Экстремальный сплав по Чусовой

Пойманный голавль

Если вы вдруг захотите увидеть что-то особенное, бесконечно красивое, определенное время побыть на природе, слиться с ней. Дышать воздухом, напоенным ароматами хвойного леса и сочных луговых трав во главе с кипреем. Вечерами наблюдать за солнцем, которое садится в море чудесной тайги, словно нарисованной на бархате зеленой краской с разными оттенками. Смотреть, как пенится бегущая по камням вода, переливающаяся всеми цветами радуги на бурных перекатах… Если вы все это хотите увидеть, то вам, возможно, стоит попробовать отдохнуть на реке Чусовой.

Кого можно выловить

Здесь удильщик может поймать крупного окуня или мелкого ерша, без которого уха не уха. Щука, язь, лещ ловятся почти постоянно и всюду, а голавль является очень частой добычей. Сколько удовольствия получает человек, сидя вечером у костерка, где в котелке бурлит уха из только что пойманной рыбки!

Сказочную красоту реке придают и известняковые, и доломитовые великаны-камни. Наиболее опасные скалы Чусовой называются «бойцами». А все остальные — просто «камнями». Они разной высоты, протяженности и цвета.

В скалах вы можете увидеть и посетить пещеры. В речках, которые впадают в Чусовую, водится хариус. А на берегах растет множество различных грибов. Встречаются и огромные малинники с красной сладкой ягодой.

В общем, море удовольствия, а может быть, и даже целый океан! Добраться туда тоже несложно. От станции Екатеринбург до станции Коуровка езды на электричке — около часа. И несколько километров пешком до одной из туристских баз. А там уже все вопросы можно будет решить на месте.

Не самое удачное время

Я принимал участие в сплавах четырежды и каждый раз открывал для себя что-то новое, совсем неизвестное мне ранее. Оставалось время и для рыбалки. В этот раз сложилось так, что сплавляться мы решили впятером на трех байдарках.

Стартовали быстро. В первый же день прошли 30 километров. Сразу же почувствовали, что в нашем отдыхе в этих краях крайне заинтересованы оводы, мухи и комары.

Мы на собственном опыте убедились, что поставленную палатку нужно тут же закрывать, иначе через 10 минут внутрь уже не заберешься. А все залетевшие туда насекомые будут встречать тебя радостным гудением и писком!

Правда, время для нашего сплава мы выбрали не совсем удачное. На календаре был конец июля, приближался август. Река к этому сроку прилично мелеет, и на некоторых перекатах глубина не превышает 25-35 сантиметров. Но идти было можно. И мы каждый день отмеряли по 30 километров и радовались солнцу, ветру и реке с ее теплой водой и красивыми берегами.

Я начал потихоньку рыбачить. Голавли средних размеров весело брали на овода, муху, стрекозу, кузнечика. От мальков тоже не отказывались.

Отдых на берегу

Через три дня мы достигли отметки — 81-й километр. Там был приметный ориентир — Черный камень. Нас ожидала стоянка с дневкой. Прямо на берегу построили баню и напарились в ней. Разгоряченные выскакивали и прыгали в реку — остывать. А потом — снова греться в парилку. И так несколько раз подряд.

После бани был легкий товарищеский ужин с вареной картошечкой и жареными грибочками. Старшина Любовь Александровна Галкина выделила из своих запасов три селедки хорошего посола, и к тому же с икрой.

Ночь тихо опускалась на землю. Где-то на том берегу в камышах кричал коростель. В реке билась рыба, и в тишине ее удары по воде раздавались гулко. Видимо, или голавль охотился, или жерех. А может, и тот, и другой.

Хоть за день устали, но спать легли поздно. Однако уже в пять часов утра я поднялся и пошел на рыбалку. Ловил голавлей у переката. Клевало все время, но попадались в основном мелкие особи. К завтраку добыл около 30 штук, каждая из которых весила не более 100 граммов. Такой улов сгодился для ухи в обед.

На разведку

Утром следующего дня мы позавтракали, а потом разобрали поставленные перед нами задачи. Впереди река петляла, нас ждало много перекатов, камней, песчаных островов и просто отмелей, а также несколько прижимов прямо рядом со струей.

Особо обговорили меры безопасности. Всех участников сплава предупредили, что, если случится переворот, байдарку бросать не надо. Нужно держаться за нее, поскольку она имеет положительную плавучесть. Необходимо стараться развернуть лодку под углом к течению, которое обязательно вынесет на мель к берегу.

