Этот удивительный случай произошел в августе 1995 года и запомнился мне, да и, наверное, моим спутникам на всю жизнь.
Ранним утром мы выехали из Кавалерова в Лазовский район. Утро было солнечное. До п. Ольга доехали быстро.
На меня нахлынули воспоминания… В 70-е годы мы часто ездили на рыбалку в Ольгинский залив и всегда возвращались с хорошим уловом, так как рыбы в то время было много. В пути нам часто попадались дикие животные: то заяц перебежит дорогу, то кабаны мелькнут в кустах, то фазаны перелетят. А однажды, подъезжая к перевалу, мы любовались, как дикая козочка мирно паслась около зимовья.
В этот раз нам не встретился никто, даже бурундук. Грустно у меня стало на душе, и я подумал: «Вот так пройдет каких-нибудь 20–30 лет, и диких зверей мы увидим лишь в зоопарке или в цирке».
За поселком Ольга дорога пошла грунтовая, и до Горноводного мы добрались лишь после обеда. Отведав минеральной водички из источника, мы продолжили путь. В 16 часов мы были в Щербаковке. Это некогда красивое село повеяло на нас запустением. Там жил мой давний знакомый егерь по фамилии Дымбрилов, и мы решили заехать к нему в гости. Он обрадовался нашему приезду. Он как раз собирался ехать в Милоградово.
По пути мы заехали в п. Маргаритово и задержались там. Выехали, когда стали сгущаться сумерки. На улице похолодало, и наш попутчик Дымбрилов, до этого ехавший в кузове, попросился в кабину. В УАЗ-452 кабина рассчитана на два человека, но мы решили потесниться. Уже стемнело, и вряд ли работник ГАИ различил бы третьего человека в кабине. Пересев в кабину, Дымбрилов спас жизнь себе, да, возможно, и нам.
В машине пошел разговор о диких животных, о рыбалке. За разговорами время летит быстрее. Дымбрилову было о чем рассказать. Работая егерем, он не раз встречался и с медведем, и с дикими кабанами, и с изюбрами…
Начался подъем в гору. Слева вырисовывалась красивая конусообразная сопка, которая полностью закрыла луну. Стало совсем темно, и водитель включил дальний свет. Яркость электрических фар осветила дорогу и, казалось, вокруг стало еще темнее. Впереди обозначился крутой поворот влево. Слева — скала, справа — обрыв. Машина шла со скоростью примерно 70–75 км/ч.
На дороге что-то стало вырисовываться. Я подумал: «Козы», — и уже начал произносить это слово, но не успел закончить фразу, так как перед фарами машины оказались три тигра — тигрица и два взрослых тигренка. Сильный свет фар ослепил их, и два тигра упали мордами под радиатор машины. Шофер резко нажал на тормоза, и машина юзом поползла на зверей. Их головы скрылись под передком машины.
Машина, визжа тормозами, уже остановилась. В свете фар нам отлично были видны спины двух тигров и их вытянутые длинные хвосты. Тигрица стояла в стороне. Мы были зачарованы происшедшим и смотрели на спины и хвосты тигров.
О третьем тигре мы как-то забыли. Никто из нас не испугался. Мы были так очарованы, что опасность не приходила нам на ум. В кабине горел свет, боковые стекла были подняты.
Опомнились мы, когда в боковое стекло со стороны водителя уперлась голова тигрицы. Шофер отпрянул от окна, а на всем стекле отпечаталась красивая тигриная морда с длинными усами. Зла в глазах зверя не было, он не рычал, а просто смотрел на нас, а мы на него. Не помню, сколько это длилось. Потом тигрица медленно отвернулась от стекла и пошла вдоль кузова вокруг машины. Она мельком взглянула в мое стекло и подошла к тигрятам. Обнюхав их и убедившись, что они живы и невредимы, мурлыкая, подобно кошке, тигрица начала их поднимать. Ей пришлось мордой сдвигать их. Они медленно поднялись.
Тигрица пошла первой по освещенной фарами дороге, тигрята потянулись за ней. Ростом они были вровень с мамашей, но выглядели красивее тигрицы. Вид у них был бравый, длинные передние ноги придавали им стройность. Тигрица выглядела грозно из-за массивного туловища и огромной головы. Они пошли вдоль обрыва, как на прогулке.
Свет фар и ровная дорога позволили нам еще полюбоваться ими. Мы не трогались с места. Потом звери, видимо, нашли удобный спуск, свернули вправо и скрылись в темноте распадка. Мы долго сидели, зачарованные увиденным.
Тишину прервал шофер, который обратился к егерю:
— Ты моли Бога, что взяли тебя в кабину. Был бы ты теперь на небесах.
Я представил, что бы с нами было, если бы в кузове был человек. Кузов у грузового УАЗ-452 намного ниже роста тигрицы, она могла легко достать его в кузове, и случилась бы трагедия. Ей ничего не стоило ударом лапы разбить стекло. Вперед ехать мы не могли: под колесами лежали тигрята. Справа зиял глубокий обрыв, слева нависала десятиметровая скала. Развернуться было невозможно: узкая дорога.
Наконец мы двинулись в путь. Заночевали в поселке и до поздней ночи обсуждали неожиданную встречу. Хозяин дома, пожилой человек, в прошлом охотник, услышав наш рассказ, сказал нам:
— Ваше счастье, что, подымаясь, тигрята не ударились головами о передок машины — тигрица бы, услышав звук боли, ринулась на защиту, и вряд ли бы машина защитила вас.
Мы поняли, что час назад были на волосок от гибели.
Утром мы с шофером продолжили путь, а егерь остался в п. Милоградово. К сожалению, я не запомнил фамилию водителя. Хотелось бы встретиться с ним — возможно, он бы добавил что-либо к моему рассказу.
Николай Кортелев, Приморский край