Делать какие-либо прогнозы относительно перспективы открытия летне-осеннего сезона — занятие малоперспективное. Точный ответ на этот вопрос знает, конечно, лишь Господь Бог. Даже те высокопоставленные лица, от кого зависит принятие решений, пока только предполагают, не говоря уж обо мне грешном… И все же многочисленные вопросы от охотников побудили меня высказать свое мнение, возможно, субъективное.
Мне, как и нам всем, сейчас сложно судить о происходящем.. О проблеме коронавируса (COVID-2019) в настоящее время информации довольно много: и научной, и дискуссионной и даже… конспирологической. Вопросы, касающиеся пандемии, за месяцы изоляции (как условно-самостоятельной, так и самой настоящей, реальной) стали темой номер один. Этой проблеме посвящены многочисленные ток-шоу, дискуссии на ТВ, в соцсетях и на кухне.
Такое оживленное обсуждение новой инфекции привело к тому, что стало очень трудно о ней судить и писать, адекватно оценить угрозу, избежав односторонних подходов. Сейчас даже светила мировой медицинской науки признают, что COVID-19 — пока еще недостаточно изученное заболевание. Да и нет, увы, до сих пор проверенного временем, доказавшего свою эффективность лекарства. Какие-то препараты, конечно, разрабатываются, регистрируются, испытываются на добровольцах, но панацеи не изобретено. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто почитать о коронавирусе в любом из доступных источников информации.
Наша горячность в суждениях как о самой болезни, так и о действиях лиц, принимающих решения о введении ограничений (в том числе и затрагивающих охоту) из-за угрозы распространения инфекции, здесь плохой советчик. Нам легко ошибиться от элементарного незнания этой проблемы, которая, скорее всего, имеет общемировое значение. Большинство из нас не может претендовать на звание экспертов в медицинских вопросах.
Однако ничто не мешает нам попробовать получить информацию от врачей. Многие из них стали непосредственными участниками безусловно героической борьбы с коронавирусом. Они, лично познавшие как радость от выздоровления своих пациентов, так и горечь от того, что не всех удалось спасти… немало могут рассказать. Если захотят, конечно…
Весенний сезон
Отвергая все конспирологические версии, политические предпочтения, горячность и резкость, давайте попробуем порассуждать о проблеме COVID-19. При этом постараемся не повторять излишне эмоциональных оценок, неоднократно звучавших из уст охотников, которым так и не удалось побывать на открытии весеннего сезона.
Итак, вспомним, как все происходило. Весенняя охота 2020 года в России прошла по-разному. В некоторых регионах даже не расчехляли ружья, где-то отстояли одну или несколько зорек, поохали, повздыхали и… уехали из угодий с пустыми руками. Были и те, кто сполна насладился весенней охотой и добыл-таки своего гусика, селезня, глухаря, тетерева или вальдшнепа.
Много негатива на форумах, в соцсетях и в личных разговорах вызвало закрытие сезона из-за угрозы распространения коронавируса в ряде регионов. В некоторых областях и краях охоту вначале разрешили, стали выдавать путевки… а потом внезапно запретили. В отдельных регионах сразу предупредили, что весенний сезон в 2020 году не стартует.
Схожие ограничения затронули и любительскую рыбалку. Она и до настоящего времени запрещена в некоторых регионах для жителей, отнесенных к группе риска по медицинским показателям или в силу возраста (от 65 лет и старше).
Что же привело к таким мерам? Почему руководители регионов были вынуждены запретить любительскую охоту и рыбалку? Причина этих решений сводится к одному обстоятельству — действующим ограничениям для граждан в условиях пандемии коронавируса.
Напомним, что к охотникам обратился руководитель Минприроды России Дмитрий Кобылкин. Он пояснил, что нужны определенные шаги для обеспечения режима самоизоляции, рекомендованного Правительством РФ. В связи с этим министр предлагал республикам, областям, краям и округам в составе страны рассмотреть вопрос об установлении ограничения весенней охоты в виде полного запрета ее на протяжении всего сезона.
Данные решения принимались на «местах» в соответствии с нормами как федерального, так и регионального законодательства. Утвержденные властями документы открыты и доступны. Ознакомиться с ними можно в электронных справочных системах, на официальном портале правовой информации.