В байдарке мы плыли вдвоем — Галкина и я. Она заняла первое сиденье, а мне досталось второе. До отметки в 95 километров шли все вместе. Погода держалась хорошая. Чистое небо, ветер в спину и температура воздуха около 28 градусов.

Остановились на обед. Во время сплава мы ограничивались сухим пайком, который запивали кофе или чаем. Сразу же после такого перекуса наша лодка ушла вперед, чтобы найти место для стоянки. С этим делом проблема хоть небольшая, но была.

Течение на реке оказалось приличным. Мы набрали хорошую скорость и почти за 40 минут добрались до отметки в 101-й километр. На правом берегу виднелся камень Присадный, на левом — Пещерный. Я заметил, что впереди река сужалась. Течение с шумом неслось по камням.

Прекрасный клев

Мы причалили к берегу, и я прямо из байдарки принялся рыбачить. Прицепил на крючок тут же пойманного овода и опустил леску с поплавком, но без грузила в воду. Река тут же подхватила мою снасть и понесла ее со все увеличивающейся скоростью.

Я видел, как поплавок скакал по волнам и еле успевал сбрасывать с катушки леску. Вот 10 метров ушло… уже 15… Чуть поддернул леску и тут же ощутил удар. Кончик удилища прогнулся.

Сделал мягкую подсечку и почувствовал, как рыба заходила, забилась на крючке. Стал подтягивать ее к лодке. Любовь Александровна подала мне подсачник, и пойманный голавль граммов на 400 забился, путаясь, в сетке.

Мы с моей спутницей любовались уловом. Красивая и стремительная рыба. Прекрасная серебряная чешуя с черной окантовкой. Брюшинные и анальные плавники красные. Грудные окрашены, похоже, в оранжевый цвет. Хвостовой плавник — с черной окантовкой. «Красавец!» — подумал я. Галкиной тоже понравился голавль, она погладила его рукой.

Сделал еще заброс. И снова леска ушла метров на 15-20. Тут же произошел рывок — очередная поклевка. Вновь мне попался голавль — теперь уже побольше первого. Наверное, на полкило потянул бы. Третий заброс тоже оказался результативным. Я вытащил из воды еще одного пойманного голавля — весом около 300 граммов.

— Кажется, сегодня на ужин будет жареная рыба? — поинтересовалась Галкина.

— Неплохо бы! — поддакнул я в ответ и снова опустил в струю леску с наживкой на крючке.

Произошли еще три поклевки, а потом голавли перестали попадаться. Возможно, снижение активности рыбы было временным. Если б я мог подождать, чтобы убедиться в этом! Но нас еще ждал более чем 20-километровый участок. И необходимо было найти место для стоянки.

Я смотал удочку. Пойманную рыбу положили прямо в садке под мое сиденье на корме. И отправились дальше в путь…

Опасный участок

Чусовая действительно в половодье очень быстрая река, а в некоторых местах — крайне опасная. Сплавы по ней и сейчас непросты, а прежде были делом экстремальным. В XIX веке по Чусовой ходили барки, груженные металлом. Эти деревянные речные суда отличались слабой маневренностью, особенно под веслами.

И было на реке, да и сейчас есть, три известных камня-«бойца». Первый находится на 285-м километре — это Горчак. Река бьется в него и уходит вправо. Здесь она набирает скорость и несется к Молокову. Причем на пути встречается остров, который надо обходить справа. И тут же за ним прямо перед скалой есть мель. А струя уже со скоростью круто поворачивает влево.

Затем нужно быстро сменить курс вправо — и все это за считанные секунды! А тут, загораживая реку с одной стороны, находится отмель. А с другой — у левого берега — располагается камень Разбойник. И струя бьется о его подножие, описав дугу почти в 360 градусов.

В прежние годы было особенно трудно преодолеть этот участок. Если барка у камня Молоков не успевала пересечь струю, то дальше уже шла неуправляемая. Течение выносило судно прямо на Разбойника. Как-то в один день у этой скалы разбились 23 барки. И далеко не всем, кто сплавлялся тогда по реке, удалось спастись…

Да и вообще на Чусовой вполне хватает мест, где есть риск потерпеть серьезную аварию. А уж пропороть байдарку запросто можно на первой же отмели…

Уникальная заварка

Галкина покрутила головой и сказала мне:

— Похоже, в верховье прошли дожди. Течение, смотри, как увеличилось!

