью, проходящей через все разговоры, была тема будущего рыболовства. Из сообщений СМИ люди выяснили, что ученые-ихтиологи внесли в Госдуму проект нового закона, регулирующего ситуацию в этой сфере. Дескать, будут создаваться какие-то объединения любителей и  др.

Но «знатоки», внимательно смотревшие многие телевизионные передачи, успокоили всех, объявив, что беспокоиться не о чем. Вроде как видные чиновники пообещали, что любительская рыбалка была и будет бесплатной.

Однако скептики продолжали ворчать, что лучшие плесы отдадут промысловикам, которых станет намного больше, а всем остальным оставят скудные участки, где трудно добиться хорошего улова. Мне запомнился один седовласый степенный человек с шестиметровым углепластиковым удилищем, который изрек:

— Не надо волноваться: поживем — увидим!

Радушный бородач

Спустя некоторое время мне позвонил приятель и пригласил на рыбалку в район коммунального моста. Наутро мы были в назначенном месте и с удивлением увидели огромное количество рыболовов по обоим берегам Томи, несмотря на то что выходные еще не наступили.

Мы не стали переходить мост. С конечной остановки автобуса «нырнули» под шоссе рядом с «Водоканалом» и вышли к реке сквозь оставшиеся от ледохода и поредевшие кусты. Нас встретил опрятно одетый мужчина с «либеральной» бородкой и удочкой в руке. Он объявил, что рыбалку закончил, и предложил встать на его место, которое уже прикормлено и без зацепов.

— Становитесь и ловите, — пригласил мужчина.

Он даже оставил банку с червями и напутствовал нас добрыми пожеланиями. У его ног стояло ведерко, заполненное красноперыми ельчиками разного размера. И этот улов был добыт за полтора часа.

Клев оказался отменным. Ближе к берегу, как и положено, попадался ельчик поменьше. А дальше водились крупные экземпляры, которые смело брали насадку. Ловились без сходов. И, несмотря на поднявшийся с верховьев Томи ветер, который путал поводки и препятствовал забросу легкой снасти на дальние расстояния, мы с приятелем за три часа смогли поймать десятков по пять ельцов.

Вначале я, по совету специалистов, подумывал ловить на пару удочек со дна. Но куда там?! И с одной едва успевал справляться.

«Старые счеты»

Но не все было так гладко. Наряду с поднявшимся ветром настроение нам хотел испортить теплоход «Заря». У меня с ним «старые счеты» — еще с прошлого года. Это небольшое судно создает такую крутую волну, что диву даешься. Когда теплоход появлялся на фарватере, на берегу наступало оживление. Все рыбаки поднимали свои вещи и отодвигали их подальше от воды.

В прошлом году волна от «Зари» забрала у меня коробку с насадкой, хотя я и был предупрежден. Вещи отнес повыше, а емкость с червями держал в руках. Когда клюнул очередной елец, я все внимание, естественно, сосредоточил на удочке, подсек и вытащил рыбешку. А коробку, конечно, поставил рядом.

Пока отцеплял ельца и опускал его в садок, волна подхватила емкость с моей наживкой и утащила в реку. Там коробка перевернулась, и все черви пропали. Настроение мое испортилось, и я уже готов был собираться домой.

Однако тут вмешались томские рыбаки. Вдоволь насмеявшись надо мной, они поделились насадкой. Я смог продолжить рыбалку, причем успешно. Больше таких промашек уже не допускал.

Вредная волна

И в этот раз я услышал через кусты шум мотора, отличавшийся от звука «трудяг», которые, натуженно преодолевая силу реки, тянули пустые баржи и поднимали их вверх по течению, а потом с грузом щебенки быстро проводили вниз. Волна от них не была «злой» и не приносила нам неприятностей.

Этот шум действительно издавал двигатель знакомой мне «Зари». Я вовремя ее заметил и приготовился. Волна пришла не сразу и оказалась довольно легкой, хотя и крутой. Собрав на берегу все, что плохо лежало, она успокоилась, и рыбалка продолжилась. Я запомнил место, до которого дошла волна от теплохода, и поставил там вешку.

Примерно через час послышался шум «Зари», идущей сверху по течению. Мне казалось, что я готов встретить волну во всеоружии. Но за излишнюю самоуверенность был жестоко наказан. Я не учел того, что теплоход теперь двигался по течению, поэтому его скорость оказалась выше, и волна распространялась быстрее. Она обрушилась на берег почти сразу после того, как «Заря» прошла.

Волна была настолько крутой, что моя вешка почти на метр ушла под воду, а мне чуть не залило сапоги через край. При этом унесло рюкзак, коробку с червями и целлофановый пакет с рыбой. Последние два предмета были поближе, так что я успел подхватить их руками. А новенький рюкзак вместе с отходящей волной поплыл к реке.

К счастью, на помощь мне пришел сосед, который тоже пострадал от быстрого теплохода, лишившись части улова: садок с широкой горловиной тоже оказался в воде. Вместе мы все-таки выловили рюкзак, высушили и почистили его.

В итоге он принял почти что прежний вид. Правда, коробочки с крючками, грузилами и лесками в рюкзаке уже не было. Вот урок так урок! Век живи — век учись!

Блюдо из ельцов

Но это не испортило нам настроения. Я продолжал рыбалку до тех пор, пока у меня не иссяк запас червей. Потом собрал рюкзак, и выяснилось, что его вес никак не меньше того, сколько было до начало ловли. Добыча возместила пропавшее снаряжение и расходные материалы — прикормки и насадки. Кроме того, в рюкзаке больше не было бутербродов и питьевой воды, которые помогали мне поддерживать силы.

В общем, рыбалка удалась. Встреча с добродушными, коммуникабельными людьми еще больше повысила настроение, которое и так было неплохим от солидного улова. Отдохнувшие от городской жизни, но уставшие от приятного занятия, мы вернулись домой. Хозяйка незамедлительно приготовила свежих ельцов, которые оказались отменным блюдом. А остальная часть улова пошла на котлеты.

Старт рыбалки по открытой воде получился неплохим. Будем надеяться, что новый рыболовный сезон также окажется удачным.

Владимир Орлов, г. Томск

Этот материал под названием «Первая рыбалка по открытой воде на Томи» был опубликован в нашей газете «Охотник и рыболов Сибири» в июне 2014 года.