Мой личный анализ показал, что обоснованием запретов весенней охоты и любительской рыбалки в регионах послужили требования 11 норм федерального законодательства. Они перечислены в Приложении 1. Имелись и доступные автору решения о закрытии охоты на уровне законодательства субъектов РФ…
Приложение 1.
Нормы федерального законодательства, на которые ссылались в регионах России при установлении запретов весенней любительской охоты и рыбалки (в редакциях документов, действовавших на момент принятия решений о введении ограничений):
1) ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 — ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера», 4-я (пункт 6, ст. 4.1), 7-я и 11-я статьи.
2) ФЗ от 24.04.1995 г. № 52 — ФЗ «О животном мире», 6-я и 21-я статьи.
3) ФЗ от 24.07.2009 г. № 209 — ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 33-я статья.
4) Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия».
5) Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
6) Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2019 г. № 1716 «Об утверждении случаев регулирования любительского рыболовства нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ» (пункт 1).
7) Поручение Правительства РФ от 26 марта 2020 «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25 марта 2020 г.».
8) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nСоV)».
9) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019».
10) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения (COVID— 2019).
11) Письмо руководителям территориальных управлений Росрыболовства из Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) Минсельхоза РФ от 3 апреля 2020 № У02 — 952.
Оптимистичные ожидания
С момента начала пандемии коронавируса прошли месяцы. Ежедневно озвучиваются данные по числу заболевших, излечившихся и, к сожалению, умерших от этой болезни…
Назывались причины эпидемии, ее агрессивность и ошибки на первых порах борьбы с нею. Нам известно, сколько и где есть больниц, коек и аппаратов для искусственной вентиляции легких. Мы скорбим о сотнях врачах, которые погибли, спасая людей от коронавируса, благодарим медиков за их самоотверженный труд.
Радуют наш слух сообщения в СМИ, к сожалению, не всегда достоверные, о разработке вакцины от COVID-19. Мы верим в лучшее, что эта болезнь будет побеждена. Уже месяцы пробыли в изоляции и самоизоляции. Не ходили по магазинам, не ездили в Турцию, не встречались с друзьями в увеселительных заведениях. Многие из нас делали все (или почти все), чтобы не заболеть.
И вот настал май, и начались в ряде регионов послабления режима изоляции от болезни. Где-то больше, где-то меньше. Пошла так называемая положительная динамика. Нет, мы коронавирусную инфекцию в нашем Отечестве, как, к сожалению, и в мире, пока не победили. Она на время на некоторых фронтах (в разных странах или только в ряде регионов) отступила…
Все больше просыпается у нас, охотников, желание выйти со своей собакой и с любимым оружием в угодья. Да и вот уже Петров день… (29 июня — по старому стилю, 12 июля — по новому). С этого числа, как помним, раньше открывалась в России охота по перу… Уже терпения не хватает…
С июня в некоторых регионах распределили разрешения на добычу копытных, медведей и даже байбаков. Это стало возможным в тех областях, краях и республиках, где позволила обстановка с коронавирусом. Там его, по оценкам медиков, удалось существенно потеснить. Порадуемся за наших братьев по охотничьей страсти.
Мне удалось не один раз за период подготовки этого небольшого материала провести, к сожалению, лишь телефонные разговоры с некоторыми хорошо осведомленными специалистами в данной сфере… Пообщался с ведущими российскими охотничьими журналистами, вхожими в Госдуму и в Минприроды России.
Полученная (по данным на конец июня) информация лично меня радует. Мои собеседники разделяют наши мнения о том, что охоту летне-осеннюю, а затем и зимнюю конечно же надо открывать. Но, как все они подчеркивали, делать это надо спокойно, взвесив все доводы, считая безусловным приоритетом сбережение жизни и здоровья людей. Сезон сможет стартовать при обязательном условии обеспечения должной защиты от COVID-19.
Подчеркну еще раз, что коронавирусная инфекция никуда не ушла, а лишь затаилась. Решения об открытии (или запрете, чего, конечно, не хотелось бы) самой массовой охоты — на пернатую дичь — придется вскоре принимать руководителям российских регионов. Понятно, что выбор будет сделать нелегко. Властям предстоит учитывать не только имеющуюся динамику с заболеванием этой заразой в каждом конкретном регионе, но и прогнозы, подготовленные медиками, специалистами санитарной службы, вирусологами…
Будем надеяться на лучшее!
Вячеслав Михайлов, юрист, г. Калуга