Действительно, по всем приметам было видно, что вода прибывала. Мы шли со скоростью 4-5 километров в час. Если идти в струе, то перекаты хорошо преодолеваются. За кормой нашей байдарки остались скалы Копна, Синенький, Волегов, Высокий, Ермик.

Вот и отметка в 110 километров и камень Мостовой. Он вытянулся в длину почти на 2 км. А от камня Ермик начался плес протяженностью в пару километров.

Мне захотелось пить. Я вытащил свою фляжку, в которой была вчерашняя теплая вода. Меня это не очень устраивало.

— У тебя в термосе чай горячий? — спросил я у Любы.

— Наверное, да, — услышал осторожный ответ.

— Дай на пару глотков, пожалуйста!

Галкина повернулась ко мне и протянула свой литровый термос. Я отвинтил пробку и с удовольствием стал пить чай, заваренный на разных травах. При этом не забывал поглядывать вперед. Солнце било прямо в глаза, и река под его лучами вся блестела.

Я со словами благодарности протянул термос своей напарнице. Чай в самом деле оказался прекрасным. Кстати, она постоянно делала новые заварки, поэтому никогда нельзя было заранее узнать, какой вкусовой оттенок добавится.

Угроза прямо по курсу!

Меж тем впереди на правом берегу все ближе и ближе вырисовывался камень Бревенник. Река упиралась прямо в него. А потом течение делало крутой поворот вправо. Я думаю взять ближе к левому берегу. Чуть вышел из струи, и тут же под байдаркой заскрипела галька. «Значит, мель!» — сообразил я.

Нас разворачивало влево. Я даже видел камни на дне. Из байдарки мы выскочили почти одновременно. Подвели ее ближе к струе. Галкина показала мне рукой и крикнула:

— Женя! Смотри: камень!

Я взглянул туда и заметил валун, который торчал из воды в 20 метрах от нас. Рядом с ним река пенилась. Течение огибало камень справа. Мне было ясно, что нам нужно пройти именно там и больше нигде. На другой маневр у нас просто не хватит времени или сил…

Байдарка уже стояла поперек течения. «Если ее не развернуть, то будет прижим!» — прикидывал я. Придерживая, крутанул лодку в нужную сторону, направив носом на камень. Люба уже сидела внутри. В руках она держала весло, которым для лучшей устойчивости уперлась в дно.

Моя напарница ждала, когда я заберусь в байдарку. У меня получился неплохой прыжок через борт. Я выдернул весло, приготовившись корректировать движение лодки.

Однако тут произошло непредвиденное. То ли повлиял мой резкий скачок, то ли нас так подхватило течение, но в этот миг нос байдарки резко пошел вправо. Струя со скоростью потащила нас прямо на валун!

За бортом!

Мы пытались развернуть байдарку так, чтобы она прошла мимо камня слева. Но нам не хватило, наверное, двух секунд или одного хорошего взмаха веслом. В итоге наша лодка все же ударилась носом о камень. Наверное, с секунду задержалась на одном месте. И я услышал, как заревела вода, переворачивая нашу байдарку!

Не стал цепляться за борт, а сразу вывалился в бурлящий поток. В себя пришел тут же! Лодка была в струе, плыла вверх дном. Я заметил на поверхности надувной матрас, который мы подкладывали под сиденье. Рядом со мной по течению двигались весло и еще что-то вроде сумки.

На поверхности воды не хватало лишь одного. Не было видно головы моей напарницы, ее светлых волос! Прошло уже секунд пять, а Любовь Александровна все не показывалась. Я подплыл к байдарке, ухватился за ее борт и потрогал сиденье, на котором еще совсем недавно находилась Галкина. Пусто!

От камня меня унесло уже метров на 15. А голова все не появлялась! Я почувствовал ужас. Нырнул и открыл глаза в толще воде. Ничего не увидел, потому что было темно. «А может, просто не заметил?» — мелькнула мысль в моем мозгу. Я тут только понял, чем все может закончиться! И мне стало жутко.

От безысходности пошарил вокруг себя руками под водой. Никого! Вовремя сообразил, что начинаю паниковать. «Этого только не хватает!» — мысленно одернул я себя. Набрал полную грудь воздуха, намереваясь нырнуть как можно глубже.

На поверхности

В этот момент почувствовал, как под водой что-то задело мои ноги. Тут почти рядом со мной из глубины показалась светлая голова Любы. Ее руки ухватились за байдарку. Галкина резко выдохнула воздух и судорожно втянула в легкие новую порцию. Снова повторила этот цикл и еще раз. Она держалась за лодку и никак не могла отдышаться!

Нас уже выбросило из струи, и мы медленно плыли на повороте, приближаясь к правому берегу. Я спросил напарницу:

— Как ты себя чувствуешь?

Она посмотрела на меня, затем на реку. А потом совсем неожиданно, указав рукой вперед, закричала:

— Моя сумка!

Недалеко от нас спокойно покачивались на воде надувной матрас и два весла. А рядом с ними действительно, не торопясь, плыла по течению коричневая сумка Любы.

— Там же деньги наши! — заорала Галкина и бросилась вдогонку.

Я понял, что останавливать ее бесполезно. Вместо этого огляделся, прикидывая, куда бы причалить. Прямо передо мной у камней сидел рыбак и спокойно смотрел на поплавки.

Правый берег казался пологим, и течение рядом с ним почти не ощущалось. Я направился туда, и река послушно вынесла меня в ту сторону. А впереди меня Любовь Александровна забралась на надувной матрас. Сумку и одно весло положила рядом с собой, а вторым старалась «подрулить» к берегу.

Самый драматичный момент в жизни

Я вылез на сушу и вытянул за собой лодку. Вытащил ее подальше и пошел к тому месту, где причалила Галкина. И тут на реке послышались голоса. Это сплавлялась основная часть нашей группы. Я закричал, обращаясь к ним и предупреждая о камне. Благодаря своевременно поступившей информации остальные байдарки прошли спокойно.

— Стоянка тут будет? — уточнил Леша Согалов.

— Да, — ответил я коротко.

— А почему у вас байдарка перевернута? — задал он новый вопрос.

— Да вот дно решили посмотреть. Взяли и перевернули, — выкрутился я и предложил любопытному парню поставить лодку на киль…

Только позднее мы поняли, почему Люба была под водой 30 секунд. Переворот случился очень быстро, и Галкину выбросило за борт. Она на какое-то мгновение потеряла ориентацию в воде и поплыла вниз — ко дну. Только ударившись о грунт поняла свою ошибку и быстро исправила ее. Глубина в этом месте было метра три.

Секунды, отсчитывающие оставшийся отрезок жизни Любы, бежали так стремительно! Я до сих пор отчетливо помню тот случай. Считаю, что это был самый трудный и драматичный момент за весь мой сознательный период.

Расплата за беспечность

И все-таки не могу сказать, что нам просто не повезло. Во-первых, жизнь лишний раз доказала, что нельзя нарушать меры безопасности! А мы их не соблюдали. Например, во время обеда сняли спасательные жилеты и положили в грузовой отсек. А потом уже не стали надевать их снова.

Если б на Любе был жилет, то он сразу вытолкнул бы ее на поверхность. И тогда бы удалось избежать этой страшной половины минуты, когда я чуть не сошел с ума, ожидая, всплывет ли Галкина.

Но что интересно. У меня в грузовом отсеке хранились галоши и тапочки. К шпангоуту были за ремешок пристегнуты часы. Так просто лежала сумка с рыбацкими принадлежностями, телескопическая удочка и спиннинг с катушкой. В конце концов, и все пойманные голавли были там же. А Люба держала в грузовом отсеке резиновые сапожки.

Еще там хранились консервы, подсолнечное масло, копченая колбаса, крупы, конфеты. Все это осталось в целостности и сохранности! Ничего у нас не утонуло, а часы, когда я подержал их немного на солнце, завели «свою обычную песню».

С Любовью Александровной Галкиной мы еще много раз бывали на сплавах. Наша байдарка обошла много рек. Она и сейчас пригодна к использованию. В последний раз я сплавился в 70-летнем возрасте, а потом подарил ее своим друзьям.

А для того, чтобы лодка постоянно напоминала мне о том случае на Чусовой, специально не стал выправлять левый носовой стрингер. Так и ходил с ним погнутым. Он служил немым укором, что нарушать меры безопасности на воде никому не допустимо!